Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Неклассическая и пост неклассическая социология: их соотношение



Г. ЗИММЕЛЯ И М. ВЕБЕРА.

НЕКЛАССИЧЕСКИЙ ТИП НАУЧНОСТИ СОЦИОЛОГИИ РАЗРАБОТАН НЕМЕЦКИМИ МЫСЛИТЕЛЯМИ Г. ЗИММЕЛЕМ (1858-1918) И М. ВЕБЕРОМ (1864--1920). В ОСНОВЕ ЭТОЙ МЕТОДОЛОГИИ ЛЕЖИТ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПРИНЦИПИАЛЬНОЙ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ ЗАКОНОВ ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА И, СЛЕДОВАТЕЛЬНО, ПРИЗНАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ СУЩЕСТВОВАНИЯ ДВУХ ТИПОВ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ: НАУК О ПРИРОДЕ (ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ) И НАУК О КУЛЬТУРЕ (ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ). СОЦИОЛОГИЯ ЖЕ, ПО ИХ МНЕНИЮ, ЭТО ПОГРАНИЧНАЯ НАУКА, И ПОЭТОМУ ОНА ДОЛЖНА ЗАИМСТВОВАТЬ У ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ И ГУМАНИТАРНЫХ НАУК ВСЕ ЛУЧШЕЕ. У ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ СОЦИОЛОГИЯ ЗАИМСТВУЕТ ПРИВЕРЖЕННОСТЬ К ТОЧНЫМ ФАКТАМ И ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ, У ГУМАНИТАРНЫХ НАУК - МЕТОД ПОНИМАНИЯ И ОТНЕСЕНИЯ К ЦЕННОСТЯМ.

ТАКАЯ ТРАКТОВКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОЦИОЛОГИИ И ДРУГИХ НАУК ВЫТЕКАЕТ ИЗ ИХ ПОНИМАНИЯ ПРЕДМЕТА СОЦИОЛОГИИ. Г. ЗИММЕЛЬ И М. ВЕБЕР ОТВЕРГАЛИ В КАЧЕСТВЕ ПРЕДМЕТА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ ТАКИЕ ПОНЯТИЯ, КАК «ОБЩЕСТВО», «НАРОД», «ЧЕЛОВЕЧЕСТВО», «КОЛЛЕКТИВНОЕ» И Т. Д. ОНИ СЧИТАЛИ, ЧТО ПРЕДМЕТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИОЛОГА МОЖЕТ БЫТЬ ТОЛЬКО ИНДИВИД, ПОСКОЛЬКУ ИМЕННО ОН ОБЛАДАЕТ СОЗНАНИЕМ, МОТИВАЦИЕЙ СВОИХ ДЕЙСТВИЙ И РАЦИОНАЛЬНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ. Г. ЗИММЕЛЬ И М. ВЕБЕР ПОДЧЕРКИВАЛИ ВАЖНОСТЬ ПОНИМАНИЯ СОЦИОЛОГОМ СУБЪЕКТИВНОГО СМЫСЛА, КОТОРЫЙ ВКЛАДЫВАЕТСЯ В ДЕЙСТВИЕ САМИМ ДЕЙСТВУЮЩИМ ИНДИВИДОМ. ПО ИХ МНЕНИЮ, НАБЛЮДАЯ ЦЕПОЧКУ РЕАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ ЛЮДЕЙ, СОЦИОЛОГ ДОЛЖЕН СКОНСТРУИРОВАТЬ ИХ ОБЪЯСНЕНИЕ НА ОСНОВЕ ПОНИМАНИЯ ВНУТРЕННИХ МОТИВОВ ЭТИХ ДЕЙСТВИЙ. И ЗДЕСЬ ЕМУ ПОМОЖЕТ ЗНАНИЕ ТОГО, ЧТО В СХОДНЫХ СИТУАЦИЯХ БОЛЬШИНСТВО ЛЮДЕЙ ПОСТУПАЕТ ОДИНАКОВЫМ ОБРАЗОМ, РУКОВОДСТВУЕТСЯ АНАЛОГИЧНЫМИ МОТИВАМИ. ИСХОДЯ ИЗ СВОЕГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРЕДМЕТЕ СОЦИОЛОГИИ И ЕЕ МЕСТЕ СРЕДИ ДРУГИХ НАУК Г. ЗИММЕЛЬ И М. ВЕБЕР ФОРМУЛИРУЮТ РЯД МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ, НА КОТОРЫЕ, ПО ИХ МНЕНИЮ, ОПИРАЕТСЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ:

1) ТРЕБОВАНИЕ УСТРАНЕНИЯ ИЗ НАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОБЪЕКТИВНОСТИ СОДЕРЖАНИЯ НАШИХ ЗНАНИЙ. УСЛОВИЕМ ПРЕВРАЩЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ЗНАНИЯ В ДЕЙСТВИТЕЛЬНУЮ НАУКУ ЯВЛЯЕТСЯ ТО, ЧТО ОНО НЕ ДОЛЖНО ВЫДАВАТЬ СВОИ ПОНЯТИЯ И СХЕМЫ ЗА ОТРАЖЕНИЯ ИЛИ ВЫРАЖЕНИЯ САМОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ И ЕЕ ЗАКОНОВ. СОЦИАЛЬНАЯ НАУКА ОБЯЗАНА ИСХОДИТЬ ИЗ ПРИЗНАНИЯ ПРИНЦИПИАЛЬНОГО РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ СОЦИАЛЬНОЙ ТЕОРИЕЙ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬЮ.

2) ПОЭТОМУ СОЦИОЛОГИЯ НЕ ДОЛЖНА ПРЕТЕНДОВАТЬ НА ЧТО-ТО БОЛЬШЕЕ, ЧЕМ ВЫЯСНЕНИЕ ПРИЧИН ТЕХ ИЛИ ИНЫХ СВЕРШИВШИХСЯ СОБЫТИЙ, ВОЗДЕРЖИВАЯСЬ ОТ ТАК НАЗЫВАЕМЫХ «НАУЧНЫХ ПРОГНОЗОВ».

СТРОГОЕ СЛЕДОВАНИЕ ЭТИМ ДВУМ ПРАВИЛАМ МОЖЕТ СОЗДАТЬ ВПЕЧАТЛЕНИЕ, ЧТО СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ НЕ ИМЕЕТ ОБЪЕКТИВНОГО, ОБЩЕЗНАЧИМОГО СМЫСЛА, А ЯВЛЯЕТСЯ ПЛОДОМ СУБЪЕКТИВНОГО ПРОИЗВОЛА. ЧТОБЫ СНЯТЬ ЭТО ВПЕЧАТЛЕНИЕ, Г. ЗИММЕЛЬ И М. ВЕБЕР УТВЕРЖДАЮТ:

3) СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ И ПОНЯТИЯ НЕ ЯВЛЯЮТСЯ РЕЗУЛЬТАТОМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПРОИЗВОЛА, ИБО САМА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОДЧИНЯЕТСЯ ВПОЛНЕ ОПРЕДЕЛЕННЫМ СОЦИАЛЬНЫМ ПРИЕМАМ И, ПРЕЖДЕ ВСЕГО, ПРАВИЛАМ ФОРМАЛЬНОЙ ЛОГИКИ И ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ЦЕННОСТЯМ.

4) СОЦИОЛОГ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ, ЧТО В ОСНОВЕ МЕХАНИЗМА ЕГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЕЖИТ ОТНЕСЕНИЕ ВСЕГО МНОГООБРАЗИЯ ЭМПИРИЧЕСКИХ ДАННЫХ К ЭТИМ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ЦЕННОСТЯМ, КОТОРЫЕ ЗАДАЮТ ОБЩЕЕ НАПРАВЛЕНИЕ ВСЕМУ ЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ МЫШЛЕНИЮ. «ОТНЕСЕНИЕ К ЦЕННОСТЯМ КЛАДЕТ ПРЕДЕЛ ИНДИВИДУАЛЬНОМУ ПРОИЗВОЛУ», - ПИСАЛ М. ВЕБЕР.

М. ВЕБЕР РАЗЛИЧАЕТ ПОНЯТИЯ «ЦЕННОСТНЫЕ СУЖДЕНИЯ» И «ОТНЕСЕНИЕ К ЦЕННОСТЯМ». ЦЕННОСТНОЕ СУЖДЕНИЕ ВСЕГДА ЛИЧНОСТНО И СУБЪЕКТИВНО. ЭТО КАКОЕ-ЛИБО УТВЕРЖДЕНИЕ, КОТОРОЕ СВЯЗАНО С НРАВСТВЕННОЙ, ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИЛИ КАКОЙ-ЛИБО ДРУГОЙ ОЦЕНКОЙ. НАПРИМЕР, ВЫСКАЗЫВАНИЕ: «ВЕРА В БОГА - ЭТО НЕПРЕХОДЯЩЕЕ КАЧЕСТВО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ». ОТНЕСЕНИЕ К ЦЕННОСТИ - ЭТО ПРОЦЕДУРА И ОТБОРА, И ОРГАНИЗАЦИИ ЭМПИРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА. В ПРИВЕДЕННОМ ВЫШЕ ПРИМЕРЕ ЭТА ПРОЦЕДУРА МОЖЕТ ОЗНАЧАТЬ СБОР ФАКТОВ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РЕЛИГИИ И РАЗНЫХ СФЕР ОБЩЕСТВЕННОЙ И ЛИЧНОЙ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА, ОТБОР И КЛАССИФИКАЦИЮ ЭТИХ ФАКТОВ, ИХ ОБОБЩЕНИЕ И ДРУГИЕ ПРОЦЕДУРЫ. В ЧЕМ НЕОБХОДИМОСТЬ ЭТОГО ПРИНЦИПА ОТНЕСЕНИЯ К ЦЕННОСТЯМ? А В ТОМ, ЧТО УЧЕНЫЙ-СОЦИОЛОГ В ПОЗНАНИИ СТАЛКИВАЕТСЯ С ОГРОМНЫМ МНОГОБРАЗИЕМ ФАКТОВ, И ДЛЯ ОТБОРА И АНАЛИЗА ЭТИХ ФАКТОВ ОН ДОЛЖЕН ИСХОДИТЬ ИЗ КАКОЙ-ТО УСТАНОВКИ, КОТОРАЯ И ФОРМУЛИРУЕТСЯ ИМ КАК ЦЕННОСТЬ.

НО ВОЗНИКАЕТ ВОПРОС: ОТКУДА ЖЕ БЕРУТСЯ ЭТИ ЦЕННОСТНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ? М. ВЕБЕР ОТВЕЧАЕТ ТАК:

5) ИЗМЕНЕНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ СОЦИОЛОГА ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ «ИНТЕРЕСОМ ЭПОХИ», ТО ЕСТЬ СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИМИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМИ, В КОТОРЫХ ОН ДЕЙСТВУЕТ.

КАКОВЫ ЖЕ ИНСТРУМЕНТЫ ПОЗНАНИЯ, ЧЕРЕЗ КОТОРЫЕ РЕАЛИЗУЮТСЯ ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ «ПОНИМАЮЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ»? У Г. ЗИММЕЛЯ ТАКИМ ИНСТРУМЕНТОМ СЛУЖИТ, ФИКСИРУЮЩАЯ В СОЦИАЛЬНОМ ЯВЛЕНИИ САМЫЕ УСТОЙЧИВЫЕ, УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ, А НЕ ЭМПИРИЧЕСКОЕ МНОГООБРАЗИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ФАКТОВ. Г. ЗИММЕЛЬ СЧИТАЛ, ЧТО НАД МИРОМ КОНКРЕТНОГО БЫТИЯ ВОЗВЫШАЕТСЯ МИР ИДЕАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ. ЭТОТ МИР ЦЕННОСТЕЙ СУЩЕСТВУЕТ ПО СВОИМ СОБСТВЕННЫМ ЗАКОНАМ, ОТЛИЧНЫМ ОТ ЗАКОНОВ МАТЕРИАЛЬНОГО МИРА. ЦЕЛЬЮ СОЦИОЛОГИИ ЯВЛЯЕТСЯ ИЗУЧЕНИЕ ЦЕННОСТЕЙ САМИХ ПО СЕБЕ, КАК ЧИСТЫХ ФОРМ. СОЦИОЛОГИЯ ДОЛЖНА СТРЕМИТЬСЯ ИЗОЛИРОВАТЬ ЖЕЛАНИЯ, ПЕРЕЖИВАНИЯ И МОТИВЫ, КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ, ОТ ИХ ОБЪЕКТИВНОГО СОДЕРЖАНИЯ, ВЫЧЛЕНИТЬ СФЕРУ ЦЕННОСТНУЮ КАК ОБЛАСТЬ ИДЕАЛЬНОГО И НА ОСНОВЕ ЭТОГО ПОСТРОИТЬ В ВИДЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ЧИСТЫХ ФОРМ НЕКУЮ ГЕОМЕТРИЮ СОЦИАЛЬНОГО МИРА. ТАКИМ ОБРАЗОМ, В УЧЕНИИ Г. ЗИММЕЛЯ ЧИСТАЯ ФОРМА - ЭТО ОТНОШЕНИЕ МЕЖДУ ИНДИВИДАМИ, РАССМАТРИВАЕМЫМИ ОТДЕЛЬНО ОТ ТЕХ ОБЪЕКТОВ, КОТОРЫЕ ВЫСТУПАЮТ ОБЪЕКТАМИ ИХ ЖЕЛАНИЙ, СТРЕМЛЕНИЙ И ДРУГИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ АКТОВ. ФОРМАЛЬНО-ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ МЕТОД Г. ЗИММЕЛЯ ПОЗВОЛЯЕТ ВЫДЕЛИТЬ ОБЩЕСТВО ВООБЩЕ, ИНСТИТУТЫ ВООБЩЕ И ПОСТРОИТЬ ТАКУЮ СИСТЕМУ, В КОТОРОЙ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ ОСВОБОЖДАЛОСЬ БЫ ОТ СУБЪЕКТИВНОГО ПРОИЗВОЛА И МОРАЛИЗАТОРСКИХ ОЦЕНОЧНЫХ СУЖДЕНИЙ.

ГЛАВНЫМ ИНСТРУМЕНТОМ ПОЗНАНИЯ У М. ВЕБЕРА ВЫСТУПАЮТ «ИДЕАЛЬНЫЕ ТИПЫ». «ИДЕАЛЬНЫЕ ТИПЫ», ПО ВЕБЕРУ, НЕ ИМЕЮТ ЭМПИРИЧЕСКИХ ПРООБРАЗОВ В САМОЙ РЕАЛЬНОСТИ И НЕ ОТРАЖАЮТ ЕЕ, А ПРЕДСТАВЛЯЮТ СОБОЙ МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ЛОГИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ, СОЗДАВАЕМЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЕМ. ЭТИ КОНСТРУКЦИИ ФОРМИРУЮТСЯ С ПОМОЩЬЮ ВЫДЕЛЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ЧЕРТ РЕАЛЬНОСТИ, СЧИТАЮЩИХСЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЕМ НАИБОЛЕЕ ТИПИЧЕСКИМИ. «ИДЕАЛЬНЫЙ ТИП, - ПИСАЛ ВЕБЕР, - ЭТО КАРТИНА ОДНОРОДНОГО МЫШЛЕНИЯ, СУЩЕСТВУЮЩАЯ В ВООБРАЖЕНИИ УЧЕНЫХ И ПРЕДНАЗНАЧЕННАЯ ДЛЯ РАССМОТРЕНИЯ ОЧЕВИДНЫХ, НАИБОЛЕЕ «ТИПИЧНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ФАКТОВ». ИДЕАЛЬНЫЕ ТИПЫ - ЭТО ПРЕДЕЛЬНЫЕ ПОНЯТИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ПОЗНАНИИ В КАЧЕСТВЕ МАСШТАБА ДЛЯ СООТНЕСЕНИЯ И СРАВНЕНИЯ С НИМИ СОЦИАЛЬНОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ. ПО ВЕБЕРУ, ВСЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТЫ ОБЪЯСНЯЮТСЯ СОЦИАЛЬНЫМИ ТИПАМИ. ВЕБЕР ПРЕДЛОЖИЛ ТИПОЛОГИЮ СОЦИАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ, ТИПОВ ГОСУДАРСТВА И РАЦИОНАЛЬНОСТИ. ОН ОПЕРИРУЕТ ТАКИМИ ИДЕАЛЬНЫМИ ТИПАМИ, КАК «КАПИТАЛИЗМ», «БЮРОКРАТИЗМ», «РЕЛИГИЯ» И Т. Д.

КАКУЮ ЖЕ ОСНОВНУЮ ЗАДАЧУ РЕШАЮТ ИДЕАЛЬНЫЕ ТИПЫ? М. ВЕБЕР СЧИТАЕТ, ЧТО ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ СОЦИОЛОГИИ - СДЕЛАТЬ МАКСИМАЛЬНО ПОНЯТНЫМ ТО, ЧТО НЕ БЫЛО ТАКОВЫМ В САМОЙ РЕАЛЬНОСТИ, ВЫЯВИТЬ СМЫСЛ ТОГО, ЧТО БЫЛО ПЕРЕЖИТО, ДАЖЕ ЕСЛИ ЭТОТ СМЫСЛ САМИМИ ЛЮДЬМИ НЕ БЫЛ ОСОЗНАН. ИДЕАЛЬНЫЕ ТИПЫ И ПОЗВОЛЯЮТ СДЕЛАТЬ ЭТОТ ИСТОРИЧЕСКИЙ ИЛИ СОЦИАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ БОЛЕЕ ОСМЫСЛЕННЫМ, ЧЕМ ОН БЫЛ В САМОМ ОПЫТЕ РЕАЛЬНОЙ ЖИЗНИ.

8Проблема социальной дифференциации и социального неравенства. Социальные статусы и социальные роли

Каждая личность в обществе имеет определенные отношения, выполняет определенные обязанности и имеет какие-то права. Это все и является показателем положения в обществе, которое занимает личность, и его социального статуса, которым она обладает. Социальный статус определяет положение группы и ее членов в определенных сферах жизнедеятельности человека.

Положение человека в обществе определяется его профессией, национальностью, возрастом, семейным положением. (Все эти определяющие Р. Мер-тон называл «статусным набором».) Один человек обладает множеством статусов, так как участвует во множестве групп и организаций. Он – мужчина, отец, муж, сын, преподаватель, профессор, доктор наук, человек средних лет, член редколлегии, православный и т. д. Один человек может занимать два противоположных статуса, но по отношению к разным людям: для своих детей он отец, а для своей матери сын.

Социальный статус бывает:

1) предписанный (приписываемый), т. е. тот, который человек получает вне зависимости от своего желания и чаще всего от рождения (пол, национальность, возраст);

2) достигнутый (досягаемый), т. е. тот, которого человек сам достигает в течение своей жизни, прилагая определенные усилия (профессия, материальный достаток, политическое влияние и т. д.). Иногда человек может иметь смешанный социальный статус, но чаще всего человек имеет несколько статусов, так как он субъект разных социальных групп (например, мужчина является начальником на работе, а дома он добрый и заботливый отец). Но все же основном социальный статус человека и его положение в обществе определяются по одному, наиболее основному статусу. В большинстве случаев он определяется по месту работы.

Для определения социального статуса человека большое значение имеют оценка существующих позиций в том обществе, в котором человек живет, определение престижности и авторитета этих позиций.

Социальный статус – определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. Статус «учитель» имеет смысл только по отношению к статусу «ученик», но не по отношению к продавцу, пешеходу или инженеру. Для них он просто индивид.

С помощью социального статуса регулируются отношения в группе, устанавливаются нормы и правила поведения представителей групп, которые соответствуют определенному статусу.

В различные эпохи нашего общества определяющим показателем были: при капитализме – доход, деньги, при социализме – трудовой вклад работника. Выполняя определенные обязанности, человек занимает определенный статус в обществе и начинает выполнять те социальные роли в обществе, которые соответствуют этому социальному статусу.

Важно усвоить следующее:

1) социальные статусы взаимосвязаны друг с другом, но не взаимодействуют между собой;

2) взаимодействуют между собой только субъекты (обладатели, носители) статусов, т. е. люди;

3) в социальные отношения вступают не статусы, а их носители;

4) социальные отношения связывают между собой статусы, но реализуются эти отношения через людей –

носителей статусов.

СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ КАК ДИНАМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА

Каждая личность в обществе имеет определенный социальный статус. А каждый социальный статус предполагает особое поведение, которое соответствует его социальному статусу, т. е. человек выполняет определенные социальные роли в обществе. Человек выполняет несколько ролей в своей жизни, и это называется ролевой системой (Р. Мертон говорил о ролевом наборе).

Социальные роли определены в обществе формально (законы, правовые акты) и неформально (нормы поведения, которые приняты в обществе).

Необходимо отличать ролевое поведение (реальное поведение) человека от социальной роли (ожидаемое поведение).

Социальные роли четко описывают человека, его социальные взаимоотношения с другими (отец, руководитель и т. д.).

В повседневной жизни человек выполняет множество ролей (в автобусе – пассажир, в автомагазине – покупатель, дома – отец). Значение ролевого поведения в жизни человека очень велико. Не успевая быстро менять социальные роли, человек оказывается в ситуации ролевого конфликта.

Социальная роль – модель поведения, ориентированная на данный статус. Ее можно определить иначе как шаблонный вид поведения, направленный на выполнение прав и обязанностей, предписанных конкретному статусу.

Основные положения ролевой теории были сформулированы Дж. Мидом. Он говорил о том, что человек учится и осваивает свою роль в процессе взаимодействия с другими людьми.

П. Линтон говорил о ролевых предписаниях, о назначении определенных санкций в случае несоответствия своей социальной роли.

В своей концепции Дарендорф Р. рассматривал человека как деиндивидуализированный продукт ролевых предписаний.

Человек, живя и достигая в своей жизни большего, поднимается по карьерной лестнице вверх, тем самым повышая свой социальный статус. Но это в свою очередь накладывает на него еще большую ответственность и необходимость выполнения других, более сложных социальных ролей.

Социальная роль каждого человека в обществе должна соответствовать принятым социальным нормам и ожиданиям окружающих в зависимости от индивидуальных способностей каждого человека.

Развитие социальных отношений и институтов ведет к ломке социальных ролей. Особенно радикальная ломка ролей происходит в революционные периоды (например, рабочий класс превращается в господствующий), процесс социального развития (например, развитие современного общества меняет роль в семье, устанавливает равенство между полами).

Решающее значение для принятия человеком той или иной роли для себя имеют собственное развитие личности, его потребности и интересы.

Основные положения о принятии человеком социальных ролей в процессе межличностного взаимодействия в обществе сформировал американский психолог Дж. Мид, а также антрополог Р. Линтон говорил о социокультурных ролевых предписаниях, социальных позициях личности и санкциях.

Можно сделать выводы:

1) социальные роли и социальные нормы относятся к социальному взаимодействию;

2) социальные статусы, права и обязанности, функциональная взаимосвязь статусов относятся к социальным отношениям;

3) социальное взаимодействие описывает динамику общества, социальные отношения – его статику.





Дата публикования: 2015-02-28; Прочитано: 2499 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...