Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Образ человека позднего Возрождения



Мысли Шекспира о человеке воплощает в трагедии прежде всего образ главного героя. Хотя Гамлет живет в средневековой Дании, весь его духовный облик носит отпечаток новой действительности, над которой размышляет Шекспир. Часто эти размышления оказываются вложенными в уста самого Гамлета. Из его высказываний о том, каким должен быть человек, выступает цельный, законченный идеал гуманистов позднего Ренессанса, разносторонняя, универсальная личность.

Таким предстает перед нами сам Гамлет. Он — студент Вит-тенбергского университета, в стенах которого в начале XVI столетия впервые прозвучал могучий голос вождя Реформации Мартина Лютера. «Если мы внимательно вглядимся в его облик, то увидим, что на протяжении действия трагедии он проявляет себя как политик, мыслитель, воин и знаток искусства. Он великолепно владеет шпагой, рассуждает, как философ, изучает науки, знает театр и сам пишет стихи»3.

Для людей шекспировской поры было еще немало загадочного в природе. Но, не зная разгадки многих тайн, они уже сознавали, что

В небе и земле сокрыто больше,

Чем снится вашей мудрости...

Разум Гамлета свободно работает в материалистическом направлении.

Ренессансному мышлению, при всей его свободе, в значительной мере свойственна была религиозность. Гамлет отказывается убивать короля Клавдия в момент, когда тот молится, считая, что в этом случае король попадет в рай; он страдает при мысли, что отец его умер не очищенным от грехов; долгое время опасается, что в образе призрака ему являлся дьявол, когда медлит со свершением мести. Но понятие о боге тесно сплетается у него с идеей величия человека как создания божественного.

Созерцательность натуры Гамлета, его интеллектуальность сочетаются со стремлением к физическому совершенству. Он ревниво относится к славе лучшего фехтовальщика. О том, что человек должен представлять собой гармоническое слияние разнообразных достоинств, лучше всего высказывается сам герой трагедии: «Что за мастерское создание — человек! Как благороден разумом! Как беспределен в своих способностях, обличьях и движениях! Как точен и чуден в действии! Как он похож на ангела высоким постиженьем! Как он похож на некоего бога! Краса вселенной! Венец всего живущего!»

По его мнению, высшая хвала для людей — признание их достойными имени человека. Всю совокупность замечательных качеств своего отца Гамлет определяет одним словом: «Он человек был, человек во всем».

Влюбленность в идеал человека делает для Гамлета особенно болезненным разочарование в окружающих и в самом себе: «Из людей меня не радует ни один...»; «О, что за дрянь я, что за жалкий раб» — в таких печальных раздумьях Гамлет беспощадно осуждает человеческое несовершенство, в ком бы оно ни проявлялось.

В столкновении между оптимистическими убеждениями относительно прекрасной природы человека и пессимистическими выводами по поводу окружающего мира, в котором постепенно набирало силу буржуазное начало, состояла трагедия гуманистов шекспировской эпохи.

В этом тяжелом мировосприятии Гамлет ощущает себя один на один с враждебной действительностью, которой он предъявляет свой личный счет. Отсюда — индивидуализм героя Шекспира, но индивидуализм особый, в духе его времени. В Гамлете нет ни презрения, ни равнодушия к людям, есть лишь печальное сознание индивидуальной, исключительно личной ответственности за мировые бедствия:

Век расшатался, и скверней всего,

Что я рожден восстановить его.

Личность эпохи Ренессанса, действуя во имя широких общественных интересов, всегда выступала непосредственно только от себя: общее благо было как бы личной ее потребностью.

Именно эту особенность в Гамлете его друг Горацио определяет словами: «высокий дух». О его возвышенной душе говорят друзья и недруги. Даже король понимает, что его противник — «великодушный, чуждый всяким козням», и рассчитывает именно на это, замышляя погубить его.

Гамлет неизменно отдает дань уважения достойным, даже если это его враги, например Лаэрту. С честными простыми людьми принц держится как равный. Его нравственный уровень значительно выше нравственности его века, и этим определяется его трагическая судьба — типичная судьба гуманиста, развитого человека эпохи Возрождения.

Герою Шекспира вполне известен секрет преуспеяния в мире — это бесчестность: «Быть честным при том, каков этот мир,— это значит быть человеком, выуженным из десятка тысяч». Он называет и источник бед своего времени: «гнойник довольства и покоя» — страсть к обогащению и бездушие. Перед нами — век интенсивного развития буржуазных отношений Гуманисты шекспировской поры были справедливыми и гневными судьями окружавшего их жизненного уклада.





Дата публикования: 2015-02-18; Прочитано: 1593 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...