Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Билет № 5. 1. Египетское искусство времен Амарны



1. Египетское искусство времен Амарны. Открытие гробницы Тутанхамона.

АМАРНСКИЙ ПЕРИОД входит в эпоху Нового царства в периодизации Египетского искусства. Назван так по названию местности, куда была ненадолго перевезена столица Египта фараоном-императором Эхнатоном. А дальше почитайте и выберете интересное для себя сами. Обязательно запомните про храм Абу-Симбел, про скульптурные портреты жены Эхнатона – Нефертити, про гробницу Тутанхамона.

В XIV в. до н. э. фараон Аменхотеп IV (1368 — около 1351 гг. до н. э.) про­вёл религиозную реформу, оказав­шую существенное влияние на ис­кусство Нового царства. Стремясь ослабить власть жрецов и укрепить свою собственную, фараон запретил все многочисленные старые культы. Единственным и истинным богом был провозглашён Атон — само сияющее на небе солнце. Носитель великой животворной силы, Атон изображался в виде диска с исходя­щими от него лучами, которые за­вершались знаком жизни — анхом (крестом с петлёй в верхней части), и воспевался в ликующем гимне: «Утром ты озаряешь землю, прого­няешь мрак, посылаешь лучи света... Вся земля принимается за работу, деревья и травы зеленеют, птицы ле­тают в своих болотах, крылья их ве­личают дух твой... всё живёт, когда ты смотришь на нас...».

На шестом году царствования Аменхотеп IV, изменивший своё имя на Эхнатон (Полезный Атону), поки­нул враждебные ему Фивы и основал на восточном берегу Нила новую столицу Ахетатон (Горизонт Атона), в местности, ныне называемой Амарна. Яркий, но недолгий период царствования фараона-реформато­ра принято условно обозначать как «амарнский период», а в искусстве -как амарнский стиль.

Ахетатон, открытый археологами в конце XIX в., строился из сырцо­вого (необожжённого) кирпича в короткие сроки. Город пересекала главная улица; в центре его находи­лись Большой дворец и храм Атона. В храме вместо традиционных ко­лоннад располагались большие, от­крытые солнцу дворы с жертвенни­ками. Парадную и жилую части Большого дворца соединял крытый висячий переход с «окном явле­ний», в котором по торжественным дням фараон представал перед сво­ими подданными. Дворец украшали статуи Эхнатона, многоцветные рос­писи, рельефы с инкрустацией и позолотой. Особенно хороши были красочные росписи полов в царских жилых помещениях. Они изобража­ли бассейны с плавающими рыбами, заросли лотоса, цветущих растений. В зарослях летали птицы, порхали бабочки. В загородных усадьбах бла­гоухали тенистые сады, сулили про­хладу водоёмы. Устраивались в усадьбах и зверинцы.

После смерти Эхнатона (он умер в возрасте около тридцати восьми лет) его противники постарались стереть Ахетатон с лица земли, что­бы уничтожить память о фараоне-реформаторе. Под обломками зда­ний, гробниц и мастерских позже были обнаружены замечательные произведения изобразительного искусства и художественного ре­месла. В них переданы лирические настроения, естественные челове­ческие чувства. Эти новые, некано­нические особенности отличают скульптурные изображения само­го Эхнатона, его супруги Не­фертити и их шести дочерей. На рельефах царица и царевны сопровождают Эхнатона повсюду: они присутствуют при вознесении фараоном молитвы Атону, на приё­ме послов, при раздаче наград из «окна явлений», при парадных выез­дах на колесницах, за трапезой и от­дыхают вместе с ним. Фараон пред­стаёт здесь как любящий муж и отец. Царская семья изображена и в мо­мент горя: она оплакивает умершую старшую царевну Макетатон. Жест отчаяния и поддержки — царь каса­ется руки жены — в традиции древ­неегипетского искусства уникален.

Из росписи парадного зала двор­ца в Ахетатоне лучше всего со­хранился фрагмент с двумя обна­жёнными маленькими царевнами, сидящими на полу на узорчатых подушках. Одна из девочек ласково касается рукой подбородка другой, та обнимает её за плечи. Их нежные, написанные в тёплых розово-золо­тистых тонах лица с огромными миндалевидными глазами трогатель­ны в своей наивной беззащитности.

Среди мастерских Ахетатона наи­более известна мастерская началь­ника скульпторов Тутмеса — по-ви­димому, создателя портретных изображений царя и царицы. При разрушении Ахетатона многие про­изведения погибли или сильно по­страдали. Ворвавшиеся в мастер­скую Тутмеса люди разбили один из стоявших на полке бюстов Эхнатона. От сотрясения упал и бюст Не­фертити, но, к счастью, сохранился. Этот бюст, сделанный из известня­ка, раскрашенный, обвитый золотой лентой, даёт представление о совер­шенной красоте царицы: гармонич­ности её точёных строгих черт, бе­зупречном овале лица, стройной шее, горделивой и свободной посад­ке головы. На шее у Нефертити оже­релье, на голове высокий царский убор синего цвета.

Незавершённое изображение Не­фертити из мастерской Тутмеса — небольшая голова, изготовленная из золотистого песчаника, — полно обаяния женственности. Порази­тельно мягкие линии щёк, висков, шеи, трепетных губ передают неж­ность юного лица, словно тронуто го лёгким загаром. Прошли годы, и ещё одна небольшая статуэтка из из­вестняка являет нам постаревшую Нефертити — на её по-прежнему прекрасном благородном лице пе­чать затаённой грусти.

Правление Эхнатона. которое длилось всего около семнадцати лет, в масштабах тысячелетней древ­неегипетской истории подобно мгновению, яркой вспышке. После смерти фараона-реформатора был восстановлен культ Амона-Ра. Один из преемников Эхнатона — Тутанхамон — вновь сделал Фивы столицей. Тем не менее искусство амарнского периода не утратило своего влияния на последующее развитие египет­ской культуры. Прежде всего это сказалось в произведениях середи­ны XIV в. до н. э. — сокровищах, ко­торые были найдены в 1922 г. при раскопках гробницы фараона Тутанхамона в Долине царей.

Восстановление военной мощи Египта, новый приток в страну богатств и рабов в правление фараонов XIX династии — Сети I, Рамсеса II, Рамсеса III — позволили возобновить грандиозное строительство, прежде всего в Фивах. Новые властелины Египта стремились превзойти своих предшественников, затмить их. Искусство того периода приобрело торжественность, памятни­ки архитектуры отличались колоссальными масштабами, обилием колонн и статуй, необычайным богатством и пышностью убранства.

Строительство коснулось и Аби­доса, одного из древнейших городов Верхнего Египта. Здесь, по преда­нию, была погребена голова Осири­са, поэтому Абидос считался цент­ром культа этого бога. В Абидосе был сооружён заупокойный храм фараона Сети I, законченный его сыном Рамсесом II. Так как Сети I был похоронен в фиванской Доли­не царей, в Абидосе к западу от храма построили его кенотаф (от греч. «кенотафион» — «пустая моги­ла») — ложную гробницу в виде подземного сооружения.

Особую известность абидосскому храму принесли замечательные рельефы, покрывающие стены и ко­лонны храма, и врезанный в стену одной из галерей так называемый «Абидосский царский список» — пе­речень фараонов Египта.

Выполненные фиванскими мас­терами рельефы, украшавшие по­стройки Сети I в Абидосе и Карнаке, отличаются красотой гибких плавных линий, тончайшей отдел­кой деталей. Посвящённые традици­онным сюжетам, они имели уже не отвлечённый, символический ха­рактер, а запечатлевали конкрет­ные события. На одном из рельефов храма в Карнаке Сети I готов под­няться на боевую колесницу, но внезапно остановился и, повернув голову, смотрит назад. Рельеф в хра­ме Абидоса изображает охоту Сети I с одним из его сыновей на диких быков: фараон энергичным и вместе с тем изящным жестом собирается накинуть на быка аркан, царевич просто удерживает животное за хвост. Но в большинстве рельефов времён Сети I преобладали традици­онные религиозные сцены, испол­ненные с большим мастерством.

В долгое правление самого выда­ющегося представителя династии Рамсеса II (1317—1251 гг. до н. э.) ре­зиденцией фараона и двора стал го­род в дельте Нила, названный Пер Рамсес Мериамон (Дом Рамсеса, лю­бимый Амоном). Однако Фивы, где чрезвычайно возросла власть жрече­ства, оставались официальной сто­лицей и по-прежнему основным центром культуры. Культ Рамсеса II, почитание его обожествлённых изо­бражений достигли предела воз­можного: наступило время самых пышных славословий в честь фара­она, новой династии, богов и даже в честь царской колесницы.

Заупокойный храм Рамсеса II в Фивах, известный как Рамессеум (его египетское название звучало длинно и витиевато), намного превосходил размерами храм его отца в Абидосе. Особенностью Рамессеума, дошед­шего до нашего времени в разрушен­ном виде, было соединение в одном комплексе храма, дворца, жилых по­мещений, складов, конюшен. Фасад украшали колонны и огромные ста­туи Рамсеса II в облике Осириса.

Традиция дворцово-храмовой ар­хитектуры была продолжена в фиванском ансамбле Рамсеса III близ современного арабского селения Мединет-Абу, который сохранился намного лучше. Окружённый двумя рядами зубчатых стен, храм напоми­нал крепость с входными воротами, по сторонам которых стояли сло­женные из кирпича и облицованные камнем башни, увенчанные зубцами. Прорытый от Нила к храму канал за­канчивался четырёхугольным водо­ёмом с пристанью.

Однако самым гигантским и впе­чатляющим памятником той эпохи, ставшим для современного Египта символом национальной гордости, по праву считаются два связанных друг с другом храма в Абу-Симбеле в Нубии, целиком вырубленные в скале на левом берегу Нила в пери­од правления Рамсеса II.

АБУ-СИМБЕЛ

Фасад Большого храма в Абу-Симбеле (XIII в.), посвящённого Амону-Ра, украшают высеченные из той же скалы четыре двадцатиметровые статуи Рамсеса II, сидящего на тро­не в традиционной застывшей позе с лежащими на коленях руками. У ног каждой статуи стоят фигуры царицы Нефертари — они кажутся совсем небольшими, но на самом деле достигают высоты человеческо­го роста. Всё архитектурно-пласти­ческое построение ансамбля подчи­нено идее власти и силы. Малый храм, более простой и меньшего масштаба, украшен на фасаде стоя­щими в глубоких скальных нишах статуями Рамсеса II и царицы Нефертари в облике богини Хатор, ко­торой храм посвящался.

Расположенный у воды храмо­вый ансамбль Абу-Симбела встречал восходящее солнце. Ряды сидящих павианов с молитвенно воздетыми передними лапами -- торжествен­ный и наивно-поэтический мотив в скульптуре Египта — приветствова­ли бога солнца Ра. Их небольшие статуи размещались на крыше храма. Храм стоял так, что обращённые на восток каменные колоссы окра­шивались красками утренней зари.

Два раза в год, 22 февраля и 21 ок­тября (по другой версии, один раз в год — в день рождения фараона), можно было наблюдать, как первый луч солнца проникал через входной портал в проход длиной шестьдесят пять метров, ведущий к святилищу, и последовательно освещал статуи Амона-Ра и фараона Рамсеса II.

Строительство Асуанской плоти­ны в 60-х гг. XX в., которое грозило памятнику затоплением, вызвало огромную тревогу во всём мире. В соответствии с утверждённым ЮНЕСКО (Организацией Объеди­нённых Наций по вопросам науки, образования и культуры) проек­том спасения знаменитого ансамб­ля скальные храмы, разобранные на блоки, были перенесены на безо­пасную высоту.

Поздний период в истории Древнего Египта — пора тяжёлых войн и иноземных вторжений. Свой последний расцвет искусство

Египта пережило при фараонах Саисской династии в VII столетии до н. э. Однако в целом произведе­ния архитектуры, скульптуры и жи­вописи этого периода свидетельст­вуют о том, что творческие силы древнейшей в мире цивилизации постепенно себя исчерпали.

В 332 г, до н. э. Египет был завоёван Александром Македонским. Великий полководец основал в дельте Нила, на берегу Средиземного моря, город, на­званный его именем, — Александрию. На основе античной и древнеегипет­ской художественных традиций в правление греко-македонской династии Птолемеев (305—330 гг. до н. э.) в Египте сложилась одна из самых значи­тельных школ эллинистического искусства — александрийская.

Огромная роль Древнего Египта в истории мировой культуры неоспори­ма. Немецкий писатель Томас Манн сказал, что Древний Египет — «это до одухотворённости, до призрачности далёкое прошлое». Однако древнееги­петское искусство дарит и совершенно другое ощущение: словно сглажи­вается колоссальный разрыв веков, прошлое как бы приближается к совре­менному человеку, кажется, что древние предвосхитили и знали многое из того, что люди, утратив в течение веков, стремились открыть вновь.

ГРОБНИЦА ТУТАНХАМОНА

Среди открытий XX в. подлинной сенсацией стала на­ходка в 1922 г. в Долине царей гробницы фараона Тутанхамона. Её нашли археолог Говард Картер (1873— 1939) и лорд Корнарвон, работавший вместе с ним и финансировавший экспедицию. Сокровища Тутанхамона вызвали такой интерес и энтузиазм, как ни од­но другое археологическое открытие. В Долину царей хлынули туристы, страницы газет заполнили многочис­ленные сообщения, возникло немало предположе­ний, слухов и домыслов.

Давно исследованная, суровая, палимая солнцем Долина царей как будто не оставляла никаких надежд на новое открытие. Только небольшой участок земли у подножия ранее открытой гробницы Рамсеса VI был нетронут. Именно здесь экспедиция Картера обнару­жила те знаменитые двенадцать ступеней, которые ве­ли вниз, к замурованной двери с печатью Тутанхамона. В гробнице побывали грабители, но по неизвестной причине унесли лишь немногое. Когда археологи по­дошли ко второй запечатанной двери, для них насту­пил самый волнующий момент — и ожидания не об­манули учёных.

Они увидели богато украшенные ложа и складные походные кровати, стулья, кресла, табуретки, играль­ные столики, двухколёсные позолоченные инкрустиро­ванные колесницы, модели судов, сундуки, расписные ларцы, парадное оружие, сосуды и вазы, большие и ма­ленькие статуи, изображения животных. Среди них на­ходилась и статуэтка бога Анубиса в виде шакала, ле­жащего на ларце, которая была выполнена из чёрного дерева, инкрустированного золотом, серебром, але­бастром и обсидианом.

Почти всё помещение погребальной камеры, рас­положенной справа за третьей запечатанной дверью, занимал огромный обитый листовым золотом ящик с большой двустворчатой крышкой. В нём один в дру­гом находилось несколько саркофагов. В последнем, из чистого золота, весом более ста десяти килограм­мов, находилась мумия Тутанхамона со знаменитой зо­лотой маской на лице. Мумия была буквально с голо­вы до ног осыпана драгоценностями — от простых золотых бляшек до прекрасных изделий ювелирного ис­кусства. Исследователи мумии установили её портрет­ное сходство с золотой маской фараона. Погребение Тутанхамона не принадлежало к числу самых роскош­ных, но его неоспоримое богатство, сохранность, изы­сканная красота находок до сих пор производят оше­ломляющее впечатление.

Тутанхамон (около 1400—1392 гг. до н. э.) и его жена Анхесенамон, младшая дочь фараона Эхнатона и царицы Нефертити, выросли при царском дворе в Ахетатоне (ныне Амарна). Хотя после смерти Эхнатона царской чете пришлось вернуться в Фивы, изме­нить имена (Тутанхамон стал именоваться Тутанхатоном), возродить старые культы, в придворном искус­стве сохранились традиции Ахетатона. Прекрасны изображения молодого царя в скульптуре, в росписях на драгоценных ларцах, в золотых статуэтках на свя­щенной ладье и на спине чёрного леопарда. Царь и царица, которым, возможно, чуть больше четырнад­цати лет, часто изображены вместе. Они связаны, как Эхнатон и Нефертити, чувством взаимной нежности. Прелестная Анхесенамон угадывается в статуэтках че­тырёх богинь, охраняющих ковчег с канопами (алеба­стровыми сосудами для хранения внутренностей) фараона. Один из шедевров парадной мебели — из­готовленный из дерева трон Тутанхамона. Спинку тро­на украшают гибкие фигуры царственной четы, выгра­вированные на золотом листе, со вставками из самоцветов, серебра, фаянса и цветного стекла.

2.Русская пейзажная живопись второй половины XIX века (И. Айвазовский, А. Саврасов, И. Левитан, И. Шишкин).

Смотри приложение из Аванты +, а также ссылку на интернет-источники.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 427 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...