Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

История как объект изучения. Методы и источники изучения истории. Формационный, цивилизационный, информационный и другие подходы к истории



Русская история — неотъемлемая часть всемирной истории и — одна из древнейших наук (около 2500 лет). Основоположник: Геродот (Др. Греция V в. до н.э.) — коллективная память народа о прошлом. Содержание науки – истор. процесс, в многообразных явлениях человеческой жизни. Наука слагается из ряда самостоятельных отраслей истор. знания, а именно: политическая и., гражданская, и. хозяйства, и. культуры, военная и., и. государства и права и т.д. И. подразделяется и по широте изучения объекта: и. мира в целом (всемирная или всеобщая); и. мировых цивилизаций; история континентов (и. Азии и Африки, Латинской Америки); и. отдельных стран и народов (и. США, Канады, Китая, России и т.д.). И. - наука конкретная, требующая точного знания хронологии (дат), фактов, событий. Она связана с другими гуманитарными и социальными науками. Методология и историография исторической науки.

Функции исторической науки:

1. познавательная (изучение закономерностей исторического развития)

2. воспитательная (формирование гражданских и нравственных ценностей) 3. практически-политическая (помогает выработать научно обосн. полит. курс)

4. прогностическая (позволяет предвидеть будущее)

Методы исторической науки:

1. ретроспективный (изучение истории посредством выявления причинно-следственных связей между историческими явлениями и последовательного проникновения в прошлое)

2. историко-сравнительный (изучение И посредством сопоставления исторических

объектов во времени и пространстве)

3. типологический (классификация исторических явлений на основании существенных признаков)

4. синхронный (изучение различных событий, происходящих в одно и то же время и их сопоставление)

5. идеографический (описание исторических событий и явлений) Учение о способах получения исторического знания называется методологией истории. Подходы в методологии:

1. рационализм (разум - единственный способ познания) 2. субъективизм (личность – основа исторического и общественного процесса)

3. теологический (мировой дух, Бог – главный фактор исторического развития) 4. марксизм (история – процесс смены общественно-политических формаций)

5. цивилизационный (изучение истории – изучение уровней степеней развития общества) (Шпенглер, Тойнби, Данилевский)

6. географического детерминизма (на развитие истории наибольшее влияние оказывают природные и географические условия) (Шарль Монтескье)

Изучению истории помогают вспомогательные исторические дисциплины:

1. историография (история исторической науки)

2. источниковедение (изучение и классификация исторических источников)

Считается, что история зародилась в Др. Греции. Первым историком называют Геродота. И. как наука в Р начинает развивать при Петре I. 1 историк – Татищев «И. Российская». Наиболее известны русские историки XIX века: Н.М. Карамзин «История Государства Российского», Соловьев «История Россия с древнейших времен», В.О. Ключевский «Курс русской истории». Первый советский историк Михаил Покровский. Русская история неотъемлемая часть всемирной истории: Россия, во-первых, занимает огромную территорию, которую населяло множество племен и национальностей. Во-вторых, Российская история одна из самых древних (ср. с американской историей), следовательно, на всем протяжении истории всегда что-то происходило: велись войны, были смуты, нашествия, революции. В-третьих, в 18 в. Россия приобрела статус Империи, и после этого нас начали уважать и всем пришлось с нами считаться, мы стали сверхдержавой, коей и оставались до 20 в. В- четвертых, русских царевен выдавали замуж за французских, датских, немецких принцев - совершались династические браки, т.о. отечественная история стала неотъемлемой частью мировой, в частности европейской истории. Методология исторической науки (истории) — специальная историческая дисциплина, которая определяет предмет и объект исторической науки, цель научного исторического познания, изучает научный и социальный статус исторической науки, её дисциплинарное строение, разрабатывает теорию исторического познания (включая общефилософские, гносеологические и эпистемологические основы, принципы, уровни, виды, этапы, методы исторического познания и методы изложения результатов исторического познания, а также формы исторических знаний). ФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД. Согласно этому подходу всемирный исторический процесс представляется как процесс последовательной смены общественно-экономических формаций, различающихся между собой, прежде всего, по способу производства и соответствующей ему социально-классовой структуре. История человечества определяется как движение от 1-го бесклассового общества - первобытнообщинного строя, через классовые - рабовладение, феодализм, капитализм - к новому бесклассовому - коммунизму. Утверждается, что смена общественно-экономических формаций осуществляется в основном путем революций и составляет всеобщий объективный закон исторического развития. В центре формационного подхода находятся материальные ценности жизни временной, земной: экономика (способ производства, отличающий одну общественно-экономическую формацию от другой), политика (вопросы классовой борьбы за власть), удовлетворение все возрастающих потребностей (страстей, грехов). Формационный подход рассматривает одну, материальную сферу жизни общества: - социальную структуру; - политическую систему; - экономический строй; - природную сторону жизни общества (география, соседи, климат, почва, полезные ископаемые); — борьбу людей против людей (экономическую, социальную, политическую, военную). Цивилизационный подход рассматривает с цивилизационной (культурологической) точки зрения две сферы жизни общества - прежде всего ментальную, а также материальную: - человека с его поврежденным страстями (грехом) менталитетом (душой), жизнь наиболее грешных (выдающихся) светских людей: политиков, ученых, писателей, артистов и т. д.; - демократическое устройство общества (правовое государство, гражданское общество, права и свободы человека); - борьбу людей за власть и собственность, за прибыль любой ценой (индивидуализм, конкуренцию и т. д.); - человеческие учения (классиков) - ереси, возведенные в догматы; - историю безбожной, светской культуры (литературы, искусства и науки), ее особенности в сравнении с другими странами; - образование и воспитание; - особенности общественного сознания и общественной психологии (менталитет данного общества); — историю России в сравнении с другими цивилизациями; Суть ИП заключается в том, что при изучении любого объекта, процесса или явления в природе или обществе прежде всего, выявляются наиболее характерные для него информационные аспекты. В основе информационного подхода лежит принцип информационности, согласно которому: информация является универсальной, фундаментальной категорией; практически все процессы и явления имеют информационную основу; информация является носителем смысла (содержания) всех процессов, происходящих в природе и обществе; все существующие в природе и обществе взаимосвязи имеют информационный характер. Основные принципы изучения. Принцип объективности обязывает выявлять закономерности, определяющие процессы экономического, социально-политического и культурного развития, рассматривать историческую реальность во всей ее многогранности и противоречивости, независимо от нашего отношения к излагаемым фактам и событиям, не искажая и не подгоняя их под заранее заданные схемы и концепции. Принцип историзма предполагает изучение прошлого с учетом конкретно-исторической обстановки соответствующей эпохи, во взаимосвязи и взаимообусловленности событий, с точки зрения того, как, в силу каких причин, где и когда возникло то или иное явление, какой путь оно прошло, какие оценки давались ему на том или ином этапе развития.

2. Русская историческая школа (Карамзин, Ключевский,

Соловьев) Исторические взгляды Карамзина вытекали из рационалистического представления о ходе общественного развития: история человечества есть история всемирного прогресса, основу которого составляет борьба разума с заблуждением, просвещения - с невежеством. Решающую роль в истории, по Карамзину, играют великие люди. Все усилия Карамзин употреблял на раскрытие идейных и моральных мотивировок действий исторических личностей. Психологический анализ является для него основным приёмом объяснения исторических событий. Карамзин был сторонником норманской теории (Фактически это следование историографической концепции Повести временных лет) происхождения Русского государства. Периодизация русской истории Карамзина очень близка к периодизации В. Н. Татищева и М. М. Щербатова. Все они отождествляют историю страны с историей государства, а историю государства - с историей самодержавия. Однако Карамзин внёс много нового как в понимание общего хода русской истории, так и в оценки отдельных исторических событий. Русская история, по мнению Соловьева, открывается тем явлением, что несколько племен, не видя возможности выхода из родового, особенного быта, призывают князя из чужого рода, призывают единую общую власть, которая соединяет роды в одно целое, дает им наряд, сосредоточивает силы северных племен, пользуется этими силами для сосредоточения остальных племен нынешней средней и южной России. Здесь главный вопрос для историка состоит в том, как определились отношения между призванным правительственным началом и призвавшими племенами, равно и теми, которые были подчинены впоследствии; как изменился быт этих племен вследствие влияния правительственного начала - непосредственно и посредством другого начала - дружины, и как, в свою очередь, быт племен действовал на определение отношений между правительственным началом и остальным народонаселением при установлении внутреннего порядка или наряда. Потребность не только рассказывать, но и объяснять события прошлого, уловить закономерность в последовательной смене явлений, открыть руководящую «идею», основное «начало» русской жизни.

В основе методологии и исторической концепции Ключевского лежали позитивистские взгляды. Исследователь попытался доказать, что развитие общества зависит от сочетания целого ряда внешних и внутренних факторов - географических, этнографических, политических, экономических и социальных. Жизнь человечества "в ее развитии и результатах" - суть исторического процесса. Познать этот процесс, - считал Ключевский, - возможно через историческую личность народа и человеческую личность. Смысл истории - в народном самосознании. Глубокое знание исторических источников и фольклора, владение мастерством исторического портрета, афористичный стиль сделали Ключевского одним из наиболее читаемых и чтимых историков конца XIX - начала XX в.





Дата публикования: 2015-02-28; Прочитано: 4187 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...