Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
В своей концепции философии истории, нашедшей концентрированное выражение в работе “Смысл и назначение истории”, К. Ясперс исходит из неприятия теории культурных циклов, разрабатывавшейся сначала О. Шпенглером, а позднее А. Тойнби, согласно которой культуры независимы друг от друга. Ясперс считал, что “человечество имеет единые истоки и общую цель. Эти истоки и эта цель нам неизвестны, во всяком случае в виде достоверного знания”. Однако “все мы, люди, происходим от Адама, все мы связаны родством, созданы Богом по образу и подобию его”.
В отличие от цели истории человечества, ее смысл заключается в единстве, существенную основу которого составляет то, “что люди встречаются в едином духе всеобщей способности понимания... С наибольшей очевидностью единство находит свое выражение в вере в единого Бога”. Однако, по мнению философа, “единство истории как полное единение человечества никогда не будет завершено”. Ибо насильственно прикованный к ближайшим целям человек лишен способности видения жизни в целом, хотя он и пытается достичь этого видения.
К. Ясперс был философом, который дорожил достижениями цивилизованного общества. Это обусловило наличие в его трудах идей, оправдывающих порядки, господствующие в Западном мире.
Движение времени Ясперс характеризует тремя тенденциями, связанными с понятиями «тоталитаризм», «мировой порядок» и «вера».
Ясперс верит в единый мир без единой «повседневной» веры, веры догматической, нетерпимой. Тем, кто считает маловероятным возникновение единого мира без подобной единой веры, Ясперс решительно возражает: «Обязательный для всех единый мировой порядок (в отличие от мировой империи) возможен именно в том случае, если многочисленные верования останутся свободными в своей исторической коммуникации, не составляя единого объективного общезначимого содержания веры. Общей чертой всех верований в их отношении к мировому порядку может быть только то, что все они будут стремиться к такой структуре и основам мирового сообщества, в которых каждая вера обретает возможность раскрытия с помощью мирных духовных средств».
Утверждение подобного мирового порядка, распространение философской веры являются, по мнению Ясперса, свидетельством того, что общечеловеческая коммуникация не будет прервана и каждое новое поколение людей, каждый человек будут ощущать себя звеном в «сокровенно-открытой» цепи свободно ищущих, свободно творящих людей; свободно творящих общие духовные ценности, общую историю человечества.
История - это то, что происходит. Оно пересекает время, уничтожает его и достигает вечного. История - этот всегда процесс, и все должно постоянно изменяться. История не может быть завершенной.
Ясперс выделяет три, на его взгляд, важнейшие свойства истории:
1) история имеет границы, которые отделяют ее от других реальностей: природы и Космоса.
Природа. История существует не сама по себе, а на основе природы. Но природа - неисторичное явление, ее развитие представляет собой лишь простое повторение одного и того же. Объединением этих двух феноменов есть человек. Ведь он есть одновременно и природа, и история. Ясперс убежден, что исторический процесс прервется, если достигнутое нами на протяжении истории исчезнет из жизни.
Космос. Основным фактом нашего существования является наша возможная изоляция в Космосе. Эта изолированность составляет реальную границу истории (вне человеческой жизни на Земле существует лишь пустая в духовном понимании мироздание).
2) в истории есть внутренние структуры, которые формируются путем преобразования индивидуального. История представляет собой переход.
Мы называем историей то, что происходит в пространстве и времени в определенном месте. Для того, чтобы быть историческим, индивид должен быть единичным, неповторимым. Такую единичность можно найти лишь в человеке - в понимании человека не как естественной, биологической, а прежде всего как духовного существа. Историческое - это не просто реальный индивидуум, сосуд всеобщего, - это действительность, которая одухотворяет это всеобщее. То, что мы познаем как исторически особое, разрешает нам двигаться к истории как единому индивидууму.
История представляет собой движение, и чем более радикально это движение, тем более глубокие пласты истины открываются нам. Наиболее ярким подтверждением этого тезиса философа являются переходные эпохи, когда в момент высочайшего напряжения человечество создавало выдающиеся духовные достижения. Так, неповторимая греческая трагедия есть порождение эпохи, когда происходил переход от мифологии к философии как новой форме общественного сознания, нового способа постижения мира. Немецкий идеализм (классическая немецкая философия) создан на сломе между верой и безверием.
Но, по мнению автора, переход не локализуется исключительно на каких-то определенных этапах истории, - он присутствует всегда. Любое, даже величественное, обращенное в вечность событие, есть лишь переходное явление. Именно поэтому мы не можем найти для себя образцы совершенства или абсолюта в достижениях предыдущих эпох; они создавались в время, когда их творцы уже ощущали приближение нового и даже в момент создания начинали свою гибель. Истории вообще не присуща продолжительность, она самая есть переход.
3) единство истории.
Это свойство истории - объект наибольшего внимания Ясперса, оно лежит в основе всей его исторической концепции. Он делает акцент на том, что при всем разнообразии людей, культур, исторических эпох существует нечто важное, что их объединяет. Встречаясь, люди познают себя в другом и самое явление "человек" есть движение к единому.
Философ предлагает целый ряд фактов, которые, по его мнению свидетельствуют о существовании такого единства. Ни один из них его до конца не устраивает, но в каждом он находит определенный аспект общего единства:
• единство человеческой природы, которое не изменилось на протяжении истории.
• универсальность - близость религиозных представлений, форм мышления, орудий и т.п.
• прогресс - единая линия все возрастающего обретения человеком нового. Но это свойство касается лишь знания и умения, а не субстанции человека, его духовных качеств.
• единство в пространстве и времени. Человечество объединено уже самой территорией планеты Земля, а также определенными временными границами.
•существуют и особые виды единения - единство отдельных культур, единство народов в зависимости от языка, происхождения, судьбы, единство религий в их мировом значении, единство государства. Но эти единства не могут дать представления о целостном феномене единства истории человечества.
Поскольку фактический материал оказывается непригодным для выяснения источников такого единства, Ясперс использует другой подход, также довольно известный в истории человеческой мысли. Он делает попытку определить единство как цель. Он приводит несколько концепций всеобщей истории, в которых отображается стремление исторического знания найти свой смысл, но приходит к выводу, что ни одна из подобных конструкций не дает исчерпывающего ответа на поставленный вопрос.
Причина такой сложности в освещении проблемы в том, что использование каждой из отдельных линий развития, каждой группы фактов о разных единствах - это упрощения, и задача исследователя состоит в объединении разных аспектов, постижении единства линий и образов.
Осевое время
Происходит большой прорыв - посвящение человечества в тайну неизвестных до сих пор возможностей.
Ось мировой истории - в определении Ясперса, - факт, значимый для всех (например, в западной истории такой осью было Пришествие Христа). Это период 500 г. н.э. - появление человека современного типа (весь процесс происходил на протяжении 800 - 200 г. г. н.э.).
В этот период в разных частях мира жили и действовали Конфуций, Будда, Гомер, Исайя и прочие выдающиеся лица, происходит общий духовный подъем, появление выдающихся произведений. Некоторые ученые склонны рассматривать это как обычное совпадение, но, по мнению автора, это свидетельствовало о прорыве в сознания человека - начинается осмысление бытия в целом, самого человека и его границ. Когда человек постиг величие мира, появляется ужас и ощущение собственной беспомощности.
Почти одновременно на Земле, независимо одно от другого, образовалось несколько духовных центров. Основное, что сближало их, и что, соответственно, было основной характеристикой "осевой эпохи" - это прорыв мифологического миросозерцания, которое составляло основу доосевых культур. Человек, будто впервые, пробуждается к ясному мышлению, возникшее недоверие к непосредственному эмпирическому опыту, а также рационализация отношения к миру и к себе подобным. Именно в этот период появляются философы, впервые возникает проблема соотношения человека и мира.
Осевое время дает возможность понять всю человеческую историю, ее структуру. Эпоха Возрождения - это возвращение к осмыслению осевого времени. Нельзя абсолютизировать достижения осевого времени, следует признать, что и более поздние эпохи принесли немало духовных достижений. Но это дает ориентир для оценки этих более поздних эпох, для выявления того, что действительно было духовной ценностью.
Осевое время ограничивается 3-мя сферами: Китай, Индия, Запад, но исторически стало всеохватывающим: доисторические народы или воспринимают его, или вымирают.
Между 3-мя сферами существовало глубокое взаимопонимание, они представляют собой одно и то же в 3-х корнях истории, которая становится единой лишь в современную пору. Между ними не только отдельные совпадения, а глубокий параллелизм (лишь в этот период).
В выявлении причин этого явления существуют разные подходы:
· достижение человеком определенной степени духовного и физического развития;
· взаимопроникновение культур, обмен достижениями;
· определенная родственность этих культур;
· общие социальные условия.
Ни одно из объяснений, к сожалению, не способно обнаружить всю полноту причин и предпосылок, объяснить все тайны того времени. Ясперс в своей работе не дает собственного объяснения, он акцентирует внимание на том, что такая сложность проблемы свидетельствует о сложности рассмотрения истории вообще, что развитие человечества не может быть изображено простым поступательным графиком.
Значение осевого времени для человека (сегодня):
а) выделение того, что может привести к объединению человечества на основании общего опыта (Ясперс вообще склонен прогнозировать довольно идиллическое будущее, которое хотя и зависит от людей, но своей идеей отвечает пророчествам Библии);
б) существование 3-х модификаций призывает к коммуникации между людьми разных культур, разных верований. Глубокий анализ опыта осевого времени, когда в трех регионах планеты параллельно возникали и развивались духовные и религиозные концепции чрезвычайно высокого уровня, подтолкнет людей к отказу от уверенности в исключительности какого-либо верования.
Пробуждение духа, считает Ясперс, есть начало бытия общей истории человечества, которое было разделено на локальные культуры. С того времени человечество неуклонно идет этим общим путем. Поэтому установление взаимопонимания, открытости разных типов общества, религий и культур является жизненно необходимым для человека. Отсюда вытекает особая роль философии, которая с помощью философской веры открывает смысл и назначение истории и призвана объединять человечество на общих духовных основах.
Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 1412 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!