Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Свод конкретных законов



12:1—12 Место богослужений. Описание конкретных законов начинается со стиха 1. Заповеди, изложенные в гл. 12, посвящены правильному отправлению бого- служения и проистекают из главного требования — Израиль должен поклоняться только Богу (5:7). Прежнее повеление о разрушении всех мест идолослужения ханане- ев (7:5, 25) теперь повторяется еще раз (2–4). Необходимость истребления всех мест, где язычники служили своим богам, объяснялась тем, что там вспоминались имена этих богов (3). Согласно древнесемитским воззрениям, имя — одно из проявлений сущности и силы личности.

В ст. 3 перечисляются все внешние атрибуты языческой религии Ханаана. Камен- ные столбы, по–видимому, представляли собой символы плодородия; в честь богини Астарты воздвигались деревянные столбы, возможно, с ее изображением.

Для истинного поклонения Господь изберет то место, на котором будут вспоми- нать Его Имя (5). Это место точно не установлено. Местоположение само по себе не столь важно, главное, чтобы оно посвящалось только Господу. В истории Израиля бу- дет несколько таких мест, в числе их — Силом (Иер. 7:12) и, конечно, Иерусалим (4 Цар.21:4).

Повеление идти к этому месту (5) подразумевало проведение регулярных богослу- жений в Израиле. В ст. 6 перечисляются жертвы и возношения, которые станут ча-


стью такого богослужения. Список, представленный здесь, не полон, но он как бы ре- зюмирует все сказанное об израильском богослужении. (Полное описание жертво- приношений см. в Лев. 1 — 7 и в соответствующих толкованиях.) Жертва всесожжения приносилась Господу на жертвенник вся целиком (Лев. 1:9); большая часть других жертв отдавалась приносителям и священникам. Основания для принесения жертв могли быть разнообразными (см. напр.: Лев. 7:11—18).

Доминирующая нота на таком богослужении — радость. И в самом деле, ст. 7 дает возможность проникнуться изображением будущего: единый народ радуется в при- сутствии своего единственного Бога.

Стихи 8—10 сравнивают будущий образ жизни израильтян с нынешним, который не позволяет им пока делать все, что потребуется в дальнейшем. Обетованный покой, защита от врагов (см.: 3:20 и ком.) может быть достигнут лишь тогда, когда все сыны Израилевы осядут в назначенных им уделах земли обетованной и все их войны пре- кратятся.

В стихах 11–12 повторяются постановления, изложенные в стихах 6—7, в том числе призыв радоваться; дополнительно же здесь предлагается привлекать к общению при богослужении бедных и слабых.

Мы уже видели, что народ Божий должен проявлять великодушие, которое явля- ется отличительной чертой характера Самого Бога (см.: 10:17–19). Теперь та же мысль повторяется в контексте богослужения. Книга Второзаконие ясно осознает, что бого- служение без радости и любви — лишь мертвый обряд.

12:13—28 Исключение. Этот отрывок представляется уточнением предыдущего. Когда израильтяне в конце концов осядут в своей земле, многие из них будут жить на большом расстоянии от места жертвоприношений. Хотя паломничества им требова- лось совершать не один раз (см.: Исх. 23:17), они делали это, по–видимому, нечасто. И настоящие предписания позволяют им есть мясо чистых животных, которых не ис- пользовали для жертвоприношений (а это противоречило установлению, данному еще во времена странствований народа по пустыне, Лев. 17:1–7). Таким образом, жи- вотные, пригодные для жертвоприношений, уравнивались с непригодными (напр., серна и олень, ст. 15). Единственное ограничение — должное обращение с кровью, по- скольку вкушать с кровью запрещалось в любых обстоятельствах (Быт. 9:4; Лев. 17:10–12). Интересен в этом смысле эпизод с Саулом в 1 Цар. 14:32–35.

Стихи 15–19 и 20–28 также позволяют заколоть животное и есть в любом месте при том условии, что кровь его изливается на землю. Каждый отрывок сначала делает допущение, а затем вновь указывает на главное правило — жертвоприношения следу- ет совершать в месте, отведенном для поклонения Богу.

12:29—31 Непорочность в поклонении Богу. Глава 12 во многом похожа на гл. 7. Каждая начинается и заканчивается предостережением: не поддаваться влия- нию хананейской религии. Эти стихи поднимают тему стихов 1—4, завершая, таким образом, всю главу напоминанием читателю об основной цели постановлений, приве- денных в ней.

13:1–18 Увлечение идолопоклонством. Эта глава, как и предыдущая, касает- ся прежде всего верности закону и первой заповеди его (исключительной преданно- сти Господу, 5:7). Здесь рассматриваются три пути, которые могут отвратить от покло- нения истинному Богу и направить к поклонению богам мнимым.


Первое возможное искушение исходит от лжепророков. Временами израильтянам нелегко будет распознавать их, поскольку эти лжепророки будут использовать при- вычный язык и манеру пророков и объявлять откровения, истинность которых прове- рить трудно.

Чтобы отличить истинного пророка от ложного, нужно посмотреть, верен ли он Богу Израилеву (см.: 18:20–22). Никакой опыт и красноречие не могут скрыть основ- ного заблуждения. Все призвание Израиля могло оказаться под угрозой из–за такого человека — отсюда напоминание израильтянам об искуплении их из египетского пле- на (5) и новый призыв возлюбить Господа (3). Лжепророк должен понести суровую кару. (Господь не предусматривает искушения — ст. 3; тем не менее лжепророк и в са- мом деле служит испытанием проницательности и верности.)

Во–вторых, ложный культ может быть принесен любым членом общества (6—11). В таком случае на ближайших родственников и друзей ложится печальная обязан- ность предать его смерти.

Наконец, с той же строгостью следует поступать и в отношении целых городов, где укоренилось идолослужение (12–18). У богоотступничества целого города мог быть политический аспект, поскольку религия была прочно связана с политикой. То есть, если весь город начинал поклоняться Ваалу, в этом можно было усмотреть нежелание принадлежать к «Израилю» в том смысле, который подразумевал Моисеев закон. Та- кие города следовало «поражать» так, как были поражены хананейские города, когда Израиль впервые вошел в землю обетованную (15–16; ср.: 2:34; 7:1–5). Такая судьба — оказаться навеки в руинах (16) — ожидала город Гай, павший от руки Иисуса (Нав. 8:28). (Между прочим, это показывает, что Господь ненавидит не племена и народы, а ложные культы.)

Меры в отношении отступников, предписанные здесь, действительно суровы, но их следует рассматривать на фоне тех сильнейших искушений, которым Израиль под- вергался в земле обетованной. Все Книги Царств посвящены этой проблеме. Идоло- служение угрожало величайшей цели Бога — через избрание этого народа даровать спасение всему миру.

14:1—21 Отделенность святого народа. Следующие законы в основном отно- сятся к пище. Отрывок начинается напоминанием, что Израиль у Бога — народ свитый и избранный (2); такое сочетание свойств мы видели в 7:6 (см.: ком.). Здесь этот народ также называется сынами Господа (см.: 1:31; Исх. 4:22; Ос. 11:1). Близкие отношения Бога со Своим народом становятся теперь основой для законов, видимым образом отделяющих израильтян от других народов. Обычаи, объявленные вне зако- на в ст. 16, относились к хананейским траурным обрядам (см.: 3 Цар. 18:28).

Основная часть данного отрывка (3—20) перечисляет разрешенных и неразрешен- ных в пищу животных. Они определяются как чистые и нечистые. Нет единого мне- ния о причине этих запретов. Либо эти животные считались негодными в пищу пото- му, что наносили вред здоровью, либо они отвергались из каких–то религиозных со- ображений. (Переведенные в NIV слова церемониально нечистые как будто указыва- ют на последнее основание, хотя в еврейском тексте отсутствует слово, которое пере- ведено словом церемониально.)

Попытки толковать скрытое значение чистого или нечистого затрудняются тем, что в новейшее время некоторых из перечисленных здесь животных трудно или про- сто невозможно идентифицировать с точностью. Трудность усугубляется тем, что нет


какого–то одного основания для принятия или отвержения того или иного создания. Однако иногда причина отвержения говорит сама за себя. Нечистота «мусорщиков» (животные, питающиеся падалью. — Прим. пер.), таких, например, как грифы (12), по–видимому, объясняется тем, что они питаются животными, умершими естествен- ной смертью. Такие создания ритуально неприемлемы, поскольку кровь павшего жи- вотного остается при них (Лев. 17:15–16; см. также: ст. 21а и12:16). То же самое поло- жение относится и к хищным птицам (12–16). В других случаях запрет мог налагаться в связи с использованием этих животных в ритуальной практике иных религиозных культов.

Законы, связанные с пищевыми запретами, в книге антрополога Мери Дуглас Чистота и опасность (Douglas Mary. Purity and Danger [Routledge and Kegan Paul, 1966]) находят убедительное толкование, которое принимает Г. Дж. Уэнхем (Wenham

G. J. Leviticus [Eerdmans, 1979]). Сточки зрения М. Дуглас, идея, положенная в основе

«святости» в библейских ритуальных текстах, определяется как полнота, цельность или законченность. Индивиды, животные, даже вещества являются «цельными», ко- гда они соответствуют классу, которому принадлежат (см.: Лев. 18:23; 19:19; 21:17–21). Итак, животные считаются пригодными для священнодействия (т. е. к жертвоприно- шению), если они отвечают всем критериям своего класса и не обладают свойствами, которые можно посчитать «смешанными». (См.: Wenham, Leviticus. 9. 18–25.)

Правила, изложенные в ст. 21, также объясняются «святостью» Израиля (хотя по отношению к последнему указанию эта связь неочевидна). От иноземцев, не имею- щих никакого отношения к Богоизбранному народу, соблюдения его особых правил в отношении пищи не требовалось.

14:22—29 Десятина. Израильская десятина представляла собой посвящение от произведенного землей. В земледельческом обществе урожай зерновых был непо- средственным знаком Божьей благодати и потому входил в богослужение в качестве неизменной части. Сейчас уже трудно сказать, какую фактически часть от совокупно- го продукта Израиля составляла десятина (хотя слово «десятина» буквально означает 1/10 часть); более того, десятина являлась только одним из целого ряда приношений, которые должны были отдавать Богу израильтяне. Правильное толкование этого по- нятия осложняется некоторым различием в описании законов о десятине в книгах Пятикнижия. В Чис. 18:21—29 десятина предстает как приношение в пользу левитов (необходимое для их существования). Здесь же пожертвование десятины — праздник, в котором принимают участие приносители и их домашние, хотя, впрочем, не забыты и левиты (27).

Полная картина может быть получена, если свести все законы вместе. После се- мейных праздников в распоряжении левитов на месте богослужения оставалось боль- шое количество продуктов. Однако десятую часть от произведенного землей в третий год (28—29) следовало, по–видимому, оставлять для особых нужд и хранить в горо- дах, а не приносить на место богослужения и не отдавать в пользу обделенных (так же и левитам, проживавшим в Израиле повсюду; Чис. 35:1—8).

Однако обряд приношения десятины, представленный здесь, типичен для всей Книги Второзаконие. В этом священнодействии участвовал весь Израиль в месте рас- положения главного святилища. Оно отличалось радостью в поклонении единому Бо- гу и символизировало единство народа, поскольку в нем принимал участие весь на- род. Одновременно это празднование представляло народ, который проявил повино-


вение (принеся десятину) и обрел благословение в изобилии земли обетованной (на пиру, который оказывался возможным после самого жертвоприношения).

Примечание. 24–26 Здесь мы обнаруживаем осознание проблемы в связи с тем, что некоторые люди проживали на большом расстоянии от места богослужения. Этот закон имеет много общего с законом, позволяющим убивать животное не только с це- лью принесения его в жертву (12:13—28).

15:1–18 Прощение долгов и освобождение от рабства. Повседневная жизнь Израиля в земле обетованной регулируется также законами о долгах и рабстве. Про- щение и освобождение толкуются как способ, с помощью которого сильные могли по- могать слабым. Нигде идеал братства в Израиле не проявляется так явно, как здесь (2–3).

Отношения с братьями–израильтянами строятся на ином основании, нежели от- ношения с иноземцами (см.: 14:21). Законы, стало быть, продолжают выстраивать идеал Израиля как «народа святого» по меркам, установленным Богом. (Отношение к иноземцам — это не дискриминация в современном понимании, которая никак не мо- жет быть оправдана с помощью этого закона. Подобное отношение к пришельцам — следствие особого статуса израильского народа на данном этапе спасения человече- ства. Это отнюдь не постоянный принцип.)

Долги нужно было прощать на седьмом году семилетнего цикла. Поскольку заем давался без взимания процентов (23:19—20; Исх. 22:25), то он превращался в акт по- мощи тому, кто потерпел неудачу в трудные времена (например, вследствие неуро- жая), а не в средство наживы. Израильтяне, вступившие в завет с Господом, должны быть братолюбивы и знать, что обладают землей обетованной не по своим заслугам, но в качестве дара (см.: 8:17). И как следствие — не будет у него нищего (4) — это фактически образует заповедь. Только таким путем, претворяя в жизнь справедли- вость, израильтяне смогут ощутить, что эта земля — подлинно дар Божий, и обретут непрестанное благословение (4–6).

В стихах 7–11 звучит призыв к великодушию. Законодатель учитывает корысть, проникающую в планы человека, а стало быть, и вероятность отказа в займе в связи с наступлением седьмого года. Отказ в займе мог мотивироваться тем, что у занимаю- щего в долг не остается времени (или желания!) вернуть долги прежде, нежели заи- модавец должен будет списать их. (Непонятно в данном случае, следовало ли списы- вать долг сполна или просто продлить срок уплаты до окончания седьмого года. В лю- бом случае, от заимодавца требуется значительное самопожертвование.) Новый Завет поощряет проявление великодушия у дающих (Рим. 12:8; 2 Кор. 9:7).

С этой точки зрения законы, изложенные в Книге Второзаконие, приближаются к обязательствам перед ближним, которые вообще трудно оформить как закон. (Ср.: Лев. 19:18, где, по–видимому, именно в этом смысле и повелевается «любить ближне- го».) По таким делам сложно вести и судебные разбирательства. Однако ст. 9 заста- вляет предположить, что обязанности, возлагаемые здесь на израильтян, были впол- не реальными. Исполнение их подвергало человека испытанию со стороны других людей и, конечно, Самого Бога.

Рабство в Израиле должно было резко отличаться от того, что обычно понимается под этим термином. Любой человек, мужчина или женщина, испытывающий затруд- нения, мог пойти в услужение к другому, чтобы только пережить тяжелые времена. Такое установление не предусматривало пожизненного соглашения (хотя предавший


себя в рабство мог избрать и такой вариант; 16—17). Несомненно, что раб (или слуга

— еврейское слово может быть переведено и так) не становился собственностью свое- го господина. Продажа, о которой идет речь в ст. 12, подразумевает только продажу своей рабочей силы на известный период. По окончании данного периода (опять же на седьмом году), в качестве оплаты за труд, хозяин обязан был обеспечивать раба средствами к независимому существованию. Подобное великодушие ведет к продол- жению заветных благословений, которыми Господь желает одаривать Своих рабов (18б).

15:19—23 Все начатки. Все первородное мужеского пола особым образом посвя- щалось Господу. В отношении животных речь шла о жертвоприношении; что касается людей, то посвящение их Богу замещалось приношением в жертву животных (Исх. 13:2,13,15).

Начатки здесь, наподобие десятины, становились частью ежегодных праздников, которые устраивались на месте богослужения. Животные, которые по определению не годились в качестве жертвенных, использовались в пищу вне ритуала жертвопри- ношения (21—23). Правила здесь в основном те же самые, что и при убое скота, пред- назначенного в пищу помимо жертвоприношений (12:13–28), причем основным тре- бованием было должное обращение с кровью животного.

Закон о начатках (как и о жертвоприношениях в целом) делает ударение на добро- хотном желании приносителя жертвовать из того, что принадлежит ему. Это то об- щее, что связывает этот закон и предыдущие повеления о прощении долгов и освобо- ждении от рабства. В том и другом случае Израиль осознавал, что все, чем он облада- ет, это дар от Бога.

16:1–17 Главные праздники. Законы о жертвах и приношениях теперь продол- жаются напоминанием о трех ежегодных праздниках (см. также: Исх. 23:14–17 и Лев. 23). Указания в Книге Второзаконие не столь детальны, как в Книге Левит, и их мож- но рассматривать как выводы с необходимыми акцентами.

Первый праздник отмечался в марте–апреле (Aвив известен после рассеяния под названием нисан) и являлся, строго говоря, комбинированным праздником, состоя- щим из Пасхи (на 14–е число) и Праздника опресноков (с 15–го по 21–е число; см.: Лев. 23:5—8). Такое соединение вполне осознанно, о чем можно догадаться по фразе Не ешь с нею [с Пасхой] квасного; семь дней ешь с нею опресноки. Далее, здесь нет четкого разделения между приносимым в жертву пасхальным агнцем и другими жи- вотными, предназначенными в жертву на протяжении остальной недели (2).

Объединение двух праздников преследует две цели. Во–первых, это должно было напоминать народу о чудесном избавлении от египетского рабства, то есть о могуще- стве Бога и о Его любви к народу (3; ср.: Исх. 12—13). Благодарность Богу за Его попе- чение о Своем народе — важная тема Книги Второзаконие (6:4–12; 8:10–18), и Пасха, более чем какой–либо другой праздник, напоминает об этом. На эти праздники похо- жи наши христианские знаменательные события, прежде всего христианская Пасха, освобождение, принесенное Христом через Его Воскресение, а также Вечеря Господ- ня, или Евхаристия. Из такого подобия образуется представление о Христе как о

«Пасхе нашей» (1 Кор. 5:7).

Во–вторых, описанный в Книге Второзаконие праздник указывает на будущую жизнь в земле обетованной. Кроме того, седьмый день опресноков (8) походит на суб- ботний покой, и мы вспоминаем, что жизнь в земле обетованной должна была быть


чем–то вроде покоя (12:9). Когда народ позднее вступит в землю обетованную, он от- метит Пасху и сразу же после нее станет есть опресноки, из урожая этой земли (Нав. 5:10–12). Связь между праздниками Пасхи и опресноков в Книге Второзаконие слу- жила напоминанием о Божьей благости в прошлом и укрепляла веру в то, что Он не престанет благословлять землю, которую дает Израилю.

Пасха, по сути, семейный праздник, и может показаться странным, что она отме- чалась на месте богослужения. Однако на самом деле после жертвоприношения пищу следовало есть в семье, в шатрах (7), по–видимому, временно возводимых вокруг ме- ста поклонения Богу.

Вторым великим праздником всего Израиля, отмечаемом на месте богослужения, был Праздник седмиц (9—12), также называемый Праздником жатвы первых плодов (Исх. 23:16) или Пятидесятницей. Он праздновался через семь недель (если точнее, через пятьдесят дней, Лев. 23:15—16) после приношения первого в году снопа потря- сания с наступлением Праздника опресноков (Лев. 23:15). Повеление Книги Второза- коние блюсти этот праздник сопровождается типичным для нее акцентом на радости во время богослужения, на попечении о нищих и на воспоминании об освобождении из Египта.

Наконец, Праздник кущей отмечает завершение сбора урожая в целом в конце сентября. Название его объясняется повелением во время празднования жить в ша- трах в воспоминание о временных шалашах израильтян при исходе из Египта (Лев. 23:42—43). Это только часть более обширного календаря событий седьмого месяца (охватывающего приблизительно сентябрь), описанного в Книге Левит (23:23–43) и опущенного в Книге Второзаконие.

В древности для всех народов были характерны праздники, связанные с урожаем, Израиль же отличался от всех других тем, что такие праздники у него тесно увязыва- лись с фактом освобождения из Египта. Регулярные систематические благословения земли обетованной, стало быть, есть постоянное напоминание сынам Израилевым, что все добро является следствием этого первого спасения.

Резюмирующие стихи 16—17 выражают характерную для Книги Второзаконие важную идею — в свете благости Божьей по отношению к Израилю и народу следует жертвовать и приносить Богу во время поклонения от всего сердца, великодушно.

16:18–20 Судьи и надзиратели. Этот небольшой отрывок поднимает поста- вленный в начале книги вопрос об ответственности судей и начальствующих лиц в де- ле претворения повелений Божьих в жизнь (1:9—18). Им следует надзирать во всех го- родах Израиля, направляя сложные дела в главное место поклонения (17:8). Праведный суд (19—20) означает справедливое обращение с народом, это нравствен- ный долг судей, и они не могут пренебрегать им ради своей корысти. Эти правила здесь предшествуют многим предписаниям в отношении начальствующих лиц: судей (17:8—13), царя (17:14—20), священников (18:1–8) и пророков (18:14–21). Все они обя- заны претворять положения закона в жизнь.

16:21 — 17:7 Запрещение идолопоклонства. Интересно, что правила относительно судей и других начальствующих чередуются с напоминанием о необходимости сохра- нять истинную веру (16:21 — 17:7; 18:9–13). Правосудие неразрывно связано с верно- стью Богу.

Первое «религиозное» повеление здесь (16:21–22) напоминает нам о сильнейшей ненависти Книги Второзаконие по отношению к символике хананеиского культа (ср.:


7:5); поклоняться следует только Богу Израиля. Второе указание (17:1) относится к важнейшему принципу истинного богослужения, а именно: только животные без по- рока пригодны для жертвы Богу (ср.: 15:21). Жертвовать худым животным — значит не жертвовать на самом деле, поскольку такая жертва ничего не стоила для приноси- теля. Истинное поклонение Богу подразумевает самопожертвование (см.: Мал. 1:6–8). В–третьих (2–7), еще раз говорится о необходимости искоренения из общества Гос- подня любого члена его, сбивающего людей на ложный путь поклонения мнимым бо- гам. Этот закон аналогичен закону, изложенному в гл. 13, только здесь акцентируется судебный аспект этого дела (5–7). Ворота (5) — это то место, где сидели судьи Израи- ля. Наказание за идолопоклонство было столь суровым потому, что это преступление, нарушая первую заповедь, могло расстроить заветные отношения всего народа с Бо- гом.

17:8–13 Сложные дела. К такого рода делам относились не обязательно самые тяжкие преступления, это могли быть случаи, когда трудно было решить, совершено преступление непроизвольно или преднамеренно. Суд высшей инстанции собирался на заседания на месте богослужения под председательством священников и судьи. Предполагается, что судья должен быть подобен Самуилу, который, как мы увидим далее, обходил Израиля и судил в разных местах (1 Цар. 7:15—17). Не совсем ясно, ка- ким образом распределялись судейские обязанности между судьей и священниками. Закон вновь свидетельствует о том, насколько тесно увязывались между собой рели- гиозные и гражданские установления в древнем Израиле.

Решение верховного суда признавалось окончательным, и отказ исполнить его ка- рался смертью (12). Такое наказание могло не соответствовать преступлению, напри- мер, суд мог вынести постановление против самого истца! Однако это установление было направлено на сохранение и укрепление уважения к закону, упрочивая тем са- мым и заветные отношения с Богом (13).

17:14—20 Постановление о царе. Моисей предвидит желание народа избрать себе царя, как у других народов (14); это действительно исполнилось в свое время (1 Цар. 8:5). Книга Второзаконие считает Бога Царем Израиля. Об этом сказано в 33:5, и это находит свое подтверждение в структуре книги, построенной в форме договора. О том, что установленное человеком царство не отражает совершенного Божьего плана для Израиля, ясно сказано Гедеоном (Суд. 8:23), а также Иофамом в притче (Суд. 9:7—15). Когда Сам Господь говорит, что требование Израиля означает отвержение Его в качестве Царя (1 Цар. 8:7), Он, возможно, порицает здесь сам мятежный дух это- го требования, оставляя открытой дверь для Своего избранника — царя Давида. Тем не менее Книга Второзаконие не столько устанавливает, сколько допускает институт царской власти и утверждает его в определенном качестве.

Царь, согласно Книге Второзаконие, во всех отношениях отличается от языческих царей. Он избирается Богом (15а), а не выдвигается благодаря своей силе. Он — брат сынам Израилевым (156) и поэтому, по сути, равен каждому из них. Он не должен пользоваться своим положением в корыстных целях, приобретая богатство, войска или множество жен. Израиль не мог поменять тиранию египетского фараона на тира- нию своего «мини–фараона». Удивительно, насколько портрет лже–царя похож на портрет Соломона после того, как он впал в неверие (1 Цар. 10:26–11:8).

И наоборот, идеальный царь постоянно учится закону Божьему (18—20). Тем са- мым он дает понять, что Бог есть истинный Царь Своего народа, и Он будет царство-


вать без гордыни и высокомерия перед своими братьями.

18:1—8 Удел священников и левитов. По свидетельству Книги Второзаконие (для которой типично отношение к народу как к общности), класс священников был невелик. Однако настоящий отрывок гарантирует исполнение важного принципа: те, кто занят в деле служения на месте поклонения Богу, должны иметь свою часть от то- го, что производит земля.

В пределах священного колена Левия священство ограничивалось рамками семьи Аарона и его потомков (Исх. 28:1). Остальная часть этого колена, «левиты», исполня- ли служебные обязанности при скинии и храме (Чис. 3:5—10). Книга Второзаконие не останавливается подробно на различиях между этими категориями левитов, прини- мая все колено за единое целое. Одновременно подчеркивается отличие левитов от всех остальных колен Израиля — они не имеют удела (2), т. е. родовой территории.

При этом они не лишаются средств к существованию, ведь они живут «между бра- тьями» в Израиле (2) так же, как и все другие колена. И как братья они получают свою часть от своего служения — участия в жертвах и приношениях их бра- тьев–израильтян. Вот что на самом деле значит выражение Сам Господь удел его (2; см. также: 10:8—9). Их благо, следовательно, зависит от того, насколько Израиль оста- нется верным своему Богу. (См. также: Чис. 18, где излагаются обязанности священ- ников и левитов более обстоятельно.) Принцип, прилагаемый здесь к левитам, может быть распространен и на тех, кто привлечен церквами или христианскими организа- циями к делу служения в той или другой его форме. Подразумевается, что члены цер- кви должным образом обеспечивают такого рода служителей. Единственное мерило

«должного» в этом смысле — благосостояние самой церкви наряду с принципом

«братства» внутри ее.

В стихах 6—8 указывается на то, что левиты, проживающие в разных краях земли обетованной — в городах, которые должны были обеспечивать их средствами к суще- ствованию, — имели право приходить и служить в главном святилище, когда изъявят такое желание, получая при этом соответствующее награждение. Смысл ст. 86 не со- всем ясен, но, быть может, здесь имеется в виду право левитов скопить определенную сумму от своего дохода от пастбищ, которые им позволялось иметь.

18:9—22 Познание воли Божьей. Потребность знать волю Божью в специфи- ческих обстоятельствах (напр., в военное время) в древние времена ощущалась очень остро, и народы, окружавшие Израиль, изобрели разнообразные магические ритуалы для этой цели. Среди них можно упомянуть гадание на внутренностях птиц в поисках предзнаменований, вопрошание мертвых (11) и даже приношение в жертву детей (10). Магия использовалась и в попытках повлиять на течение событий, и для получения определенного рода информации.

Все подобного рода практики в комментируемом месте предаются проклятию. Они определяются как мерзости наряду со всем хананейским религиозным культом (7:25—26; 12:31). Магия подчеркивает мастерство, искусство чародея, она пытается проникнуть в запретные процессы, которыми управляет Бог, и оставляет человека беззащитным перед деструктивными силами. Народу Божьему, напротив, достаточно знать то, что ясно и очевидно возвещает Бог. Свою волю Он открывает через Свое сло- во и в дальнейшем, в особых обстоятельствах, будет выражать ее через Своих проро- ков. (О значении познания Бога через Его слово см.: 4:6—8, 9—14.)


Первым и наиболее выдающимся пророком Израиля был сам Моисей. Именно он возвещал слово Божье, когда впервые завет заключался на горе Хорив. Народ из стра- ха перед Богом сам потребовал такого посредника (16; ср.: 5:23–27). Однако теперь вставал вопрос, кто продолжит служение Моисея в Израиле? Народу было обещано, что, хотя законодатель и умрет в назначенное ему время, он не останется без преем- ников (18).

То, что в этом отрывке подразумеваются многие и многие будущие пророки (а не один только), становится понятным из содержания стихов 20–22, где говорится о том, как можно отличить истинных пророков от ложных. Однако «мессианское» толкова- ние на 18:18, согласно которому Христос есть обетованный Пророк, оправдано, по- скольку Он раскрывал слово Божье совершенно по–новому, как власть имеющий (см.: Деян. 3:22–23).

В заключительных стихах этой главы задается вопрос: как узнать истинный ли пророк перед вами? Ответ в ст. 22 — слова лжепророка не сбываются и не исполняют- ся. Такой ответ привел к определенным затруднениям. Иеремия столкнулся с пробле- мой признания очень остро, его слова не сбывались долгое время после того, как он начал пророчествовать. Однако на практике подлинность пророка можно было опре- делять уже по истечении некоторого периода его служения. (Обратите внимание на испытание лжепророка в Иер. 28.) Дело в том, что послание Божье говорит само за се- бя тем, кто открывает ухо свое к слышанию.

19:1—14 Города–убежища. К трем городам–убежищам в восточной Трансиор- дании (4:41–43) прибавляются еще три на западной стороне реки Иордан (2), а в дальнейшем еще три в случае необходимости (9). Города–убежища служили спаси- тельной гаванью для человека, случайно совершившего убийство, в той части земли, в которой он оказался (3). Конечно, сразу невозможно разобраться, виновен или не- виновен тот, кто ищет убежища в таком городе. Здесь не имелось в виду, что такой го- род должен был предоставлять безусловную защиту всякому беглецу. Однако мстящий за кровь (который мог быть родственником жертвы или старейшиной из его города) возлагал на себя обязанность расквитаться с убийцей. И назначение горо- да–убежища состояло скорее в том, чтобы обеспечить обвиненному в убийстве чело- веку правый суд, нежели уберечь его от кровной мести родственников убитого. Стихи 11–12 предполагают судебный процесс для расследования вопроса о виновности или невиновности в предумышленном убийстве (см. также: Чис. 35:12).

Если вина ответчика подтверждалась, то он заслуживал смертной казни, посколь- ку убийство являлось нарушением одной из основных заповедей закона (5:17). При- менение смертной казни должно было оградить землю обетованную и народ от того, кто пренебрег Синайским законом (13).

Закон о нарушении межи (14) не имеет тесной связи с предыдущим или с последу- ющими законами. Однако нарушение межи, должно быть, являлось серьезным пре- ступлением в земле, не имеющей изгородей и заборов, и при том что сама земля была символом жизни. Преступления подобного рода, совершаемые алчными землевла- дельцами, могли разорить беднейших из их соседей и вынудить их идти в рабство.

19:15—21 Закон о свидетелях. Установление этого закона было необходимо для объективного и справедливого судебного расследования. Это указывает на то, как опасно нарушать девятую заповедь (5:20). Ложное свидетельство могло привести к незаслуженному приговору, который в случае тяжкого преступления означал смерт-


ную казнь. Основной гарантией обоснованности приговора являлось требование представить по крайней мере двух свидетелей (15).

Закон этот был средством, предохраняющим от предумышленного ложного свиде- тельства. Какое бы наказание не следовало за преступление, в котором обвинялся от- ветчик, именно его и должен был понести тот свидетель, который был уличен во лжи (19). Виновный в лжесвидетельстве в отношении преступления, достойного смерти, сам приговаривал себя к смерти. Здесь мы встречаем один из примеров так называе- мого lex talionis или «закона возмездия» (21; ср.: Исх. 21:23—25). Это не поощрение кровной мести, но основание для установления пределов наказания, соответствую- щих тяжести преступления.

20:1—20 Воинская повинность и ведение войн. Данная глава раскрывает принципы ведения войны. Сюда входят общие правила осады городов (10–15) и част- ные — о ведении войны против народов той земли, которую Бог дал Израилю (16—18). Отрывок начинается, однако, с повелений в отношении войн вообще.

Главное положение стихов 1—4 состоит в том, что все войны Израиля — это войны, которые ведет Сам Бог. Его сила, проявленная в спасении Израиля из Египта, — убе- дительное доказательство, что даже превосходящая вражеская мощь ничего не реша- ет. Даже если и не все войны «священные» (в узком понимании — это войны в земле обетованной), тем не менее все, что делал Израиль, наполнялось «религиозным» смыслом, поскольку его царем был Сам Бог. Именно поэтому священник обращался к войску перед битвой. Главная задача этого обращения — убедить людей не бояться, потому что с ними сила Божья.

Закон не был направлен на создание в Израиле регулярного войска (какое в свое время соберет Соломон; 3 Цар. 10:26). Скорее здесь подразумевалось гражданское ополчение. Это видно из ст. 9, в котором военачальников повелевалось назначить не- посредственно перед битвой. Из стихов 5—9 с очевидностью следует также, что народ призывался к военной службе от своей обычной повседневной деятельности. Некото- рым предоставлялось освобождение от военного похода: тому, кто построил новое жилье, но в нем еще пока не жил; тому, кто занимался уходом за новым виноградни- ком до первого урожая (см.: Лев. 19:23–25); и тому, кто был помолвлен, но еще не же- нился (см. также: 24:5). Эти исключения находятся в одном русле с основной идеей Книги Второзаконие, состоящей в том, что Бог дает Своему народу землю, чьи плоды назначены к утешению, наслаждению и в которой он сам должен родить детей, чтобы и будущие поколения его могли бы также процветать в благоденствии (7:11). Все это, однако, возможно только в том случае, если Бог будет воевать на стороне Своего наро- да. Только народ, который полностью доверяется своему Богу, может позволить себе не призывать некоторых из своих лучших представителей на важнейшую битву.

Особенно поразительна льгота, предоставляемая просто тем, кто боится (8)! Вой- ско не должно было страшиться, поскольку победа в битве зависела от веры в Бога, Который силен побеждать в исключительно сложных обстоятельствах. Малодушный воин был способен легко заразить других своим страхом, а это могло решить исход всего дела.

Далее даются указания по ведению войн за пределами самой земли обетованной (10–15). Для того времени они представляются достаточно гуманными. Предложение мира врагу давало ему возможность договориться с Израилем, чтобы осажденный го- род становился зависимым, но и охраняемым, а в дальнейшем и свободным.


Совсем другой подход был к городам, расположенным на земле обетованной. Сти- хи 16–18 подытоживают повеления, относящиеся к завоеванию земли обетованной, данные в 7:1–5; 17–26. Здесь напоминается об этом, чтобы было понятно — предыду- щие стихи относились только к ведению войны за пределами земли обетованной.

Заключительные повеления (19—20) вновь относятся к военным действиям вооб- ще и направлены на уменьшение вреда, наносимого природе во время войны. Охрану плодовых растений понять нетрудно, особенно в отношении земли обетованной, по- скольку весь смысл овладения ею состоял в том, чтобы народ мог наслаждаться ее плодами. Война никогда не должна наносить вреда тем целям, ради которых она раз- вязывается. Даже использование неплодоносящих деревьев для военно–технических работ хотя и допускалось, но строго ограничивалось рамками необходимости. Итак, окружающая среда воспринималась в качестве творения Божьего.

Правила ведения войны, изложенные в гл. 20, следует крайне осторожно исполь- зовать при анализе принципов ведения современных войн. Прежде всего необходимо отличать священную войну от всех других, даже если эти войны ведутся нынешним Израилем. Священная война — это понятие, которое применимо только к завоеванию Израилем Богом данной земли. Все войны, которые вел Израиль, — особенные, по- скольку в тот период истории отношений Бога с человечеством Его народ был нацией, политической единицей. Теперь, когда этот народ есть Церковь, которая не ведет войн в буквальном смысле слова, никакая нация не смеет думать, что Бог марширует в рядах ее армий в битвах, которые они ведут, — даже если эти войны обоснованно можно посчитать справедливыми. Поэтому христиане не видят в этих стихах мандата на ведение войн в неравных условиях.

С другой стороны, принципы сдержанности, дипломатичности, милосердия и ува- жения к неучаствующим в боевых действиях сохраняют свою непреходящую ценность при ведении всяких войн. И любые боевые операции, приводящие к разрушениям са- мого творения Божьего, с точки зрения Библии (ст. 19–20) отвратительны.

21:1–9 Преступление неизвестного убийцы. Мы уже рассмотрели законы о наказаниях за убийство умышленное и неумышленное (19:4–13). В случае предумы- шленного убийства это не просто наказание виновного, но также и религиоз- но–обрядовое очищение всей земли и народа (19:13), чтобы не прекращалось дей- ствие заветных отношений с Богом. Когда же убийцу обнаружить не удавалось (настоящее повеление, по–видимому, относится к убийству предумышленному), то земля не могла быть очищена обычным образом, т. е. приведением в исполнение приговора над убийцей (см. также: Быт. 9:6). Этот закон, стало быть, давал возмож- ность провести религиозно–обрядовое очищение иным путем.

Ответственность за этот обряд очищения возлагалась на старейшин города, бли- жайшего к месту совершенного преступления (2). Старейшины убивали ритуальную телицу. Интересно, что и телица, и место, избираемые для ритуала, не должны были быть использованы ранее для сельскохозяйственных работ (3–4). Таким образом, хо- тя этот ритуал и не являлся жертвоприношением, он похож на него тем, что и жертва, и место выделялись специально для этой цели. Этот ритуал похож на жертвоприно- шение еще и тем, что искупал пролитие крови убитого (Лев. 17:11).

Старейшины ближайшего города несли ответственность за религиозно–обрядовое очищение всего Израиля (8). То, что сами они невиновны в этом преступлении, зна- менуется ритуалом омовения рук (7).


21:10—14 Женитьба на пленнице. Этот закон соотносится с законом об отно- шении к поверженному врагу вне пределов земли обетованной (20:10—14, особенно ст. 14). Мужчина мог взять пленницу в жены после определенного ритуала. Она долж- на остричь свои волосы, обрезать ногти и снять с себя пленническую одежду в знак траура по отцу и матери. Это может означать не что иное, как то, что она отделилась от родного дома и отчизны. Таким образом, эти ритуалы символизировали переход на положение израильтянки.

Через месяц брак можно было считать состоявшимся. Если в последующем по той или иной причине муж решит разойтись с ней, она сохраняла за собой все права раз- веденной жены и становилась не рабыней, а свободной женщиной. Слово, переведен- ное как смирил (14), может быть только иносказанием заключения брака, т. е. того, что дает ей право на свободу.

21:15–17 Закон о первенце. Этот закон напоминает историю Иакова и обеих его жен, Лии и Рахили. Рахиль была моложе и более любимой, однако Лия родила пер- вой (Быт. 29:21—35). Представленный здесь закон о первенце не является чем–то но- вым и не ограничивается только Израилем; цель этого закона состоит в защите прав ребенка, если отец отдаст предпочтение другому (см.: Быт. 49:3—4).

21:18—21 Наказание буйного сына. Серьезность наказания за непослушание родителям основана на том, что грубость детей рассматривалась как нарушение основной заповеди закона (5:16), а также на том, что семье в Израиле отводилась очень важная роль в поддержании с Богом отношений завета (6:7, 21–25; ср.: Мк. 7:10). Скорее всего, непокорность, о которой идет речь, представляет собой очень се- рьезное прегрешение; буйный образ жизни (ст. 20) может быть симптомом дерзкого противления путям Божьим, в которых родители должны были наставлять своих де- тей (18).

Этот закон, который кажется таким жестоким и даже противоестественным, был призван подчеркнуть ответственность родителей за сохранение завета. Он обязывал родителей наказать сына, поведение которого угрожало благополучию всего обще- ства Господня, так как это нарушало заветные установления и предписанные нормы. В Новом Завете любовь к Богу и ревность по Нему также должны быть важнее верно- сти семье (Мф. 10:37, но см. также: Мк. 7:9—13).

21:22 — 22:12 Различные постановления. 22—23 Возможно, здесь имеется в виду повешенный на столбе и выставленный на всеобщее обозрение уже после совер- шенной над ним казни (см.: 1 Цар. 31:10). Такой обычай, по–видимому, был одним из древнейших, цель его состояла в том, чтобы унизить казненного и после смерти; это указывало на то, что нарушитель завета находится под проклятием Божьим. Предпо- лагалось, что если не захоронить тела, то дух мертвого человека не успокоится и после смерти. Закон здесь направлен на ограничение этого обычая, быть может, потому, что проклятие, нависшее над убийцей, могло каким–то образом осквернить весь народ (236). Этот закон упоминает Павел (Гал. 3:13) после слов о том, что Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за всех клятвою. Способ казни, произведенной над Ним, был ужасен не только своими мучениями, но и своим позором.

22:1—4 Закон утверждает не только отрицательное постановление: «ты не дол- жен», но и положительное — «ты должен». Такова суть закона — гарантировать благо всего народа. Если израильтянам положено быть друг другу братьями и сестрами, то им нужно радеть о взаимном благе. Цель долга в отношении к ближнему — обеспе-


чить средствами к жизни брата–израильтянина. Книга Второзаконие поднимается здесь до представления о законе как о долге любить ближнего своего, чего бы это ни стоило (см.: Лев. 19:17–18).

5 Это не просто вопрос моды, дело в проявлении определенных сексуальных от- клонений в форме переодевания в одежду противоположного пола. Не исключено, что это правило направлено против гомосексуальной практики (см.: Лев. 18:22; 20:13). Возможно также, что некоторые ритуалы языческих религиозных культов включали в качестве элемента трансвестизм (переодевание в одежду противополож- ного пола, преимущественно мужчин в женскую с копированием поведения женского типа. — Прим. пер.), и такая практика осуждается здесь именно в связи с этим.

6–7 Цель этого правила та же, что и в 20:19, где речь шла об охране плодоносящих насаждений во время военных действий, то есть забота о плодородии земли. Наседку следует пощадить, поскольку она может принести еще птенцов. Вполне возможно, что здесь подразумевается охрана окружающей природы как источника пропитания.

8 Правило о перилах на кровле направлено на сохранение жизни человека. Как и указания в стихах 1–4, оно говорит о том, что закон идет дальше простого запрета на причинение вреда другим людям по жестокости сердца или алчности; закон требует исполнения всего возможного ради блага других.

9—11 Причина данных запрещений нам не совсем понятна. Вероятно, речь идет о почтении к различным классам тварного мира (как в Быт. 1:11 в: «по роду своему»), или о том, что подобные сочетания были известны в Египте. В последнем случае эти бытовые правила должны были символизировать отделение Израиля, народа свято- го, и, стало быть, служить внешним признаком его посвященности Богу. Хотя подоб- ными внешними знаками могли злоупотреблять (Мф. 23:5), тем не менее призывать к святой жизни всегда уместно.

12 Кисточки по углам покрывала служили постоянным напоминанием хозяину о законах Божьих (Чис. 15:37–41; см. также: Втор. 6:8–9).

22:13—30 Правила, регулирующие половое общение. 13—21 Здесь ставит- ся вопрос о целомудрии молодой жены до заключения брака. Закон рассматривает обстоятельства, при которых мужчина после первой брачной ночи обвиняет молодую жену в преждевременной утрате девственности. Такое обвинение трудно доказать или отвести. Тем не менее у суда имеется необходимая статья, причем предполагается, что можно найти и доказательства.

Признаками девства у девицы могут быть постельные принадлежности брачного ложа со следами крови на них при осуществлении брачных отношений или простыни со следами месячных, свидетельствующих о том, что девица до вступления в брак не была беременной. Представить последнее доказательство, вероятно, было сподручнее родителям.

В случае если обвинение со стороны мужа оказывалось ложным, он должен был понести телесное наказание и штраф в крупном размере в пользу отца женщины. Если же молодая жена будет найдена виновной, то ее следовало побить камнями до смерти, поскольку она совершила любодеяние (ср.: стиха 23—24).

22 Правило о наказании за грех любодеяния, охраняя одну из основных заповедей закона (5:18), предписывает смертную казнь обеим сторонам, совершившим этот грех. Однако исполнение закона могло зависеть от решения пострадавшей стороны (Прит. 6:32–35). Смертная казнь могла приводиться в исполнение только в том случае, если


преступники были пойманы на месте преступления; это было характерно для всего Ближнего Востока в древности.

23—29 Эти стихи разъясняют правила о любодеянии, они рассматривают случаи интимных отношений мужчины с женщиной, принадлежащей кому–то другому. Не- обходимо было выяснить, представлял ли конкретный случай изнасилование или лю- бодеяние было совершено с согласия женщины. В условиях города ее молчание вос- принималось как согласие (23—24); в поле женщина рассматривалась скорее как жер- тва, поэтому умирал только мужчина (25–27).

Правило о любодеянии проводит разницу (которая покажется современному чита- телю странной) между обрученной и необрученной женщиной (28—29). Это объясня- ется тем, что брачное законодательство в Израиле было весьма тесно связано с семей- ным и имущественным правом. Мужчина платил отцу невесты значительную сумму денег за руку его дочери (Исх. 22:16–17). Если же мужчина соблазнял женщину, кото- рая еще не помолвлена, у него было простое средство: он должен был взять ее в жены, заплатив за такую привилегию (29).

30 Женой отца в данном случае могла быть мачеха мужчины, как следует из 21:15—18, поскольку общество не придерживалось строго принципа единобрачия. Та- кой грех представлялся особо тяжким и был достоин строгого осуждения (даже в том случае, если отец уже умер), поскольку он также нарушал заповедь о почитании роди- телей (5:16; ср.: 27:20; Лев. 18:8; 20:11).

23:1–8 Исключение из собрания. Общество Господне есть народ Израиля, поклоняющийся Господу в скинии или храме. Быть частью народа, поклоняющегося Богу, — значит принадлежать к нему всецело. В древнем мире так же, как и в совре- менном, люди часто уходили из одной местности и оседали на новой. Стоило только сынам Израилевым осесть на земле обетованной, как перед ними встал вопрос: на ка- ком основании чужестранцы, проживающие среди них, могут превратиться в полно- правных членов израильского общества?

Исключения, о которых говорится в стихах 1–2, быть может, связаны с участием в поклонении иным богам. Описанные в ст. 1 увечья могли быть следствием самоповре- ждения в процессе языческого идолослужения, по–видимому, посвященного богине Иштар (Астарте). Слова запрещенный брак (2) наводят на мысль о союзе с культовой профессиональной блудницей.

Аммонитяне и моавитяне постоянно исключались из общества Господня из–за их решительного сопротивления израильтянам на пути к земле обетованной. Обраще- ние Моава к магии, чтобы остановить продвижение Израиля, обернулось против него самого (Чис. 22 — 24). Тем не менее их враждебность навевает здесь мрачные воспо- минания. Предполагают, что и Аммон оказывал Израилю подобное же сопротивле- ние (см.: Чис. 21:24), хотя соответствующей записи о столкновении с этим народом не имеется (ср.: 2:37).

С другой стороны, Эдом и Египет могли рассчитывать на более великодушное от- ношение. И тот и другой в действительности препятствовали продвижению Израиля к земле обетованной, Египет в самом начале (Исх. 7 — 14), Эдом позже (Чис. 20:18—21). Однако в отношении этих двух народов более важными считаются другие факторы: именно в Египте Израиль имел возможность благоденствовать в течение многих лет и превратиться в целый народ; Эдом же был в определенном смысле братом Израиля, поскольку праотцем этого народа являлся Исав, брат Иакова (Быт.


25:21–26).

23:9–14 Санитарные правила в стане. Значительное число природных, физи- ческих обстоятельств, среди которых нечистота, связанная с выделениями человече- ского тела (Лев. 15), могли сделать человека на время ритуально нечистым, то есть непригодны для участия в общественном богослужении. Эти стихи относятся к об- щим вопросам законодательства, но, пожалуй, особенно приложимы они к месту рас- положения войска. Предпринимались определенные меры для удаления человече- ских нечистот. Стан должен представлять собой место, угодное Господу (Присутствие Божье, по–видимому, символизировалось ковчегом завета), и, стало быть, ничего не- подобающего, непристойного в нем не допускалось.

23:15—24 Некоторые этические правила. 15–16 Эти правила касаются раба, бежавшего от своего господина в какой–либо стране и нашедшего убежище в Израи- ле. Законы относительно рабства в Израиле указывают на то, что Ветхий Завет высту- пает против рабства как инструмента угнетения человека; и это понятно, ведь сам Из- раиль был избавлен от рабства. Вот почему сыны Израилевы должны предоставлять убежище беглым рабам.

17–18 Известные ритуалы хананейской и вавилонской религий включали сексу- альные отношения ведущих членов общества с мужчинами и женщинами, которые прикреплялись для этой цели к определенным святилищам. Полагали, что таким образом можно умилостивить богов и сделать землю плодородной. Такие обычаи бы- ли противны Богу Израиля, поскольку Он давал плодородие земле из любви к Своему народу и Им нельзя было манипулировать с помощью каких–либо магических ритуа- лов.

19–20 Данное правило имеет отношение к закону из 15:1–18 (см. ком.), который предусматривает прощение долгов и освобождение из рабства. Экономические зако- ны Израиля не должны были приводить к разделению на бедных и богатых, наобо- рот, они должны были содействовать развитию братских отношений между израиль- тянами. По этой причине запрещалось давать деньги в рост, поскольку это противоре- чило духу земли обетованной, идее об их общем наследстве. Идея братства относи- лась только к Израилю, поэтому допускались отступления в отношении других лю- дей.

21—23 Обеты были добровольным делом посвящения, обычно завершавшимся жертвоприношением (Лев. 7:16–18; Пс. 21:26). Книга Второзаконие придает огромное значение словам и обещаниям, и сам завет основан на обетовании, поэтому небреж- ное отношение к обетам оскорбительно в очах Божьих.

24—25 Смысл этих правил состоит в том, что пользоваться плодами земли разре- шалось, если необходимо было утолить голод. Однако здесь четко указана разница между утолением голода и похищением принадлежащего ближнему, урожай которо- го, возможно, был его единственным средством к существованию.

24:1 — 25:16 Другие дополнительные постановления. 1—4 Это установле- ние допускает практику разводов в Израиле, хотя в Библии отмечено, что Господь не- навидит подобное поведение (Мал. 2:16). (Обратите внимание, однако, на два исклю- чения в отношении права мужчины на развод; 22:19, 29.) Данное правило ни в коей мере не пытается оправдать сложившуюся практику. Не совсем понятно, почему у му- жа появляется желание развестись (он находит в ней нечто противное); быть мо- жет, речь идет о какой–то ритуальной нечистоте, бесплодии или сексуальном бес-


стыдстве жены. Однако в любом случае не говорится, достаточное ли это основание для развода. Задача этого постановления — не допустить возвращения разведенной жены к первому мужу после расторжения ее второго брака. (Иер. 3:1—5 предполагает такое значение.) Не исключено, что цель этого правила — сделать развод таким се- рьезным и бесповоротным делом, чтобы решиться на него было не так–то просто.

5 Это правило аналогично законам, изложенным в 20:5—7, которые допускают освобождение от призыва на военную службу. Молодожены здесь освобождаются от всякого общественного служения. В основе этого закона лежит огромное значение, которое придавалось в Израиле деторождению, но намерение веселить жену — это ти- пичный для Книги Второзаконие взгляд на землю обетованную как на благословение для всего народа.

6—7 Получение «ценных бумаг» или залоговых расписок при предоставлении займа само по себе было допустимой практикой (см. также: стихи 10—13). Вместе с тем запрещалось брать у должника все, даже самое необходимое, или лишать его воз- можности заработать себе на пропитание (ср.: 23:17). Забота о нормальных условиях жизни всех израильтян лежит также и в основе ст. 7, что соответствует духу заповеди

«не убий» (5:17) и уже известных законов о рабстве (15:12—18). Никому в Израиле не дозволялось распоряжаться жизнью другого.

8—9 Правило, касающееся кожных заболеваний (по–видимому, это понятие име- ло более широкое значение и применялось к большему числу болезней, нежели сама проказа), относится к законам, известным из других мест, в частности из Лев. 13 — 14. Там речь шла о мерах по очищению больных из соображений ритуальной чистоты. Здесь это правило требует строгого исполнения тех законов.

10–13 Это требование аналогично тому, что изложено в ст. 6. Снова говорится о важном принципе, в соответствии с которым взятие с должника залога не должно ста- новиться средством угнетения бедного. Ст. 11 повелевает уважать свободу и достоин- ство того, кто оказался в тяжелой ситуации. И ст. 13 служит напоминанием заимодав- цу о том, что, давая в долг, он должен проявлять великодушие и тем самым угождать Богу; следует думать о благополучии должника.

14—15 Отсрочка оплаты за труд могла принести лишние тяготы бедному человеку. И наоборот, справедливое обращение с работниками есть еще один способ претворе- ния в жизнь идеалов завета (см. также: Мф. 20:1—16). В наше время этот закон прини- мает форму требования создавать должные условия труда и, быть может, осуждает не- праведную практику в бизнесе, такую, например, как нарочитую задержку выплаты долгов.

16 Этот принцип устанавливает ответственность каждого человека за свои дела, равенство всех перед законом (это положение развивается в Иез. 18). Он не противо- речит откровению о праведном суде Божьем (5:9) и о том, что грех имеет последствия в последующих поколениях.

17—22 Законы, изложенные здесь, относятся к тем, кто не может постоять за себя, а именно, к вдовам, пришельцам (т. е. к иммигрантам) и сиротам. Эти группы населе- ния могли рассчитывать на попечение со стороны общества (14:29). Здесь им закон гарантирует право на полную защиту. Меры в отношении вдов идут дальше простого соблюдения правила о залогах (17; ср.: 24:12–13). Израиль сам был зависимым в Еги- пте и нуждался в помощи Бога, чтобы обрести свободу и благоденствие (18); и здесь прошлый опыт Израиля снова формирует его поведение.


Идея, заложенная в законе об урожае, уже знакома нам по 23:24–25. Землевладе- лец обязан был сознательно оставлять часть урожая для тех, у кого не было никаких источников пропитания. Таким образом, права каждого в Израиле на произведенное землей еще и еще раз находят свое подтверждение (ср.: Книга Руфь).

25:1—3 В этом законе речь идет не о самом судебном процессе, который уже был описан (17:8–13), а об упорядочении телесных наказаний (в тех случаях, когда они представлялись оправданной мерой наказания, напр.: 22:18). Под угрозой находилось достоинство человека, который, несмотря на совершенное преступление, все же был братом. Эти слова означают, что наказанный остается членом израильского обще- ства. (2 Кор. 11:24 отражает сложившуюся позднее практику наказания только трид- цатью девятью ударами, чтобы закон не был нарушен превышением числа ударов.)

4 Апостол Павел напоминает об этом законе, когда речь идет об обеспечении сред- ствами к существованию тружеников, распространявших Благую Весть (1 Кор. 9:9–10). Здесь же закон имеет прямое отношение к рабочим волам: человек может ис- пользовать животных, но ему запрещено издеваться над ними или жестоко эксплуа- тировать.

5–10 В древнем Израиле считалось очень важным, чтобы мужчина оставил после себя потомка мужского пола, который продолжил бы его род и унаследовал бы его имя и собственность. Если мужчина умирал не родив сына, то возникала серьезная проблема. Настоящий закон (у которого имелись аналоги в кодексах других стран Ближнего Востока) обязывал одного из кровных родственников этого человека (в первую очередь, брата) заменить вдове мужа, чтобы иметь сына, который будет счи- таться сыном усопшего.

Брат мог отказаться от исполнения своего долга (7—10). Такой поступок означал, что он намерен унаследовать собственность умершего человека, не желая, чтобы она перешла к «сыну» усопшего (Чис. 27:9). Не исключено, что именно по этой причине его отказ исполнить свой долг клеймил позором в глазах всего общества Господня его самого и его семейство.

11–12 В ряду законов, отмеченных гуманностью и заботой о высоких моральных качествах личности (ср.: 25:1—3), этот выделяется тем, что предостерегает от нанесе- ния физического увечья. Возможно, он учитывал, что описанное действие женщины могло лишить мужчину способности к продолжению рода. Слова да не пощадит ее глаз твой напоминают нам о «lex talionis» (19:21). Наказание могло приблизительно соответствовать принципу «око за око» и т. д. Однако нанесение физического увечья в результате наказания в израильском обществе, несомненно, было явлением исключи- тельным, в данном случае видно то огромное значение, которое придавалось рожде- нию детей (ср.: Быт. 1:28; Пс. 126).

13—16 Этот закон продолжает линию Книги Второзаконие на запрет угнетения и обмана братьев–израильтян в той или иной форме и поощрение к заботе об их благо- денствии.

17–19 Не забыть злые дела Амалика. Суровый приговор в отношении амали- китян заставляет вспомнить об их нападении на израильтян на пути из Египта (Исх. 17:8–16). В своей попытке воспрепятствовать израильтянам попасть в землю обето- ванную они уподобляются Моаву и Аммону, которые были навсегда исключены из об- щения с Израилем по этой же самой причине (23:3–5). По–видимому, преступление Амалика повлекло за собой особенно суровое наказание. Вражда Господня с такими


врагами не прекращается. И позднее Саул получит повеление привести приговор, произнесенный здесь Богом, в исполнение (1 Цар. 15:2).

Данному повелению, быть может, предназначалось завершить пространный свод законов, который начался в гл. 12; слова: успокоит тебя от всех врагов твоих (19) напоминают 12:9.

26:1—15 О принесении начатков и десятины в третий год. Итак, в основ- ном свод законов, начало которым положено в гл. 12, завершился повелением изгла- дить «память Амалика из поднебесной» (25:17–19). Здесь это дополняется наставле- ниями о двух актах благодарения. Едва ли этот материал можно назвать новым, но он помещен здесь по вполне определенной причине.

Первая церемония благодарения — это предложение начатков, то есть принесе- ние первых плодов урожая в начале лета. Обыкновенно это происходило во время Праздника седмиц (Лев. 23:15, 20; Чис. 28:26). Закон в Книге Второзаконие о Празд- нике седмиц (16:9–12) конкретно не указывал на первые плоды земли, несомненно потому, что этот отрывок дожидался своего настоящего места в этой книге.

Особое значение этот ритуал имел при совершении его в самый первый раз на но- вой земле; именно поэтому закон о начатках до сих пор не вступал в силу. Предпола- гается, что первоначально он относился к самому первому предложению начатков, которое было совершено народом, избавленным от рабства Господом, а затем взятым из пустыни, чтобы быть Его народом в земле обетованной. Поскольку в дальнейшем Израиль должен был приносить начатки плодов регулярно, то эта церемония несла в себе нечто особенно трогательное (несколько напоминая праздник Благодарения у американцев), своего рода знак, указывающий на то, что Бог исполняет Свои обетова- ния.

Церемония благодарения включает в себя исповедание веры, в котором отражает- ся история верности Бога и основные вехи образования Израиля. Оно начинается с воспоминания об Иакове, праотце Израиля, называемого здесь странствующим Арамеянином (5). Эти слова относятся к его еще не совсем оседлому образу жизни и миграции в Египет, а также о годах, проведенных им в Араме, где он женился на Ра- хили и Лие, дочерях Лавана Арамеянина (Быт. 28:5; 29). Исповедание веры продол- жается воспоминанием о переселении в Египет, когда род Иакова составляли

«немногие люди» (Быт. 46:8–27), о тяжести египетского ярма, об освобождении могу- ществом Бога и о вступлении в землю обетованную (5—9). Может показаться стран- ным, что здесь не упоминается завет, заключенный на святой горе Хорив. Однако ак- цент здесь делается на истории обетования, данного праотцам Израиля (Быт. 12:1), и ныне, слава Богу, исполнившегося. Эта церемония должна была происходить в глав- ном святилище (2), поэтому далее следуют обычные замечания о радости и о благо- творительности нищим(11).

Теперь рассматривается вторая церемония (12—15), а именно, предложение деся- тины в третий год, о чем мы уже читали в 14:28–29 (см. ком.). Подобно повелениям о начатках плодов, и это постановление не является новым. Оно повторяется здесь, воз- можно, потому, что это первая церемония в земле обетованной, а также потому, что она отражает дух этих законов. Другими словами, существование Израиля, в том чи- сле и ритуал богослужения, зависят от благодати Божьей. Попечение о нуждающихся составляет важную часть обеих церемоний, рассмотренных в этой главе.





Дата публикования: 2015-02-20; Прочитано: 241 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.042 с)...