Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Благословения и проклятия



28:1—14 Заветные благословения. Моисей продолжает проповедь завета в Моаве благословениями за соблюдение народом его установлений и проклятиями, которые обрушатся на него, если народ нарушит закон. И снова речь Моисея следует образцу древних межплеменных договоров, в которых подобные благословения и проклятия, часто по сути те же самые, были побудительными мотивами к верности договору.


Благословения соотносятся с основными идеями книги: Израиль как Богоизбран- ный народ (1,9–10, 13; ср.: 7:6;26:19), покой от врагов (7; ср.: 12:9) и благоденствие (3–6, 8,11–12). Создается такое впечатление, что народ как бы окружен благословени- ями Бога со всех сторон. Такие представления всегда важны для всякого народа.

Однако в древнем Средиземноморье такие благословения не принимались как са- ми собою разумеющиеся. Требовались доказательства. Политическая нестабильность была делом обыденным, неурожай и постоянная тревога могли ввергнуть в нищету и разруху. У древних народов плодородие земель и победа над врагом становились основой их религиозных культов. Ваал почитался прежде всего как гарант плодоро- дия (см.: Ос. 2:5,8).

В своих благословениях (и, конечно, проклятиях) Книга Второзаконие стремится показать, что Господь, а не Ваал гарантирует благоденствие. Более того, в вопросах жизни и смерти вовсе не страшные заклинания магии, ритуальной проституции и идолопоклонства приносят безопасность народам, но беспрекословное повиновение слову единого истинного и праведного Бога, единственное желание Которого — бла- гословлять, а не заставлять страдать. Благословения и проклятия — важная часть уче- ния Книги Второзаконие, утверждающего, что мир Божий — это мир разумный и ду- ховный. Человеческие существа не оставлены в пучине тревог и опасностей. Они мо- гут быть уверены в фундаментальных истинах жизни, поскольку они знают, Каков Бог; они могут знать Самого Бога.

28:15—68 Заветные проклятия. Проклятиям уделяется значительно больше места, нежели благословениям, наверное, затем, чтобы подчеркнуть, насколько се- рьезные последствия влечет за собой нарушение Завета. Проклятия являются, по су- ти, противоположностью нарисованной выше картине благословений, это всеобъ- емлющее изображение человеческого горя.

Первая группа проклятий (15—19) составляет как бы зеркальное отражение благо- словений из стихов 3–6. Здесь мы видим нищету, страдание, несчастья в обычной жизни, неудовлетворенность основных потребностей, с одной стороны, и благоден- ствие семьи во всем и всегда, с другой.

Описывается (20–24) нестабильная жизнь: внезапное разорение, болезни и засуха. Где пренебрегают требованиями завета, там нет «мышц вечных» (33:27), которые мо- гли бы охранять от подобных вещей. Нет там и спасения от врагов, одного из самых великих обетовании завета (12:9); наоборот, народ–богоотступник предается им в ру- ки (ср. ст. 25 со ст. 7; положение народа, представленное в ст. 26, по–видимому, есть следствие этого поражения). Господь не только не носит Свой народ на руках, как от- цы носят своих детей, Он энергично враждует с ним, вызывая среди сынов Своих те несчастья, от которых однажды спас (27–29). Стихи 30–35 фокусируют внимание на невозможности наслаждаться теми дарами, которые гарантировал им закон. Если раньше мужчины овобождались от несения военной службы, чтобы построить семью и обеспечивать ее и просто наслаждаться благословениями Бога, то теперь они лише- ны этого; другим дано наслаждение женой, детьми, домом, виноградником, стадами крупного и мелкого скота. Вот полная противоположность тому несметному богат- ству, о котором говорится в 6:10—11.

Перечисленные несчастья столь страшны потому, что среди них нет и проблеска надежды на избавление. Многое можно вынести, претерпеть, если есть основание для упования на Бога. Здесь же, однако, показано, что Он отнял Свою руку помощи; тако-


ва жестокая правда. Нет заветного упования для презревших завет.

Суровы перспективы для народа–богоотступника. С общего обзора несчастья, ужа- са, разрухи наше внимание переключается на грядущие исторические потрясения, ко- торые последуют за грехопадением всего народа. Эти картины чередуются с другими, более обычного плана, как например в стихах 38—44. Сопоставьте крылатые слова

«он будет главою, а ты будешь хвостом» (43–44) со стихами 13; 26:19; и заметьте, как

«знамение и указание» предыдущей победы Израиля оборачивается против него (46; ср.: 26:8). Теперь в центре внимания поражение и рассеяние. Ст. 36–37 провозглаша- ют их в общем; стихи 49–57 рисуют ужасы осады и падения, когда люди опускаются до каннибализма. Наконец, изображаются несчастья, связанные с самим рассеянием (64—68). Они рассматриваются метафорически в виде возвращения в Египет (68), хо- тя в действительности рассеяние большей, северной части Израиля вызовет наше- ствие Ассирии столетия спустя после смерти Моисея, а еще позднее — победа царя Ва- вилонского Навуходоносора.

Рассеяние — это наихудшее из возможных заветных проклятий. Оно рассматрива- ется в стихах 58—63 как полная отмена всех обещанных благословений завета и всего того, что Господь завоевал для Своего народа. Обратите внимание на то, какими язва- ми поражает Господь Израиля (59). Такими же, какие Он посылал на Египет в свое время; страсти египетские, от которых однажды Израиль был избавлен (7:15), теперь наводятся на него (60). Обетование о многочисленности народа в его земле ныне от- нято (62–63; ср.: Быт. 15:5,7). Жизнь Израиля с Господом была тесно связана с землей обетованной. Утрата земли — самое страшное проклятие. Когда это происходит, воз- никает вопрос: а есть ли у этого народа будущее?

Благословения и проклятия могут показаться слишком грубым способом побудить народ соблюдать условия договора. Однако они утверждают важные моменты. Наро- ды вокруг Израиля верили в непредсказуемость мира, в котором множество богов ста- раются влиять на течение событий и могут делать это произвольно, не опираясь на моральные критерии. Израиль в завете с Богом знал, что Он один управляет течением истории и что Он всегда будет действовать согласно Своей природе. Проклятия дают возможность знать, что может произойти с человеческими сообществами и что имен- но Бог управляет всеми возможностями и случайностями в человеческой жизни, знать и бояться этого. Это знание дает некоторую надежду, которая недоступна тем, кто не познал Его.

Тема награды и наказания рассматривается не только в Ветхом Завете, она лежит и в основе учения Христа (Мф. 5:17–30; 25:31–46).





Дата публикования: 2015-02-20; Прочитано: 182 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.013 с)...