Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Благословение Моисея, обращенное к народу



33:1–6 Вступительное благословение. Перед смертью Моисей благословляет колена

Израилевы. Это в определенной мере напоминает благословения, которые перед смертью призвал на своих сыновей (праотцов колен израилевых) Иаков (Быт. 49). Исаак так же благословлял Иакова с Исавом (Быт. 27:27–29, 39–40). Это было почет- ным отцовским долгом. Моисей, по–видимому, изображен здесь как «отец» Израиля. Безусловно, он обладал особой властью благословлять народ, поскольку он был


человек Божий (1; ср.: заголовок Пс. 89), именно так назывались пророки (3 Цар. 17:18), среди которых Моисей был первым.

Благословение Моисея начинается и завершается отрывками (2–5, 26–29), в кото- рых славится Бог и особенно подчеркивается чудесный исход из Египта. Прославле- ние Бога — вот смысл напоминания о том, что Господь «пришел» от Синая, где был дарован закон (обычно гора Синай в Книге Второзаконие называется «Хорив»), и ссылок на местности в пустыне по ходу странствий (2). Мысль о любви Бога к Своему народу (3) пронизывает все богословие выбора, или избрания (обратите внимание также на близость понятий избрания и любви в 7:6—7). Такое отношение Бога к наро- ду было ознаменовано дарованием синайского закона через Моисея (4); избавление народа от рабства в Египте и дарование Синайского закона утверждают Господа Ца- рем Израиля (5; см.: ком. К 17:14–20).

Раздел земли между коленами Израиля

Упоминание о Моисее в третьем лице (4) — трудное для толкования место, по- скольку весь отрывок написан от лица самого законодателя. Есть предположение, что стихи 36—5 представляют собой ответ народа Моисею на его начальные слова, пред- шествовавшие самим благословениям (Craigie P. С. The Book of Deuteronomy [Eerdmans, 1976]. P. 392). Ссылка Моисея на самого себя в третьем лице, однако, тоже возможна, если рассматривать ее как необходимость кое–что напомнить и повторить народу Израиля.

33:6 Благословение Рувима. Краткое благословение Рувима, скорее всего, про- стая молитва о том, чтобы Господь сохранил это колено. Если учесть написанное в Быт. 49:4, это совсем не так мало для Рувима. Колено Рувимово перестало пользовать- ся, а может быть, никогда и не пользовалось правами своего первородства.


33:7 Благословение Иуды. Это благословение, по–видимому, молитва о защите его в сражении и о том, чтобы в битве он полагался на Господа. Моисеево благослове- ние явно не отдает преимущества Иуде перед другими коленами Израиля, в отличие от благословения Иакова (Быт. 49:8–12).

33:8—11 Благословение Левия. Это благословение подчеркивает отделение ко- лена Левия для образования в Израиле священства (10:8—9). Туммим и Урим (обычно в обратном порядке, Исх. 28:30) были средством для конкретных обращений к Богу. «Испытание» Левия в Массе при водах Меривы не указано в повествовании Пятикнижия, если не считать, что сам Аарон представлял тогда это колено (Исх. 17:1—7).

Стих 9 раскрывает ревность Левия по Господу, верность Ему, превышающую се- мейное родство и связи. Возможно, здесь имеется в виду то, что Левий всецело посвя- щался делу служения Богу и не имел своего удела (см.: 18:2). Однако допустимо и бо- лее конкретное значение ссылки Моисея на ревность этого колена, связанное с инци- дентом с золотым тельцом (Исх. 32:25–29). Колено Левия, как священническое коле- но, несло особую ответственность за регулярное обучение народа закону, что было возложено на него вместе с ответственностью за сохранение ковчега завета (31:9, 25). Это поручалось ему наряду с его обязанностью помогать народу приносить жертвы. Благословение Левия — это молитва о достойном и успешном исполнении им своих серьезнейших обязанностей.

33:12 Благословение Вениамина. Здесь о Вениамине говорится как о возлю- бленном Господом колене, быть может, в напоминание о любви Иакова к младшему сыну. О нем сказано, что он покоится между раменами Его, что относится к положе- нию Иерусалима в колене Вениаминовом (ср.: Нав. 15:8; 18:28); пойраменами подразумеваются цепи гор.

33:13—17 Благословение Иосифа. Самое лирическое из всех, это благослове- ние — прежде всего молитва за благоденствие большого колена Иосифа. Здесь поэти- чески изображен целый ряд явлений естественного мира. Стих 13 говорит о значении росы как естественного источника орошения в Израиле, а также образно указывает на древнее верование, по которому земля подпитывалась водой, расположенной глубоко под нею. Иосиф фактически разделяется на два отдельных колена: Ефрема и Мана- ссию (17), названных по именам двух сыновей самого Иосифа. Они занимали значи- тельную часть центрального Израиля и территорию в Трансиордании, причем самые плодородные земли. Плодовитость его отмечена и в благословении этого колена Иа- ковом (Быт. 49:22). Наконец, это благословение рисует колено Иосифа сильным в би- тве и многочисленным (17).

33:18–19 Благословение Завулона и Иссахара. Территория этих двух колен лежит между Средиземным и Галилейским морями. На картах владений колен Изра- илевых, основывающихся на Книге Иисуса Навина, отмечено, что владения Завулона нигде не выходит на побережье Средиземного моря, а владения Иссахара едва ли до- ходит до Галилейского. Эти границы, однако, не очень просто провести с точностью, используя сведения из Книги Иисуса Навина, и они могли время от времени передви- гаться в ту или иную сторону (ср.: Быт. 49:13). В любом случае, благословение изобра- жает благосостояние этих колен, связанное с дарами моря, рыбной ловлей и торго- влей (196). Кроме того, видно, что эти колена с должной благодарностью относятся к Богу, от Которого приходят всяческие благословения. Гора, о которой говорится


здесь, по–видимому, гора Фавор (ср.: Суд. 4:6).

33:20—21 Благословение Гада. Территория Гада занимает прекрасную плодо- родную землю в Трансиордании. Первую строку благословения, думается, можно прочитать как «благословенны обширные владения Гада». Слова Он избрал себе на- чаток земли, скорее всего, не означают, что Гад захватил себе лучшее; история завое- вания земли не оставляет такого впечатления (3:12—16). Суть в том, что это земля до- брая. Упоминание о силе Гада, вероятно, предсказывает ту благородную роль, кото- рую сыграет это колено в овладении землей (Нав. 22:1–6).

33:22 Благословение Дана. Это краткое предисловие раскрывает великие пер- спективы для Дана. Выражение выбегает из Васана кажется странным, поскольку Дан никогда не занимал эту территорию. Не исключено, что это выражение лишь продолжение образа выбегающего льва. Возможна альтернатива: слово, переведен- ное как Васан, можно перевести совершенно иначе, а именно: «ехидна», тогда в ре- зультате получится: «[Дан] бежит от змеи», то есть воплощает робость (ср.: Быт. 49:17).

33:23 Благословение Неффалима. Краткое благословение Неффалима отно- сится только к протяженности его земли. Море — это Галилейское озеро. Неффалим занял землю к северу от этого озера, однако в южной ее части, вдоль береговой ли- нии, вполне возможно, почва была наиболее плодородной. Стало быть, выражение море и юг говорит о преимуществах самой территории Неффалима, раскинувшейся главным образом к северу от озера.

33:24–25 Благословение Асира. Елей в благословении Асира — это оливковое масло, высоко ценимое в библейские времена; оно шло в пищу (Чис. 11:8), употребля- лось в лечебных (Мк. 6:13) и гигиенических целях (2 Цар. 12:20). Библейские писате- ли использовали елей и как символ изобилия и радости (103:15). Картина омовения ног елеем указывает на роскошь, которая доступна только при великом благоден- ствии. Асир представлен хорошо защищенным, поскольку, располагаясь на самом се- вере земли, он, быть может, был особенно уязвим для врагов.

33:26–29 Заключение. Благословение двенадцатого брата, Симеона, опущено. Симеон исчез в качестве отдельного колена вскоре после завоевания земли; видимо, он был поглощен Иудой.

Заключительные стихи снова обращаются к самой цели этих благословений, а именно, к молитве о народе перед завоеванием земли обетованной. Благословения подчеркнули преуспевание и военную мощь, то есть способность народа владеть зе- млей и защищать ее. Это доминирующие темы всей книги. Возвращаясь к ним, Мои- сей прославляет Господа (26).





Дата публикования: 2015-02-20; Прочитано: 461 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...