Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Cоц-ия в кач-ве отд.науки начала признаваться научным сообщ-м в 40-х годах XIX в. после опубликования О. Контом третьего тома «Курс позитивной философии» в 1839 году, где он впервые использовал термин «социология» и выдвинул задачу изучения общества на научной основе. Классический тип научности социологии. Учение о методе Э. Дюркгейма Социология вычленилась в кач-ве самостоятельной отрасли знания вследствие своей претензии на научное исследование общества. Однако в ист. соц-и никогда не существовало согласия в том, каков критерий научности. Классический тип научности был представлен: О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм. Основные принципы классической методологии сводятся к следующим: 1)Социальные явления подчиняются законам, общим для всей действительности. Нет никаких специфич. социальных законов. 2)социология должна строиться по образу естественных «позитивных» наук. 3)Методы социального исследования должны быть такими же точными, строгими. Все социальные явления должны быть описаны количественно. 4)Важнейшим критерием научности является объективность содержания знания. Это значит, что социологическое знание не должно содержать в себе субъективные впечатления и умозрительные рассуждения, но описывать социальную действительность, независимо от нашего к ней отношения. Этот принцип нашел свое выражение в требовании «социология как наука должна быть свободна от ценностных суждений и идеологий». Нетрадиционный тип научности. «Понимающая социология»Г. Зиммеля и М. Вебера. Неклассич. тип научности социологии разработан немецкими мыслителями Г. Зиммелем (1858-1918) и М. Вебером (1864--1920). Представление о принципиальной противоположности законов природы и о-ва и, следовательно, признание необходимости существования двух типов научного знания: наук о природе (естествознания) и наук о культуре (гуманитарного знания). Соц-ия - это пограничная наука, и поэтому она должна заимствовать у естествознания и гуманитарных наук все лучшее. Г. Зиммель и М. Вебер отвергали в качестве предмета соц-го знания «общество», «народ», «человечество», «коллективное» и т. д. Они считали, что предметом исследования социолога может быть только индивид, поскольку именно он обладает сознанием, мотивацией своих действий и рациональным поведением. Основные принципы материалистического учения об обществе К. Маркса Своеобразный синтез классич. и неклассич. типа научности представляет собой материалистическое учение об обществе К. Маркса (1818-1883), Ф. Энгельса (1820-1895) и их последователей. К. Маркс и Ф. Энгельс исходили из натуралистических установок позитивизма, требовавших рассматривать социальные явления как факты и строить обществоведение по образцу естественных наук, с характерным для них причинно-следственным объяснением фактов. Предметом социологии в марксизме, является изучение о-ва, основных закономерностей его развития, а также осн. соц. общностей и институтов. Пнципы материалистического учения об обществе1) признание закономерности общественного развития. 2) принципом детерминизма,то есть признанием существования причинно-следственных связей и зависимостей. 3) является утверждение о его поступательном прогрессивном развитии. Современные парадигмы социологии. Новый, современный этап в развитии социологии начинается с периода ослабления интереса к выработке общей социологической теории и бурного развития эмпирических исследований — в первую очередь в США, а затем и в других странах. Вместе с тем нельзя сказать, что полностью прекратилась разработка внутринаучных социологических проблем. Сздание в 20-е годы XX в. Чикагской школы, развившей «экологическое» направление в трактовке социальных процессов и феноменов. Один из лидеров этого направления Р. Парк (1864—1944 гг.) исследовал поведение людей в тесной взаимосвязи со средой, которую они создают — прежде всего, городской, анализировал взаимодействие биологических и социальных факторов, детерминирующих структуру общества.Начиная с 20-х годов параллельно развитию индустриальной социологии, социологии труда шла разработка доктрины «человеческих отношений» — альтернативной тейлоризму теории, разрабатывающей принципы и задачи управления людьми в организациях. Происходит становление и развитие отраслевых социологий. Школа сруктурно-функционального анализа(Т.Парсонс (1902—1977 гг.) и Р. Мертон (род. В 1910 г.). В ней осуществляется систематизация результатов конкретно-соц-х исследований на основе разработки общей теории человеческого поведения как адекватного принципам функционирования каждого элемента общественной структуры. Для развития социологии в 90-е годы характерно стремление преодолеть противостояние структурного функционализма и символического интеракционизма. Выход из этой ситуации представители постмодернистской концепции развития видят в отказе от выбора, в признании равного права на существование всех имеющихся соц-х прадигм. Как тенденция, ведущая к подобному синтезу, нередко рассматривается глобализация.
Одним из наиболее ярких, общественно-научных построений XX в. Является созданная выдающимся русским ученым Л. Н. Гумилевым теория этногенеза. Теоретические возможности, вскрытые в концепции Гумилева, лишь начинают использоваться. Это же можно сказать и о развитии социологии культуры и социологии языка в трудах М. М. Бахтина (1895—1975 гг.), разработавшего концепцию диалогового общения.
Дата публикования: 2015-02-28; Прочитано: 282 | Нарушение авторского права страницы