Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Личность антихриста



ЗНАМЕНИЯ ПРИШЕСТВИЯ АНТИХРИСТА

ГЛАВА 3

АНТИХРИСТ

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ АНТИХРИСТЕ

В СВЕТЕ СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ

И СВЯЩЕННОГО ПРЕДАНИЯ

Личность антихриста

"Самый решительный признак кончины мира есть явление антихриста, описанное в Послании к Солунянам (фессалоникийцам): «Ибо тайна беззакония уже в действии, только (не совершится) до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь. И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения»(106).

Кто будет это – антихрист? Следуя апостолу, надо понимать, что это будет существо личное – лицо, ибо он называется сыном беззакония и действует как лицо. Кто он будет? Из слов апостола видно, что это будет обладатель, соединяющий в себе власть светскую (мирскую) и духовную, ибо сидеть будет во храме. Как он будет действовать? Противно Христу и весьма лицемерно, так что прельстил бы избранных, если бы было возможно; будет в близком сношении и тесной связи с диаволом. Возможно ли это для человека? Опыт показывает, что возможно: есть люди, которые из-за корысти предаются диаволу и делаются одним духом с ним. Как в лице Иисуса Христа явил свои действия свет -- так в лице антихриста покажет свое учение и действие тьма. Он будет снабжен силою, знамениями и чудесами ложными. Как можно совместить чудеса с ложью – чтобы они были чудеса и вместе с тем ложные? Чем отличаются эти чудеса от истинных? Они будут производиться искусством, хитростью и обольщением диавола в нашей чувственной сфере, так же как и между людьми фокусники могут делать чудесные вещи. Диавол может делать более их, ибо он лучше них знает силы природы. Напротив, истинные чудеса свыше – их производит всемогущая воля Божия. Если бы пред нами раскрылись все силы природы, то мы тотчас же могли бы отличать истинные чудеса от ложных.

Впрочем, антихрист будет все скрывать и выдавать ложь за истину; видно и то, что он прямо пойдет против всего священного и Божественного, ибо поставит себя выше всего, что называется Богом или священным центром религии и богослужения. Можно ли представить такое безумие в людях, чтобы они могли этому поверить и последовать? Опыт, к несчастью, это подтверждает. Французкая революция представила нечто весьма схожее с этим будущим явлением: Бога изобразили в лице бесстыдной женщины, но, однако, нашлись люди, которые любовались этим бесстыдным торжеством разума. Поэтому можно наверняка полагать, что и тогда, при конце мира, во время антихриста, хватит у людей невежества, бесстыдства и безумия, чтобы внимать этому льстецу и следовать его учению. С неверующими в него он будет поступать иначе: пред ними снимет он личину кротости, как тиран, будет мучить их. И все те погибнут пред кончиною мира, которые не приняли любви истины для своего спасения (107). И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца, закланного от создания мира. (108).

Словом, это будет человек (антихрист) во всем противоположный Христу – оттенок Христа, только в противоположном виде. Здесь-то видна будет верность того мнения, что диавол подражает Богу во всем, но только противным образом. Так, во Христе было явление Бога во плоти; в антихристе он (диавол) также явит свои действия. Вообще, сущность учения библейского об антихристе состоит в том, что он будет человек злой, направляющий ложные пророчества и чудеса против Христа и против религии, требующий себе поклонения как представителю Божию, имеющий концом своим погибель, ибо Спаситель убьет его Духом уст Своих и упразднит явлением пришествия Своего. Сражения с антихристом не будет. Иисус Христос не удостоит его этой чести, а упраздним его одним пришествием, т.е. придет Христос истинный, и этот признак исчезнет подобно мраку, исчезающему при восходе солнца. Время царствования антихриста, как видно из Апокалипсиса, будет непродолжительное и прекратится ради избранных. Замечательна сила следующих слов: «Чтобы прельстить, если возможно, и избранных»(109).

С первого взгляда кажется, что в словах этих нет мысли. Но что значит здесь возможность? Возможность по отношению к знамениям и чудесам, а невозможность по отношению к избранным. По законам обыкновенного ума человеческого чудеса будут таковы, что должны бы заставить веровать. Вот возможность! Но в избранных есть, как говорится в слове Божием, семя свято – дух, спасающий их и тогда, когда рассудок, оставленный самому себе, не мог бы не согласиться на известное предложение, -- вот невозможность! Со святыми бывают такие минуты, когда они верят, по словам ап. Павла, сверх надежды(110), как верил Авраам, т.е. иногда рассудок непременно требует оставить известное дело, признавая его нехорошим и неудобным, между тем они продолжают делать это, следуя тайному содружеству с ними Святаго Духа; и это, к теперь, так и тогда – при конце мира, не позволит избранным увлечься лестью и коварством духа злобы; следовательно, все люди, не имеющие внутри себя обитающего Духа, лишенные святого семени, увлекутся антихристом. Средством против него служит твердость и неизменность веры в Господа нашего Иисуса Христа.

Вообще, кто захочет ему (антихристу) противиться, тот найдет средства, или, лучше сказать, того Господь наделит и средствами, и силами, и ведением к познанию козней и хитростей лже пророка. Ибо если диавол употребит все свое усилие в это последнее время, то, без сомнения, и Бог не дремлет и не спит хранящий Израиля (111). И потому кто увлечется им (антихристом), тот сам будет виновен в своей погибели. Заметить можно из великих судов уже совершившихся в мире, что Промысл Божий в такие эпохи всегда спасает преданных Ему особенным образом, например: во время разрушения Иерусалима христиане изведены были в Пеллу и не участвовали в бедствиях иудеев»(112).

«Сама приставка anti (анти) в греческом языке может иметь два значения: «против» и «вместо». По отношению к антихристу оба эти значения правомочны, потому что антихрист, согласно церковному учению, есть противник Христа, а с другой стороны, тот, кто пытается поставить себя на место Христа. В Священном Писании само это наименование употребляется двояким образом. В широком смысле слово «антихрист» -- это всякий «отвергающий Отца и Сына»(113), «а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста…»(114), то есть всякий, кто отрицает Богочеловечество и Богосыновство Иисуса Христа, может быть назван антихристом. В этом смысле «появилось много антихристов…»(115). Но в строгом смысле это наименование употребляется в отношении к определенному лицу, о котором также говорит ап. Иоанн Богослов: «Вы слышали, что придет антихрист…» (1 Ин. 2, 18)» (116).

«Некоторые стараются доказать, что под именем антихриста, упоминаемого в Священном Писании, нужно понимать или целое общество беззаконников, или их преемственность, или антихристианский дух и учение, или же, наконец, все это вместе.

В истории имели место мнения, что антихрист не есть личность, а просто некая боговраждебная сила. Такое мнение высказывал, например, Мартин Лютер; на русской почве его воспроизводили раскольники-беспоповцы.

Но такое понимание ложно. Ясное учение как Священного Писания, так и Церкви Вселенской, обличая неправоту заблуждающихся, несомненно показывает, что антихрист, в собственном смысле этого слова, будет одно определенное лицо, а не какое-либо общество или противохристианское направление. «Хотя антихрист (учил св. Иоанн Дамаскин) есть и всякий не исповедующий, что Сын Божий пришел во плоти, что он есть совершенный Бог, и сделался совершенным человеком, не переставая быть Богом, но в собственном смысле и преимущественно называется антихристом тот, который придет при кончине века… человек, имеющий… принять на себя все действо сатаны» (117).

В Священном Писании находятся ясные и несомненные указания на то, что кроме многих антихристов или противников Христа, будет еще антихрист, как лицо особенное.

Это можно видеть в словах Христа, сказанных к неверующим иудеям: «Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете»(118). Здесь Господь иного противопоставляет Себе, действия иного во имя свое – Своим действиям во имя отца, неверие иудеев в истинного Мессию – их вере в иного. А так как Господь Иисус Христос есть истинное и единое лицо, то и под иным, имеющим придти во имя свое нужно понимать также одно определенное лицо.

«но о ком это Он говорит: придет во имя свое? Здесь Христос, -- отвечает св. Иоанн Златоуст, -- намекает на антихриста… Если вы преследуете Меня, говорит Он, из любви к Богу, то гораздо более следовало бы так поступить с антихристом». Он ничего подобного не будет говорить, т.е. что послан от Отца, что пришел по воле Его; но совершенно напротив, насильственно будет похищать все, ему не принадлежащее, и называть себя богом над всеми (2 Фес. 2, 4). Это именно и значит, что он придет во имя свое».

«Господь говорит неверующим Ему (Ин. 5, 43), под другим, -- пишет святой Ириней Лионский, -- разумея антихриста, который чужд господа: …переселит царство в Иерусалим и сядет в храме Божием, обольщая поклоняющихся ему, как будто он Христос».

К антихристу как особенному и чрезвычайному противнику Христову относят эти слова св. Кирилл Александрийский, бл. Феодорит, Феофилакт, архиеп. Болгарский.

Подобно восточным, и западным древние отцы и учители Церкви видели в этих словах Спасителя предречение об антихристе, как особенном и чрезвычайном противнике Христовом, которого иудеи примут за Мессию. Так изъясняют слова эти св. Амвросий Медиоланский, блаж. Иероним и бл. Августин.

«Святой апостол и евангелист Иоанн, которому открыты были последние судьбы мира, пишет: Как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов. (119). Святой Иоанн в этих словах указывает христианам признаки последнего времени. Такими признаками поставляет он, во-первых, имеющего явиться антихриста, во-вторых, уже появившихся противников Христовых: о первом говорит в числе единственном, а о вторых – во множественном. А это показывает, что он различает антихристов вообще от антихриста в смысле особенном. Кроме того, об одном антихристе апостол говорит только как об имеющем придти, но еще не существующем: антихрист грядет; напротив, о многих антихристах свидетельствует, что они уже появились: быша. Тайнозритель, конечно, знал, что и после него в Христовой Церкви появятся многие еретики и лжеучители, подобные появившимся при нем: следовательно, если бы хотел указать здесь под именем антихриста не лицо особенное, а только вообще лжеучителей, то или совсем не упомянул бы о нем, или сказал бы так же как и о существующих в его время, то есть, что «антихрист грядет», в числе множественном.

Притом апостол Иоанн, когда говорит о многих появившихся антихристах, то не проставляет перед их наименованием определенного члена, и этим дает знать, что он разумеет здесь всех вообще противников Христовых в целой их совокупности. Напротив, когда говорит о грядущем антихристе, то ставит перед его наименованием член, показывая этим, что он разумеет некоторое особенное, определенное лицо. Это свидетельство святого Иоанна об антихристе как определенном лице столь ясно и непререкаемое, что неправомыслящие обходят его молчанием.

Итак, Священное Писание ясно учит, что под именем антихриста в смысле собственном нужно понимать особенно и чрезвычайного врага Христовой Церкви, который по существу своему будет лицом отдельным, человеком, а не каким-либо обществом или сборищем безбожников»(120).





Дата публикования: 2015-03-29; Прочитано: 876 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...