Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Понятие социального института. Основные институты современного общества



План:

1. Понятие соц.инстута, происхождение термина.

2. Социальный институт в представлении различных социологов.

3. Основные институты в рамках структурно-функционалистской парадигмы, явные и латентные функции институт.

Полный ответ:

Термин "институт" пришел в социологию из юриспруденции, где он употреблялся для обозначения совокупности норм, регул прав отношения: институт собственности, институт наследования. В социологии литературе термин "институт" получил распространение в связи с применением институционального анализа общественных явлений и процессов. Родословную институциональный анализ ведет от основоположников социологии –Конта и Спенсера. Хотя в их работах отсутствует определение социального института, они рассматривают жизнь общества сквозь призму особых форм социальной организации, которые в дальнейшем были названы социальными институтами. Представляя в «Социальной статике» общество как систему, Конт в качестве ее первичных элементов называет такие социальные институты как семья, кооперация, церковь, государство. Г. Спенсер сводит множество социальных институтов к шести основным группам: домашние, обрядовые, профессиональные, промышленные, политические, церковные. Для основоположников социологии основное предназначение социальных институтов состоит в поддержании общественного равновесия и в регулировании процессов ф-я социальных общностей.

Несмотря на то, что марксизм долго игнорировал институциональный анализ как порождение буржуазной социологии, основоположники марксизма использовали термин «социальный институт». Маркс понимал институты как исторически сложившиеся, обусловленные социальными, прежде всего, производственными, отношениями формы организации и регулирования социальной деятельности.

Наибольшее распространение институциональный анализ получил в 20-50-е годы XX в. в англо-американской социологии. Так, Ч.Кули определяет социальные институты как определенные установившиеся формы мышления. Для американского социолога Т. Парсонса, социальные институты представляют ценностно-нормативные комплексы, регулирующие поведение индивидов и образующие статусно-ролевую структуру общества.

В интерпретации англо-американских социологов социальные институты предстают как механизмы внедрения в сознание человека рационалистических установок и норм поведения личности в обществе.

Современный социолог Энтони Гидденс определяет соц. институт как основные образцы социальных действий, которым следует большинство членов данного общества, а также нормы и ценности, защищенные сильными санкциями.

Современный российский социолог, О.Шкаратан, определяет социальный институт следующим образом: социальный институт - понятие, использующееся для обозначения устойчивого комплекса формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующего различные сферы человеческой деятельности и организующего их в систему ролей и статусов. Социальный институт - это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества.

Я. Щепаньский, разделив социальные институты на "формальные" и "неформальные", предлагает различать следующие "главные" социальные институты: экономические, политические, воспитательные или культурные, социальные или общественные в узком значении этого слова и религиозные.

Можно выделить ряд признаков, характерных для социальных институтов:

Внешне социальный институт выступает как совокупность субъектов (лиц, учреждений) обладающих ресурсами и осуществляющих функции. С содержательной стороны социальный институт – система норм, ролей, стандартов поведения.

В рамках структурно-функционального подхода (Парсонс) выделяются следующие социальные институты и их соответствующие функции:

Экономические институты - адаптация

Политические институты - целеполагание: организуют систему власти, принятия и выполнения решений. Правовые институты - интеграция: поддерживают распределения соц. статусов, прав, обязанностей. Образование, семья, СМИ, религия - поддержание образца.

В рамках структурного функционализма можно выделить явные и латентные функции институтов. Явные функции легко распознаются как часть признанных целей института, латентные функции осуществляются непреднамеренно и могут быть непризнанными (а если они и признаны, считаются побочным продуктом)





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 1290 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...