Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Давид на территории филистимлян



Это самый трудный период в жизни Давида. Изгнанный с территории Израиля, он был вынужден искать убежища на земле фистимлян, у одного из их царей. Давид имел небольшую армию, и было ясно, что филистимляне не допустят на свою терри- торию израильских воинов, если не поверят в их готовность воевать против своих. У людей Давида было одно неоспоримое доказательство: Саул, израильский царь, был


их заклятым врагом. Давиду удалось убедить филистимлян, что он и его люди оста- нутся врагами Саула и всего Израиля. Хотя, конечно же, у Давида не было намерения нападать на израильтян, к тому же он никогда бы не стал царем Израиля, если бы по- шел на это. Итак, он столкнулся с весьма трудной задачей в дополнение к заботам о пропитании и снабжении своей армии. Но он преуспел и в этом, ибо Бог был с ним всегда.

27:1—12 Давид и царь Анхус. Постоянная смертельная опасность заставила Да- вида понять, что не может он бесконечно бегать от Саула. Ему было все труднее пря- тать свою армию в 600 человек. Мы можем предположить, что ни одна нейтральная страна и ни один из союзников Саула не хотели принять его в качестве беженца.

Давиду не оставалось ничего другого, как притвориться союзником врагов Саула, то есть филистимлян. Поэтому он отправился в Геф, куда уже наведывался некоторое время назад (21:10–15). На этот раз филистимский царь Анхус принял его с полной уверенностью в его лояльности и подарил ему город Секелаг. Мы видим проявление воли Божьей даже в этом решении филистимлян. Секелаг находился вблизи границ с Израилем (см. карту на с. 314), и Анхус ожидал, что Давид станет нападать на изра- ильские территории в Иудее. Однако Секелаг был расположен недалеко и от других государств тоже: на юг от него жили племена, враждебные как Израилю, так и фили- стимлянам. Это дало Давиду возможность оказать жителям Иудеи неоценимую по- мощь, занявшись борьбой с их исконными врагами, и в то же время ввести в заблу- ждение Анхуса, который видел военную добычу, но не догадывался, откуда она берет- ся. Давид и сам получал большую выгоду от этих кампаний, поскольку благодаря во- енным трофеям мог удовлетворить нужды своих людей в полной мере.

Изобретательность Давида в использовании сложившихся обстоятельств совер- шенно очевидна. Как христиане, мы не можем восторгаться его обманом и избиением мужчин и женщин. Конечно же, библейский автор никак не хвалит Давида за ложь и жестокость. Он просто показывает, в каком отчаянном положении оказался Давид, благодаря безрассудству Саула. Кроме того, обращает на себя внимание решимость Давида не причинять вреда своему народу, но сделать все возможное, чтобы помочь ему. Прежде всего он думал об Израиле, а по отношению к врагам Израиля у него не было никаких обязательств.

28:1–25 Саул идет к волшебнице. События приближались к развязке. Заклю- чительные главы 1 книги Царств рассказывают о самом важном событии — о великой битве между Израилем и филистимлянами с успехами и неудачами всех трех вовле- ченных в эту войну сторон: Саула с израильской армией, филистимской армии и Да- вида с его небольшой группой воинов. Войну начали филистимляне, собрав для этого все свои силы (1, 4). Большая часть столкновений между израильской и филистим- ской армиями проходила в южной части страны, но теперь филистимляне изменили свою стратегию и стали станом на севере, в Сонаме. Возможно, они пытались разде- лить Израиль на две части, отделив Саула от северных племен. Саул не мог игнориро- вать эту угрозу и, по–видимому, был вынужден принять бой на ровной местности, где колесницы филистимлян давали им большое преимущество. (Обычно израильтяне старались сражаться в горах, где практически невозможно было использовать колес- ницы.) Израиль оказался в опасном положении, поэтому Саул нуждался в компетент- ном совете. Хотя рассказ представлен в личностном освещении, очень важно понять, что Саул искал помощи как царь Израиля, а не как частное лицо. Но как царь он не


мог получить помощи пророка. В стихе 6 упоминаются три обычных способа получе- ния информации о воле Божьей. Урим относится к ефоду священников (см.: 14:37). Саул больше не имел возможности обратиться к Самуилу, так как тот незадолго до этих событий умер. Можно было бы вопросить Самуила через медиумов, но он сам из- гнал их из центральной части страны. Ветхозаветные законы запрещают обращение к мертвым (черная магия) (см.: Лев. 19:31; Втор. 18:9–14), и Саул добросовестно подчи- нялся этим законам. В порыве отчаяния он обращается к волшебнице, а для этого ему приходится идти в Аэндор.

Библейский автор не пытается ни осмеять, ни критиковать практику черной ма- гии, он просто описывает отчаянное положение Саула и твердое решение Бога. По- зволил ли Сам Бог Самуилу явиться по вызову волшебницы, или какой–то дух при- нял обличие Самуила, неизвестно, но Саул увидел Самуила и услышал его голос. Этот голос повторил и подтвердил отвержение Саула Богом и избрание Давида на царство. Кроме того, в стихе 19 имеется предсказание об исходе предстоящей битвы.

Автор стремился показать безнадежность положения Саула, показать, как низко он пал, если даже преступникам пришлось утешать его, ибо та женщина была пре- ступницей по законам самого Саула. Повествование ни в коем случае не поощряет волшебства, ибо водительство Божье никогда не может быть получено подобным образом.

29:1–11 Филистимляне и Давид. В главе 28 мы видели глубокое отчаяние Сау- ла и безнадежность его положения. Давид тоже оказался в сложнейшей ситуации по милости филистимлян. Его группа воинов была слишком мала для открытой борьбы с филистимлянами, и Давид не осмелился противоречить приказу. Единственный вы- ход он видел в том, чтобы продолжать обманывать Анхуса. Трудно представить, что именно сделал бы Давид, если бы Анхус настоял на своем в споре с филистимскими князьями. Однако князья переубедили Анхуса. Они ясно видели опасность, грозящую им, если бы вдруг во время военных действий Давид перешел на сторону израильтян со своими воинами (4). Они прекрасно знали и ценили способности Давида как вои- на, которого израильские женщины воспевали в своей хвалебной песне (5; см.: 18:7). Автор не говорит об этом прямо, но подводит читателя к выводу о том, что лишь по воле Божьей Анхус переменил свое решение и избавил Давида от невероятно слож- ной ситуации.

Примечание. 1 Все это произошло в Афеке, до того как филистимляне отправи- лись на север и остановились в Сонаме (28:1). Другими словами, события главы 29 произошли прежде тех, что представлены в главе 28. 6 Анхус здесь клянется именем Господа, скорее всего, потому, что обращается к израильтянину. Упоминание им в стихе 9 Ангела Божия менее конкретно. Возможно, это была лишь фраза, использо- вавшаяся в обычной речи. Нет никаких предположений, что Анхус поклонялся истин- ному Богу. 11 Стан израильтян находился в Изрееле (1), а значит, этот стих показыва- ет, что война началась.

30:1–17 Давид наносит поражение амаликитянам. Рассказчик идет вслед за Давидом на юг, в принадлежащий ему город Секелаг, и оставляет рассказ о битве при Гелвуе до главы 31. Подробно описывая борьбу Давида с Амаликом, автор подчерки- вает, что во время сражений израильтян с филистимлянами Давид находился на большом расстоянии от армии филистимлян. Можно представить, с какой готовно- стью враги Давида позже распространяли слухи о том, что Давид и его люди помога-


ли филистимлянам одержать победу над войском Саула. Эта глава, напротив, показы- вает, что Давид напал на врагов Израиля амаликитян, в то время как Израиль воевал против филистимлян.

Другой важный аспект этой истории заключается в том, что противником Давида на этот раз оказался Амалик. Неспособность Саула уничтожить этот народ, злейшего врага и постоянную угрозу Израиля, была показана в главе 15. Именно тогда Бог от- верг Саула. Теперь в главе 30 автор рассказывает о том, как Давид сделал то, что дол- жен был сделать Саул.

30:18–31 Добыча Давида. Очень трудно было даже выследить кочевников, со- вершавших набеги на территории израильтян, а то, что отнял Давид все, что взяли Амаликитяне, можно назвать почти чудом.

Стих 7 обращает наше внимание на очень важный момент, противопоставляя по- ведение Давида в трудный момент его жизни поведению Саула в главе 28. Саул обра- тился за советом к волшебнице, Давид же призвал священника, чтобы вопросить о во- ле Божьей. Обращение Саула к магии привело его к полному отчаянию, а Давид полу- чил моральную поддержку (8).

Бог не только вмешался в события, чтобы предотвратить участие Давида в битве против соотечественников, но и рассчитал все с предельной точностью. Давид и его люди вернулись в Секелаг намного раньше, чем ожидали амаликитяне. Иначе захва- ченные в плен жены и дети были бы проданы в рабство в другие страны.

Мы видим также мудрость и волю Давида в управлении своим войском, состояв- шим из жестких и горячих мужей (6), среди которых, кроме того, были и негодные (22). Мы видим, что он уже принимает решения подобно тому, как это делает царь (см.: особенно ст. 25). Он хотел, чтобы все его люди получали равные доли добычи, и, кроме того, стремился вознаградить города и области Иуды за оказанное ему и его войску гостеприимство в тот период, когда они были вынуждены скрываться от Саула (27—31). Это был мудрый политический ход: в свое время жители Иудеи свободно из- берут его царем вместо сына Саула (2 Цар. 2:10).





Дата публикования: 2015-02-20; Прочитано: 210 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...