![]() |
Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | |
|
Второй отличительной чертой библейской поэзии является параллелизм, когда две короткие фразы (А, В) в чем–то подобны или параллельны. Лишь недавно ученые открыли важное значение параллелизма. Джеймс Кугель (The Idea of Biblical Poetry: Parallelism and its History, Yale University Press, 1981) говорит о том, что раввины, не признававшие важности повторов, «забыли» о параллелизме. Они стремились к мак- симальной четкости каждого слова и каждой фразы, как, например, во Втор. 33:10:
Учат законам Твоим Иакова и заповедям твоим Израиля.
Считалось, что слова «законы» и «заповеди» имеют разное наполнение (как пись- менная и устная Тора). И раввины были не совсем неправы, потому что абсолютно си- нонимичные фразы крайне редки. Все же первым «вспомнил» о параллелизме Ро- берт Лоут в своих двух работах, опубликованных первоначально на латыни в 1753 г. и 1778 г. (в английском переводе: Lectures on the Sacred Poetry of the Hebrews, Buckingham, 1815; и Isaiah: Л New Translation with a Preliminary Dissertation and Notes, Wm. Tegg, 1848). Он предложил представить состоящую из двух фраз строфу следующим образом: А/ В//, где / — небольшая пауза в конце первой фразы, а // — полновесная пауза в конце строфы. Например, в Пс. 2:3:
Расторгнем узы их, А /
и свергнем с себя оковы их. В //
Эти фразы можно также разбить на два или три меньших по размеру элемента, ко- торые в древнееврейском варианте часто представляют собой отдельные слова (как бы соединенные дефисом). Их можно представить в виде букв а, b, с и т. д. (как пока- зано ниже) с их параллелизмами а1, b1, с' и т. д. Например, Пс. 146:8:
Он покрывает небо облаками, (а, b, с) приготовляет для земли дождь, (a', bf, с')
Лоут описал три основных типа параллелизма. В псалме 2:3 представлен синонимический параллелизм, когда первая фраза повторяется в похожих выражени- ях во второй фразе (ab/ а'b' //). Сюда же относится и внешний параллелизм (А / В // А В' //), как, например, в Пс. 26:1:
Господь — свет мой и спасение мое: А кого мне бояться? В
Господь — крепость жизни моей: А' кого мне страшиться? В''
Кроме того, встречается антитетический параллелизм, когда две фразы имеют противоположный смысл, как в Прит. 10:1:
Сын мудрый радует отца,
а сын глупый — огорчение для его матери.
Третьему типу параллелизма — синтетическому — Лоут дал следующее опреде- ление: «Такой параллелизм проявляется только в сходстве форм; при этом слова и предложения не имеют своих эквивалентов (как при синонимическом параллелизме) и не имеют своих антитез (как при антитетическом параллелизме), но присутствует тождественность и соответствия между различными суждениями, выражающиеся в особенностях формы и построения всего предложения и составляющих его частей…» В Пс. 2:6, например, отсутствует как синонимический, так и антитетический па-
раллелизмы:
Я помазал Царя Моего
над Сионом, святою горою Моею.
Классификацию Лоута можно развить далее в нескольких направлениях:
(а) Дополняющий параллелизм: две фразы выражают дополняющие друг друга истины:
Господь — Пастырь мой;
я ни в чем не буду нуждаться (Пс. 22:1).
Яхве и псалмопевец («я») связаны взаимоотношениями веры. Иметь пастыря означает не иметь нужды.
(б) Ступенчатый параллелизм: вторая фраза повторяет только одно из основ- ных положений первой строки, чем подчеркивается главная мысль (ab/ а'с //):
Воздайте Господу, сыны Божий,
воздайте Господу славу и честь (Пс. 28:1).
Можно рассмотреть этот стих и с точки зрения применения в нем «эллипсиса» (опущение одного элемента). Обращение относится к небесным существам во второй строке так же, как и в первой, хотя здесь они прямо не названы. Ступенчатый парал-
лелизм — особый прием, используемый с конкретной целью: открыть стих (Пс. 28:1; Екк. 1:2) или закрыть его (Екк. 12:8), а так же в повторах (Пс. 66:3,5).
(в) Хиазм — обратный порядок расположения параллельных элементов (ab / b'a'
//), что создает эффект «пересечения» (само название происходит от греческой буквы
«х» (хи), имеющей форму креста).
Ибо знает Господь путь праведных,
а путь нечестивых погибнет (Пс. 1:6).
Этот прием интересен, он придает разнообразие форме, однако немаловажен он и для смысла. Контраст между путями праведников и грешников четко передан посред- ством формы верхней строки. Иногда он используется для акцентирования централь- ного элемента. Развернутый хиазм (например, a b с с1 b' а') мы находим также в Ам. 6:46 — 6а; или a b с b' а1 — в Ис. 55:8–9.
(г) Меризм — способ выражения всеобщности путем соединения двух крайностей (которые можно представить в виде а– а+):
В Его руке глубины земли,
и вершины гор — Его же (Пс. 94:4).
Величие единства мира представлено двумя вертикальными крайностями (а b+ / b– а1 // — см.: хиазм). Следующий стих этого псалма добавляет горизонтальную про- тяженность, охватывающую море и сушу. Еще один пример меризма, представляю- щего всю вселенную — «небо и землю» (Быт. 1:1), — использован в начале вавилон- ского эпоса о творении (Энума Элиш 1, 1):
Когда вверху (+) небо (+) еще не имело названия,
а внизу (-) земля (-) еще не имела имени.
Дата публикования: 2015-02-20; Прочитано: 488 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!