Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Сведения из биографии



Жизненный и творческий путь Шекспира. Время жизни Уильяма Шекспира может считаться преддверием английской буржуазной-революции, совершившейся через 26 лет после его смерти. Более интенсивно, чем где-либо, в Англии складывается капиталистический способ производства. Растет экономическая и политическая мощь страны, и одновременно усиливаются в ней внутренние противоречия. Для Англии это период бурного роста богатств и одновременно - широкого распространения нищеты, время политических заговоров и казней.

Сын фермера, ставшего затем ремесленником из города Стратфорда-на-Эйвоне, Шекспир родился в 1564 г. Свое детство он провел среди простых людей, усвоил живой английский язык, образы английского фольклора.

С шестнадцати лет началась трудовая жизнь Шекспира. Отправившись в Лондон на поиски заработка, он некоторое время выполнял разного рода обязанности при театре и наконец стал актером в группе своего земляка Ричарда Бербеджа. Несколько позднее Бербедж, замечательный артист своего времени, открыл театр «Глобус», ставший лучшим лондонским театром; его репертуар создавал начавший тогда писать Шекспир.

Театральные зрелища имели широкую популярность в Европе. Пьесы, разыгрываемые часто прямо на площадях в дни праздников, на ярмарках, по своему содержанию были или религиозными (так называемые мистерии), или бытовыми. Последние чаще всего не имели серьезного смысла, иногда их сочиняли сами исполнители. Трудно установить авторство этих пьес - это было в полном смысле слова народное, массовое творчество. В Англии XVI в. драматургия приобретала новые черты. Постепенно исчезали религиозные драмы - на сцене стали преобладать пьесы со светским сюжетом. Сложнее, серьезнее стало содержание драматических произведений. Теперь в театре искали ответа на вопросы, которые ставила повседневная жизнь, люди хотели увидеть там как бы со стороны и эту жизнь, и самих себя в ней. Именно в это время театр начал превращаться, как выражался впоследствии Гоголь, в кафедру, с которой провозглашается добро, воспитывая умы и сердца, пробуждая общественные симпатии и антипатии. В нем были по-своему заинтересованы представители разных сословий. Театр становится активной силой общественной жизни.

Техника сценического искусства была развита сравнительно мало. Театр не знал тогда ни подвижных кулис, ни декораций. Не было актрис - женские роли исполнялись мальчиками-подростками. Но, несмотря на всю условность обстановки, на сцене разыгрывались драмы, полные неподдельной жизненной достоверности.

Театр Бербеджа — Шекспира «Глобус», лучший среди шести тогдашних театров Лондона, более всего способствовал развитию английской сцены в реалистическом направлении. Предшественники Шекспира писали поэтическим, возвышенным стилем, и это требовало соответствующего актерского исполнения: декламации, постоянного нарастания голоса, что производило в конечном итоге впечатление напыщенности. Целью Шекспира, выступавшего, как почти все драматурги той поры, и в качестве режиссера своих сценических произведений, была простота и естественность. Разговор его Гамлета с актерами содержит, по существу, шекспировские мысли об актерской игре: «.,.в самом потоке, в буре, я бы сказав, в смерче страсти мы должны стяжать и усвоить меру... Сообразуйте действие с речью, речь с действием, причем особенно наблюдайте, чтобы не преступать простоты природы,> ибо все; что так преувеличено, противно назначению игры...»

Однако высокая миссия театра вовсе не означала благоденствия тех, кто связал с ним свою судьбу. Ярыми противниками его в Англии стали пуритане, враждебно относившиеся ко всему, что освобождало человеческое сознание от религиозной догмы и добившиеся запрещения устраивать театры в Лондоне в пределах городской части (Сити).

Помимо театров, было много бродячих трупп, не имевших средств, чтобы обосноваться на одном месте. Преследования, которым подвергались бездомные (за бродяжничество сажали в тюрьму), распространялись и на них. От репрессий их спасало только покровительство знатных лиц. Шекспировскую труппу опекал лорд-камергер, позднее она получила звание труппы короля.

В первые годы XVII в. на английские театры, особенно на массовые, обрушилась новая волна гонений. В это время расстается с театром и Шекспир. Прервав свою деятельность, которая продолжалась около 20 лет, он, уже получивший всеобщее признание, возвращается в родной город, где умирает в 1616 г.

Драматические произведения. Великое наследие Шекспира составляют его драматические произведения, включающие 37 трагедий и комедий, а также сонеты.

Материалом пьес ему служили часто уже известные сюжеты: старинные легенды или драматические произведения безымянных авторов. Однако каждая из «переделанных» трагедий или комедий Шекспира — создание оригинальное; старый сюжет приобретает у него новый смысл, исключительную глубину и яркость. Творчество Шекспира-драматурга делят на три периода. Пьесы 1590-1600 гг. отличаются оптимистическим, жизнеутверждающим характером. Большую часть их составляют веселые комедии; наиболее популярные из них «Укрощение строптивой» (1593), «Сон в летнюю ночь» (1595), «Виндзорские кумушки» (1597), «Много шуму из ничего» (1598), «Как вам это понравится» (1599), «Двенадцатая ночь» (1600).

Герои шекспировских комедий — натуры цельные и сильные, с живыми чувствами, находчивые, даже изворотливые. Козни, затеваемые ими друг против друга, безобидны, столкновения несерьезны, поэтому вся жизнь выступает в комедиях Шекспира исполненной добра и здравого смысла, которые в конце концов побеждают. Шекспировские произведения этих лет передают в полной мере бодрый дух ренессансного гуманизма, еще не омраченный новыми противоречиями.

При всем легком, шуточном характере комедий Шекспира в них тем не менее ясно проступают приметы той эпохи, когда феодальный образ жизни обнаружил свою несостоятельность. В них можно увидеть и спесивость дворянина, обедневшего, но беспечного, и скупость богатеющего горожанина. Но темные силы драматург пока рассматривает как проявление прошлого, отмирающего феодального уклада. Кроме комедий, в первый период своего творчества Шекспир пишет исторические хроники.

В поисках сюжетов он обращался не раз к материалу английских и шотландских хроник, но при этом значительно перерабатывал их. Однако в ряде пьес Шекспир полностью сохранял достоверность исторических событий — таковы, например, «Ричард II», «Ричард II», «Жизнь короля Генриха VIII» и другие. Воспроизводя явления далекого прошлого, Шекспир вдумывается в их смысл, пытаясь оценить их с исторической дистанции — с точки зрения своей современности — и таким образом понять законы, по которым складываются судьбы государств, народов и их вождей. В исторических хрониках более всего выступает шекспировский взгляд на историю, на личность. В этих же пьесах наиболее явственно улавливается и шекспировское ощущение роли народа как потенциальной исторической силы.

Написанная в первый период единственная трагедия «Ромео и Джульетта» отличается своеобразным оптимизмом. Автор рассказывает о судьбе двух влюбленных, сильное и чистое чувство которых столкнулось с прочными феодальными предрассудками.

Уже в этой, первой из шекспировских трагедий, нет гармонии и человеческого счастья (не случайно выбран и самый жанр — трагедия). В мире, где живут герои Шекспира, явно присутствуют противоречия двух эпох — старой, феодальной, и нарождающейся, буржуазной. От первой — родовые предрассудки, ложные понятия о фамильной чести, но всесильная власть денег — уже от буржуазного века.

Уже первые годы XVII в. в Англии должны были повлиять на мироощущение Шекспира. События политической жизни уже предвещали буржуазную революцию. Ощущение грядущих перемен, которые принесут с собой кровопролитие и новые противоречия, пронизывает творчество Шекспира во второй период (1601 —1609 гг.). В эти годы он создает трагедии, в которых преобладают темы, раскрывающие мрачные стороны человеческой души, недобрый характер отношений человека к человеку. Основные мотивы «Гамлета», «Отелло», «Макбета», «Короля Лира» — предательство, неблагодарность, беспринципность и жестокость, В поле зрения Шекспира теперь уже общечеловеческие пороки, обнаружившиеся в пору формирования хищнической морали капиталистического мира.

В 1604 г. Шекспир создает трагедию «Отелло», заимствуя сюжет одной из итальянских новелл XVI в., в которой рассказывалось о том, как мавр Отелло в приступе ревности задушил свою молодую жену. В произведении Шекспира эта история полностью переосмыслена. Отелло у него — не злодей и не необузданный ревнивец. Это мужественный, много переживший человек, который нашел в любви Дездемоны огромную преданность и дружбу. Благодаря ей он продолжает глубоко верить в добро. Два благородных человека — Отелло и Дездемона — становятся жертвами бесчестия и коварства. В трагедии Шекспира звучит страх и скорбь перед торжеством зла.

Тревога за судьбу мира, в котором одерживают победу пороки и несправедливость, усугубляется в трагедии «Король Лир» (1605). Шекспир создал ее на материале хроники о старом британском короле и его неблагодарных дочерях. Старинный сюжет в обработке великого драматурга наполнен размышлениями о волнующих проблемах времени, о заблуждениях человека, о его трагической вине.

Король Лир решает отказаться от власти, «уйти на покой». Ослепленный лестью двух из своих дочерей, он раздает им все свое состояние, уверенный, что всегда будет желанным гостем в их владениях. Однако дочери отплатили Лиру жестокой неблагодарностью. Он стал нищим и бездомным, и на помощь ему поспешила лишь третья дочь Корделия, которую он в свое время лишил родительской любви и наследства, оскорбленный сдержанным выражением ее чувств. Пытаясь спасти отца, Корделия погибает, следом за ней умирает и сам Лир, сломленный сознанием собственной духовной слепоты и бессилия добра. Трагедия Лира и его дочери варьируется в истории графа Глостера, преданного сыном Эдмундом, по навету которого он отрекся от другого сына — искренне любящего Эдгара. Линия Глостера еще более усиливает трагическое звучание произведения. Гибель героев трагедии выглядит как крах мировой справедливости.

В шекспировском- творчестве второго периода усложнился образ человека: в монументальных фигурах его отрицательных героев воплотились черты мирового зла; в изображении раздвоенности человеческой души отразилось горькое знание суровых законов действительности.

В 1606 г. Шекспир написал трагедию «Макбет» — одно из самых глубоких произведений мировой литературы, раскрывающих многогранность психологии человека. Ее герой, по словам Белинского, «злодей, но злодей с душою глубокою и могучею... вы видите в нем человека, в котором заключалась такая же возможность победы, как и падения, и который при другом направлении мог бы быть другим человеком» 3.

Огромная духовная энергия Макбета рождает в нем всепобеждающее честолюбие. Стремление утвердить свою личность заглушает в нем на длительное время и голос совести, и человеческие чувства. Он рвется к престолу, уничтожая всех, в ком видит препятствие. При этом, как внутреннее оправдание, он вынашивает мысль о том, что, победив, станет добрым и мудрым правителем. Но каждое его злодеяние влечет за собой следующее. И каждое очередное убийство, совершаемое Макетом, вызывает глубокое душевное потрясение у него самого. Естественная человечность, просыпаясь в нем, выступает как «правосудие», которое «подносит нам же чашу с нашим ядом». Мучительное раскаяние делает вдвойне страшным поражение Макбета, его гибель.

Преступность натуры, одержимой жаждой власти, еще более заострена в образе леди Макбет. По ее понятиям, человек лишь тот, кто способен осуществить любые свои замыслы, как бы ни были они безнравственны. Но и у леди Макбет злая гордость наказана пробудившейся незаметно для нее самой человеческой природой. Она вдруг начинает ощущать на своих руках пятна крови тех людей, к убийству которых она призывала мужа, и от этого теряет рассудок.

В условиях жестокого века основой самосознаний человека становится жестокость. Богатство духа перерождается в стремление безграничного самовозвышения и ведет человека к трагическому концу. Поэтому в «Макбете» герой «не подходит под определение «положительного» или «отрицательного» персонажа. Он... жертва тех противоречий, которые вырастали на почве классового общества».

В последний период творчества Шекспир пишет пьесы фантастического, полусказочного характера. В них проступают те же конфликты, которые представлены в трагедиях, но здесь, как это обычно бывает в сказках, они смягчаются, рассеиваются и завершаются счастливым концом. Но при этом все-таки ясно, что победа добра — условна, придумана, чтобы смягчить безысходность противоречий.

Сонеты. Содержание шекспировских сонетов — новое, нетрадиционное. Обычная тема сонета — любовь и вся связанная с ней гамма чувств: радость и страдание, надежда и тоска. Шекспир значительно расширил круг тем этого жанра, наполнив свои сонеты идейной глубиной, характерной для драмы. Лирический герой сонетов «появляется перед нами сначала не очень искушенным в жизни, полным благородных идеалов и даже иллюзий. Затем он проходит через большие душевные испытания, страдает, и дух его закаляется, он обретает понимание жизни и людей во всей их сложности и противоречиях. Ему случается ошибаться, переживать падения, но он всегда обнаруживает способность подняться на новую нравственную высоту».

Лирический герой сонетов — человек тонкой, восприимчивой души, глубокого и сильного чувства, личность, которую волнует и ранит многое в окружающей жизни. Именно благодаря своей богатой эмоциональности лирика Шекспира остается созвучной переживаниям многих и многих поколений — до сегодняшнего дня.

Глубоко разработана в сонетах и традиционная для жанра тема любви — сонеты 23, 56, 88, 116. Внутренний мир Любящего у Шекспира разносторонен и сложен. У него по-настоящему любит лишь такой человек, который состоит «в разладе с миром и судьбой» (сонет 29) и в любви видит единственную живую и добрую силу. Любовь — это всеподавляющая, всеохватывающая страсть, для которой «океаном будет час разлуки» (сонет 56). Любовь у Шекспира неизменно связана с благородством души, доходящим до самоотверженности:

Сонеты Шекспира, как и его трагедии, остаются созвучными каждому новому веку. Если в его трагедиях человечество находит всю широту проблем мироустройства — вопросы о «судьбах человеческих и судьбах народных», то в сонетах отражена напряженная, драматическая жизнь чувства, которое является частью большого мира.

«Гамлет».

Трагедия «Гамлет» (1601) занимает первое место в ряду «встревоженных» трагедий — так называли пьесы, появившиеся на английской сцене к концу XVI в., в которых отражалась тревога по поводу событий времени. Она наиболее полно отражает кризис гуманистической идеологии Ренессанса.

Как и многие произведения великого драматурга, «Гамлет» не имеет оригинального сюжета. В основе содержания пьесы лежит легенда, записанная в Дании еще в XIII в. и не раз использованная в литературе до Шекспира. В Англии она обрела жизнь в жанре драмы, точнее, мелодрамы — так называемой «трагедии грома и крови». Ко времени появления шекспировского «Гамлета» история о датском принце сама по себе уже не представляла интереса. Но Шекспир придал ей новое звучание: борьбу героев старинной легенды он наполнил современным смыслом, передал дух жестокой борьбы, характерный для его действительности.

Конфликт между принцем Гамлетом и королем Клавдием далеко выходит за рамки личного. В сюжете их личных отношений этот конфликт является стержневым — все столкновения Гамлета с другими персонажами, судьбы всех действующих лиц определены его развитием. Таким образом, вся жизнь как бы задетый лично, он чувствует себя и лично ответственным за восстановление поруганной справедливости:

Век расшатался, и скверней всего, Что я рожден восстановить его.

Гамлет осознает, что он должен наказать порок, но не сразу решается действовать и его сомнения полностью передают особенности гуманистического сознания времени Шекспира. •

Даже убедившись в достоверности преступления короля, Гамлет останавливается перед вопросом, как должен вести себя человек в мире зла: сражаться с ним его же оружием («ополчась на море смут, сразить их противоборством») или уклониться от борьбы.

Первые слова знаменитого монолога «Быть или не быть?» показывают отношение Гамлета к «расшатавшемуся веку». Он не считает для себя возможным принять страшную мораль этого века. «Покоряться пращам и стрелам яростной судьбы» означает для него «умереть, уснуть», т. е. «не быть». Смирение в жизни для него невозможно.

Герою Шекспира, его современнику, выведенному в образе средневекового датского принца, иногда представляется, что отказаться от схватки со своим жестоким окружением «благородней духом», чем вступать в нее и пользоваться жестокими средствами. Размышляя над сложностью своей задачи, Гамлет не может собрать силы для ее осуществления и от этого еще больше страдает:

Так трусами нас делает раздумье, И так решимости природный цвет Хиреет под налетом мысли бледным, И начинанья, взнесшиеся мощно, Сворачивая в сторону свой ход, Теряют имя действия...

И тем не менее Гамлет вынужден признать насилие единственным способом борьбы с миром, в котором оно царит. Перелому в его сознании способствуют прежде всего злоумышленные действия со стороны короля — в ответ на них Гамлет убивает Полония. Сыграла роль и неожиданная встреча с войском Фортинбраса, вызвавшая у Гамлета раздумья о том, что все события, происходящие в мире, неизбежно и закономерно влекут за собой гибель массы даже невинных людей: ни одна борьба не бывает бескровной. Это окончательно подготавливает решимость Гамлета к тому, чтобы пролить кровь злодея:

О мысль моя! отныне ты должна Кровавой быть, или прах тебе цена!

Более того, убийство в ответ на нарушение нравственных законов Гамлет осознает как свой гуманистический долг:

«Свою личную месть Гамлет выполняет, убив Клавдия. Но большая задача, которую сам Гамлет лишь смутно сознает,— Преобразование действительности,— остается для него непосильной. Он не видит пути к этому преобразованию, как не видели этого пути и Шекспир, и другие гуманисты той эпохи»

Уходя из жизни, Гамлет оставляет ее по-прежнему несовершенной. Но он встревожил мир, в котором жил, сосредоточил внимание тех, кто остался жить, на страшном факте: «век расшатался». В этом и состояла его миссия — великая миссия гуманистов эпохи Шекспира.

В борьбе Гамлета с Клавдием отразился противоречивый характер нового времени, сменившего средневековье: с одной стороны, развитая идеология высокой человечности, с другой — беспринципная собственническая мораль. И Гамлет, и его противники — «люди эпохи Возрождения. Гамлет — воплощение того расцвета личности, интеллектуальной культуры, новой гуманистической морали, которым ознаменовалось Возрождение; Клавдий — носитель эгоизма, своекорыстия, жестокого властолюбия, морального нигилизма — всех тех пороков, которые были и в средние века, но особенно пышно распустились в эпоху буржуазного индивидуализма».





Дата публикования: 2015-02-18; Прочитано: 971 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...