Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Истребление Содома




Ни один день из жизни Авраама не описан более подробно, чем этот, что указыва- ет на важность данного эпизода для рассказчика. В его свете разрушение Содома представляется несущественным по отношению к исполнению обетовании, данных Аврааму. Глава начинается с того, что Авраама и Сарру посещают ангелы и объявля- ют, хотя и косвенно, что у Сарры будет сын. Однако дальнейший рассказ явно не до- бавляет к теме обетования ничего нового.

Гораздо более очевидным является сходство с историей потопа. И в том, и в дру- гом рассказе один праведник со своей семьей спасается от всеобщего разрушения бла- годаря Божьему вмешательству. Оба рассказа снабжены краткими приложениями, в которых дети унижают своего пьяного отца (9:20–27; 19:30–38). Оба рассказа постро- ены в виде увеличенной «палистрофы», или зеркального отражения (ср.: коммента- рий к 6:9 — 9:29).

А Авраам направляется к Содому (18:16) А1 Авраам смотрит на Содом (19:27–28) В Раздумья Бога о Содоме (18:17–21)

В1 Содом истребляется (19, 23–26)

С Мольба Авраама о Содоме (18:22—33) С1 Мольба Лота о Сигоре (19:17–22)

D Ангелы приходят в Содом (19:1–3) D1 Уход из Содома (19:15–16)

Е Нападение на Лота и ангелов (19:4–11)

Е1 Зятья Лота не откликаются на призыв (19:14) F Оповещение об истреблении Содома (19:12–13)

Какое же отношение имеет рассказ об уничтожении Содома к главной теме Бытия

— исполнению обетовании, данных Аврааму? Во–первых, он демонстрирует близость Авраама к Богу. Господь дал Аврааму знать, как Он намерен поступить с Содомом, и это подвигло Авраама на долгую речь в защиту этого города. Бог уступил просьбе Авраама о том, чтобы весь город был помилован, если там найдется десять праведни- ков. К несчастью, единственным праведником в Содоме был Лот. Нечестивость остальных проявилась в совместном нападении всех содомлян — молодых и старых — на дом Лота (19:4). Тем не менее Господь откликнулся на мольбу Авраама и ради него вывел Лота из города (19:29). Потенциально Содом мог быть благословлен благодаря Аврааму (ср.: 12:3), но порочность жителей лишила город Божественной милости.

Во–вторых, судьба Содома уже была предрешена. В 14:21 описано пренебрежение царя к Аврааму, что сулило беды в будущем, ибо в 12:3 говорится, что оскорбляющие Авраама будут прокляты. Неспособность признать, что Авраам избран Богом, оказа- лась губительной (ср.: Мк. 3:22–30). Хотя молитвами Авраама Лот спасся из испепе- ленного Содома, но конец его печален, и это закономерный итог его решения отде- литься от Авраама и приобщиться к роскоши Содома. Так в Бытие показаны страш- ные последствия для тех, кто ставит свои эгоистические желания выше единения с Богом и с Его избранными служителями.

Наконец, истребление Содома — это предупреждение о том, что произойдет со все- ми хананеями, если они будут упорствовать в своих преступлениях. В Ветхом Завете настойчиво проводится мысль, что именно порочность хананеев явилась причиной их


завоевания и вытеснения Израилем (15:16; Лев. 18:24–28; 20:22–25). Таким образом, разрушение Содома было залогом завоевания Ханаана и исполнения данного Авра- аму обетования о земле. Однако в Новом Завете подчеркивается всеобщий смысл ги- бели Содома, как и истории потопа. Иисус предупреждал, что города, пренебрегшие Его учением (Мф. 1:20—24), пострадают больше, чем Содом, а в Откровении исполь- зуются образы Быт. 19 для описания Божьего суда над всеми городами и народами, восставшими против Христа (напр., Отк. 11:8).

18:1—15 Подтверждение Сарре обетования о рождении Исаака. Обетование о рождении Исаака повторяется потому, что в 17:19 об этом говорилось только Аврааму, теперь следовало проинформировать и Сарру (10), поскольку Авраам явно не рассказал ей об этом. Повторение вести, как и повторение сна (41:32), говорит о том, что это событие непременно исполнится в назначенный срок… в следующем го- ду.

Примечания. 1 Дубрава Мамре близ Хеврона находилась примерно в 20 милях (32 км) к югу от Иерусалима. 2–8 Забота Авраама о гостях — это образец восточного гостеприимства и качество, которым следует обладать всем верующим (Евр. 13:2). Ан- гелы обычно принимаются в Библии за мужей, хотя их слова и поступки свидетель- ствуют об их неземной природе. Здесь, по–видимому, в образе одного из ангелов является Бог, т. е. Сам Господь (22), двое других, отправившихся в Содом (19:1), были Его спутниками.

18:16—33 Мольба Авраама о Содоме. Избранность Авраама подтверждается тем, что Бог открывает ему Свои замыслы (17 — 20). Авраам изображается как вели- кий пророк, посвященный в Божественные тайны; он использует свое знание, засту- паясь за людей (ср.: 1 Цар. 12:23; Ам. 3:7). И Авраам ходатайствует не только за роди- чей, но и за город, в котором с ним обошлись несправедливо (ср.: Мф. 5:44).

Примечания. 21 Посещение Содома ангелами (19:1 —13) должно было подтвер- дить его порочную репутацию.

19:1–26 Семейство Лота спасается из Содома. 1—3 Лот встречает своих го- стей так же тепло, как и Авраам (18:2—8), хотя его гостеприимство описано более кратко. Но то, что, кроме Лота, больше никто не встретил гостей, выглядит как злове- щее предзнаменование.

4–11 Слухи о порочности Содома вскоре подтвердились. Вместо того чтобы при- ветствовать своих гостей, содомляне (все жители города, заметьте) пожелали учи- нить насилие над пришельцами. Трудно вообразить большее издевательство над нор- мами восточного гостеприимства, чем попытка подвергнуть гостей гомосексуальному насилию. Древние народы часто оправдывали гомосексуальные действия, которые со- вершались по обоюдному согласию между взрослыми, но насилие, тем более над го- стями, всегда считалось недопустимым. Преданность Лота гостям была безгранич- ной, что доказывает его готовность отдать содомлянам своих дочерей. К счастью, это неудачное предложение было отвергнуто и ангелы поразили нападающих временной слепотой.

Область Мертвого моря в период пребывания Лота в Содоме


14 Не вполне понятно, означает ли древнеевр. слово зятья мужей дочерей Лота, или только помолвленных. И снова содомлянам остается винить за уничтожение только себя, так как они отказались бежать вместе с Лотом.

16—26 Даже сам Лот и его семья не оценили остроту ситуации, и ангелам при- шлось вывести их из города. Местность вокруг Мертвого моря до сих пор пахнет се- рой, а странные скальные образования напоминают о судьбе жены Лота, которая бы- ла предана Содому еще больше, чем он (Лк. 17:32).

19:30–38 Дочери Лота. В этих стихах рисуется печальный конец праведника, который пошел на компромисс с миром. Поставив превыше всего желание иметь де- тей, дочери Лота задумали вступить в связь с отцом (этим поступком они нарушили и дочерний долг, и запрет на кровосмешение).Таково происхождение моавитян и аммо- нитян, ближайших соседей Израиля. Аммонитяне жили восточнее Иордана, а моави- тяне — к северо–востоку от Мертвого моря (ср.: Чис. 21:24).





Дата публикования: 2015-02-20; Прочитано: 235 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...