Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Идеологическая платформа европейской социал-демократии



В 1951 г. во Франкфурте-на-Майне (ФРГ) состоялся Учредитель ный конгресс Социнтерна, на котором была официально провоз глашена доктрина под названием «Демократический социализм». Главными ценностями «демократического социализма» объявля лись свобода, справедливость, солидарность. Реализация этих ценностей предполагалась лишь с помощью экономической, политической и духовной демократии. В декларации социализм характеризуется не как жесткая социальная конструкция, а как процесс постоянного развития и реализации перечисленных цен ностей и обогащения их реального содержания. Социализм в декла рации выступает преимущественно как моральная категория, а не экономическая. Важным моментом декларации является отказ социал-демократии от единой идеологической основы своего дви жения. Свое стремление к демократическому социализму каждая партия может обосновывать чем угодно: идеями Платона, пророка Мухаммеда, взглядами Конфуция или учением К. Маркса. Общим для всех социал-демократов является приверженность социалис тической идее и тот смысл, который в нее вкладывается. Бессменный председатель Социнтерна (ныне — покойный) В. Брандт писал, что «социализм — это линия горизонта, которая должна быть перед тобой всегда». (Стало быть, чем быстрее к ней стремишься, тем стремительнее она удаляется). По мнению большинства руково дителей социал-демократического движения, социализм следует оценивать не по идеологическим предпосылкам, а по конкретным результатам. Председатель Итальянской социалистической партии Б. Кракси считал, что «если общество не приносит ни свободы, ни благосостояния, ни социальной справедливости, оно не может быть определено как социалистическое, каким бы ни был юридический статус собственности» [Лидеры современной социал-демократии. — М.: Междунар. отношения, 1991. — С. 194]. Социнтерн приостановил действие принципа обязательных решений для партий, которые в него входят. Каждая партия самостоятельна и отвечает за свою деятельность перед своими членами и избирателями.

В целом социал-демократия — сторонник социального про гресса. Она поддерживает такие требования трудящихся, как снижение безработицы, уровня инфляции, совершенствование социального законодательства, защита демократических и проф союзных прав и т. д. Однако единого проекта общественного устройства у нее пока нет. По словам В. Брандта, «социал-демо кратическое движение характеризуется многообразием подходов к социализму и отказом от какой-либо доминирующей модели».

Важной ступенью на пути развития социал-демократии стал ХУШ Конгресс Социнтерна 1989 г., который принял «Декларацию принципов», по сути — новую программу. В этом документе социализм характеризовался как движение за свободу, спра ведливость и солидарность. Социал-демократия выступала за поли тическую и экономическую демократию в глобальном масштабе. В экономической концепции подчеркивался плюрализм форм соб ственности; частная собственность вполне может сосуществовать с государственной. Формы собственности должны соответствовать характеру производства. Важное место в идеологии социал-демокра тии занимает экология. В последнее время социал-демократы выдвинули концепцию «экологического социализма», в которой отстаивается экологически обоснованное развитие: только то имеет право на существование, что не приносит ущерб человечеству и природе. Экономического развития ради только собственного развития не должно быть; необходимо учитывать весь комплекс решения экологических и социальных проблем.

Со времени своего возникновения социал-демократические партии, как партии рабочего класса, к настоящему времени претер пели существенные изменения. Это связано с изменением социаль ной структуры общества: сокращением фабрично-заводских рабочих, ростом высококвалифицированных рабочих, ИТР, служащих; стремлением лидеров социал-демократии превратить свои партии из узкоклассовых в партии всех трудящихся и даже всего народа.

Поэтому ныне в социал-демократических партиях состоят и их поддерживают не только рабочие, но и служащие, крестьяне, ИТР, чиновники госаппарата, студенты, пенсионеры и др.

Сегодня социал-демократия представляет собой влиятельную политическую силу. Традиционным центром международной социал-демократии является Западная Европа. В конце 70-х — в начале 80-х годов XX в. возник новый центр социал-демократии в Латинской Америке. В 1990-х годах социал-демократические партии появились в странах Восточной Европы и вышедших из Советского Союзе. На начало 2007 года в мире существовало 168 партий социал-демократической ориентации более чем в 120 странах. За них голосуют на всех континентах 120—140 млн избирателей. 28 октября 2003 года на XXI Конгрессе Социнтерна в Сан-Пауло (Бразилия) в члены Социнтерна была принята Социалистическая партия Украины (СПУ).

Социал-демократы, особенно те, которые находятся во власти, сделали существенный вклад в дело создания развернутой системы социальной защищенности, которая регулируется государством. Так, в Швеции, где социал-демократы были у власти в течение многих десятилетий, рабочая неделя длится 40 часов, оплачиваемый отпуск — 5 недель; по больничному листу выплачивается 90% от зарплаты, причем больным лекарство отпускают по символической цене; жилье — на каждого шведа положена 1 комната и плюс — общая на семью; в школах бесплатные учебники, горячие завтраки. По затратам на образование Швеция занимает 1-е место в мире. Не случайно социал-демократические партии имеют много своих единомышленников не только среди работников, но и других широких слоев общества.

Вместе с тем ряд факторов серьезно подорвал влияние социал-демократии как идеологического течения. Неосуществимыми оказались многие положения доктрин «демократического социа лизма» и «общества всеобщего благосостояния». Социал-демократия оказалась неспособной дать адекватную оценку роли «среднего класса», социальных последствий научно-технической революции. Важную роль в ослаблении авторитета социал-демократии сыграл крах тоталитарных режимов, которые рассматривались обществен ным мнением как поражение близкой к социал-демократии идеологии.

Больше чем вековая деятельность социал-демократии свидетель ствует, что она постоянно находится в поисках ответов на вызовы социальной и политической реальности, которые провозглашаются в разных странах и на мировой арене в целом. Социал-демократия стремится использовать современные методы и способы деятель ности, не утрачивая тем самым общественной актуальности.

58. Политические режимы: понятие и типология

Политический режим представляет собой в широком смысле своеобразный срез политической системы, в узком смысле политический режим - это совокупность приемов, методов, форм, способов осуществления политической государственной власти в обществе, выражающих ее содержание и характер. Это определенная структура властных институтов, полномочия которых обусловлены принципами организации ветвей власти. В современном мире можно говорить о 140-160 режимах, которые незначительно отличаются друг от друга. Античный философ Аристотель дает два критерия, по которым можно провести классификацию: - по тому, в чьих руках находится власть; - по тому, как эта власть используется. Одна из достаточно простых, широко распространенных, классификаций политических режимов, основанная на этих критериях, и широко применяемая сегодня - деление их на демократические и антидемократические.

1. Демократические режимы:

Демократия - (от древнегреческого DEMOS - народ и CRUTOS - власть) - народовластие - это одна из основных форм устройства любой организации, основанной на равноправном участии ее членов в управлении и принятии в ней решений по большинству. Демократический режим - характеризуется высокой степенью политической свободы человека, реальным осуществлением его прав, позволяющим ему оказывать влияние на государственное управление обществом. Характерные черты демократического режима: - Суверенитет народа: именно народ выбирает своих представителей власти и может периодически сменять их. - Периодическая выборность основных органов государства. Правительство рождается из выборов и на определенный, ограниченный срок. - Сочетание правления большинства и защита прав меньшинства. Демократия защищает права отдельных личностей. Мнение большинства, выраженное демократическим путем на выборах, это лишь необходимое условие демократии, однако, отнюдь не недостаточное. Если в отношении меньшинства применяются дискриминационные меры, режим становится недемократическим, независимо от частоты и честности выборов и смены законно избранного правительства. - Равенство прав граждан на участие в управлении государством: свобода создания политических партий и других объединений для выражения своей воли, свобода мнений, право на информацию и на участие в конкурентной борьбе за занятие руководящих должностей в государстве. В зависимости от того, как народ участвует в управлении, кто и как непосредственно выполняет властные функции, демократия делится на прямую и представительную.
При прямой демократии все граждане сами непосредственно участвуют в подготовке, обсуждении и принятии решений. Такая система может иметь практический смысл только при относительно небольшом числе людей, например, в общинных или племенных советах или в местных органах профсоюзов. При представительной демократии - граждане избирают в органы власти своих представителей, которые призваны выражать их интересы в принятии политических решений, в принятии законов и проведении в жизнь социальных и других программ.

2. Недемократические режимы:

1) Тоталитаризм. Понятие тоталитаризма происходит от лат. "TOTALIS" - весь, полный, целый. Обычно под тоталитаризмом понимают политический режим, основанный на стремлении руководства страны установить полный контроль над личностью и подчинить уклад ее жизни одной, безраздельно господствующей идее. Тоталитарными являются режимы, при которых: - есть однопартийность (1 массовая партия с жесткой, полувоенной структурой, часто сросшаяся с государством и концентрирующая в себе реальную власть в обществе; она строится вокруг лидера (вождя) Власть идет вниз - от лидера, по пирамидальной схеме). - доминирует роль идеологии. Тоталитарный режим - это идеологический режим, где всегда есть своя " Библия". - тоталитаризм строится на монопольном контроле производства и экономики, а также на подобном контроле всех других сфер жизни, включая образование, средства массовой информации и т.д. - при тоталитаризме существует террористический полицейский контроль. Полиция существует при разных режимах, однако, при тоталитаризме полицейский контроль террористичен в том смысле, что никто не станет доказывать вину, чтобы убить человека. 2)Авторитаризм. По своим характерным чертам он занимает как бы промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. С тоталитаризмом его роднит обычно автократический, не ограниченный законами характер власти, с демократией - наличие автономных, не регулируемых государством общественных сфер, особенно экономики и частной жизни, сохранение элементов гражданского общества. Авторитарной политической системе присущи следующие черты: - Автократизм (самовластие) или небольшое число носителей власти. - Неограниченность власти, её не подконтрольность гражданам, при этом власть может править с помощью законов, но их она принимает по своему усмотрению. - Опора (реальная или потенциальная) на силу. - Монополизация власти и политики, недопущение политической оппозиции и конкуренции. При авторитаризме возможно существование ограниченного числа партий, профсоюзов и других организаций, но лишь при условии их подконтрольности властям. - Отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство во вне политические сферы и прежде всего в экономику. Власть занимается главным образом вопросами обеспечения собственной безопасности, общественного порядка, обороны, внешней политикой, хотя она может влиять ни на стратегию экономического развития, проводить достаточно активную социальную политику, не разрушая при этом механизмы рыночного самоуправления.
- Рекрутирование политической элиты путем введения в состав выборного органа новых членов без проведения дополнительных выборов, путем назначения сверху, а не конкурентной электоральной борьбы. Исходя из вышеизложенного, авторитаризм - политический режим, при котором неограниченная власть сконцентрирована в руках одного человека или группы лиц, не допускающих политическую оппозицию, но сохраняющую автономию личности и общества во вне политических сферах. Авторитаризм вполне совместим с уважением всех других, кроме политических, прав личности.





Дата публикования: 2015-02-18; Прочитано: 492 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.014 с)...