Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Обновление комедии



На протяжении всего XVIII в. театральный жанр сохраняет свое значение и развивается в официальных, народных, частных театрах. Самой живучей оказывается комедия, чья легкость и яркость соответствуют нравам того времени. Трагедия (остающаяся аристократическим жанром, прославляемым Вольтером) и драма (слезливая у Нивеля де Ляшоссе, буржуазная у Дидро) безуспешно оспаривают у нее первенство.

Мариво, наделяющий своих персонажей большей психологической жизненностью, делающий игру естественной, придумывающий тонкий и изысканные язык, становится великим театральным творцом своего века. Благодаря ему комедия перестает быть простым фарсом или чередой перипетий и становится изображением вечного конфликта между сущностью и видимостью, правдой и ложью, противостояния между господином и слугой. Современные читатели видят в пьесах Мариво правдивое отражение клонящегося в своему закату общества, окружающего себя развлечениями, чтобы забыть о своем падении. Благодаря Бомарше, другому великому драматическому гению XVIII в., комедия обретает рифму, веселость и дерзость: сложное сплетение интриг, звучные реплики, сатирические нападки. Эпоха завершается двумя шедеврами: «Севильский цирюльник» (1775) и «Женитьба Фигаро» (1784).

Литература и философия

Доминирующей и, возможно, самой новаторской характеристикой века в области литературной практики остается, тем не менее, исключительное развитие того, что можно было бы назвать «литературой идей». Вчерашний литератор, питающий человечество своими произведениями и заботящийся о хорошем языке, превращается отныне в мыслителя, интересующегося всеми формами знания и отдающего свое перо служению разуму. Этот вемирный ум, этот философ, который «действует везде с помощью разума» (Дюмарсэ. Статья «Философ» в «Энциклопедии»), собирается удовлетворить свои энциклопедические аппетиты, расширяя поле для творчества.

Самые известные писатели века (Монтескьё, Вольтер, Дидро, Русл) интересуются математикой, физикой, биологией, ботаникой. Но и признанные ученые, используя свой популяризаторский талант, занимаются литературным творчеством (Бюффон, д'Аламбер, Гольбах, Кондорсе). Отсюда описания путешествий, столь многочисленные в этом веке, перестающие восприниматься как простые истории и превращающиеся в настоящие критические размышления об относительности нравов и мыслей (Шарден, Лаонтан, Тавернье).

Таким образом, рядом с вымышленной и развлекательной литературой (не всегда полностью лишенной полемических размышлений) развиваются теоретические, абстрактные произведения, которые благодаря специфическим литературным качествам и общеизвестности их авторов привлекают внимание публики, в другое время не обратившей бы на них внимания. Новыми разрабатываемыми областями становятся история (Монтескьё: «Рассуждения о причинах величия и упадка римлян»; Вольтер: «Век Людовика XIV», «Опыт о нравах»), политика (Монтескьё: «Дух законов»; Руссо: «Об общественном договоре»), религия (Вольтер: «Трактат о толерантности»; Дидро: «Сон д'Аламбера»), литература и искусства (Дидро: «Рассуждения о драматической поэзии»; Руссо: «Рассуждения о науках и искусствах»), естественные науки (Бюффон: «Естественная история»; Бернарден де Сен-Пьер: «Этюды о природе») и т. д. Вершины ото новое, сочетающее науку и литературу, направление достигает с выходом «Энциклопедии», объединяющей краткие технические описания и многие страницы философских размышлений.

(Так как почти по всем авторам есть отдельные билеты, подробно разобраны только следующие два, по которым билетов нет.)

Шодерло де Лакло (1741 – 1803)

Пьер Амбуаз Шодерло де Лакло родился в 1741 г. в Амьене в семье секретаря интендантской службы Пикардии.

Лакло был настоящим военным, ведущим гарнизонную и даже боевую жизнь, поднимавшимся по служебной лестнице и специализировавшимся на баллистике и фортификации. Однако литературу, хоть и стоявшая на втором плане, являлась для него важной сферой деятельности. Лакло считают писателем одной книги, но его дебютные послания. Многочисленные версии «Эссе о женском образовании», литературная и политическая критика также не лишены интереса. Но, конечно, заслуженную славу принесли ему именно «Опасные связи». Славу сомнительную, поскольку с момента своего появления книга была признана библией порока. Эта оценка, чрезмерно преувеличенная, будет преследовать его до тех пор, пока люди не научатся, как это произошло в наши дни, разделять моральное суждение и литературные достоинства произведения.

«Опасные связи» (1782)

Объединив традицию эротического романа (прославленного англичанином Ричардсоном и французом Кребийоном) и романа эпистолярного (начиная с “Персидских писем» и кончая опять-таки Ричардсоном и «Новой Элоизой» Руссо, фраза из которой послужила эпиграфом к книге), Лакло создает «Опасные связи», опубликованные за семь лет до Революции и ставшие символом последних лет Старого режима.

Два либертена, маркиза де Мертей и виконт де Вальмон, объединяются ради трех целей: соблазнить юную Сесиль де Воланж, которая должна выйти замуж за бывшего любовника маркизы; победить целомудренную мадам де Турвель, которую хочет соблазнить Вальмон; вступить в обоюдную связь, долженствующую знаменовать завершение двух первых дел. Две первые части плана успешно осуществляются Вальмоном, но мадам де Мертей отказывает ему под предлогом того, что он на самом деле влюбился в мадам де Турвель. Чтобы доказать обратное, Вальмон порывает со своей жертвой и разоблачает происки маркизы перед ее юным любовником, кавалером Дансени. Дансени, пылко влюбленный в Сесиль, убивает виконта на дуэли. Мадам де Турвель умирает от горя и стыда. Сесиль уходит в монастырь, мадам де Мертей, переболев оспой, оказывается обезображенной.

«Опасные связи» -это книга, таящая в себе особое качество: основной темой в ней является любовная страсть, описанная в форме эпистолярного романа.

Шедевр эпистолярного романа. Лакло удалось использовать все ресурсы популярного жанра. Письмо является одновременно видом рассказа (оно описывает действия, позволяет набросать психологический портрет, обогатить рассказ «полифонией»), способом соблазнения (язык становится «опасным», переписка способствует обману и создает чувственное очарование) и выразителем судьбы (письмо связывает персонажей, совместно стремящихся к падению).

Он показывает особую атмосферу эпохи конца XVIII в., в которой женщины превращаются в умелых актрис, а либертинаж, изобретенный в предыдущем веке, становится кодифицированным искусством, основанном на видимости и вызове.

Он демонстрирует масштаб губительных последствий страсти. Любовь и чувственность, анализируемые в их самые интимные моменты, ведут к несчастью, поскольку в конфликте ума и сердца ум служит злу, соблазняя легковерные создания.

Так подтверждается нравоучительный смысл произведения – заявленный в предисловии, - с которым, тем не менее, трудно согласиться полностью, настолько оно неоднозначно.

Шенье (1762 – 1794)

Андре Шенье родился в 1762 г. в Константинополе, где его отец Луи Шенье был консулом.

В столетие странным образом замкнутое для поэзии, Шенье вносит лирическую струю, унаследованную от античности и Плеяды. Трагическая и преждевременная гибель. Посмертная слава, мрачное изящество стихов способствовали его превращению в символ поэта гонимого и непонятого. Романтики создадут клише о художнике – жертве истории, черпающем тайны своего искусства в страданиях: «Искусство производит лишь стихи, только сердце является поэтом». Парнасцы будут считать его своим учителем «чистого искусства», вернувшимся к греческим традициям.

Творчество Шенье можно разделить на два направления:

Творчество Шенье характеризуется искусным и изящным поэтическим языком, восходящим к греко-латинским образцам: богатый и возвышенный словарь, гармоничный и вычурный синтаксис, насыщенный метафорами и аллегориями стиль. Но эта риторика, порой помпезная и часто устаревшая, не мешает его поэзии волновать нас виртуозностью своей фактуры, мелодичностью и ясностью акцентов.

Литература:

Белопольская И. А. Французское Просвещение

История французской литературы. К.Ловернья-Ганьер, А.Попер, И.Сталлони, Ж.Ванье.

Учебник Пахсарьян «История заруб. лит-ры 17-18 вв. Учебно-методическое пособие»





Дата публикования: 2015-02-18; Прочитано: 305 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...