Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Билет № 3. 1. Архитектура Древнего Египта



1. Архитектура Древнего Египта. Общая характеристика.

Для общего развития - ПОЧИТАЙТЕ!!!

С незапамятных времен древнеегипетская цивилизация привлекала внимание человечества. Для греков Египет — страна чудес, колыбель мудрости, родина самых древних богов. Само слово «Египет» («загадка», «тайна») греческого происхож­дения, египтяне же называли свою страну Кемет, что означает «чёрная зем­ля».

Выделяют периоды Древнего, Среднего и Ново­го царств, два переходных периода.

Древний Египет, как никакая другая цивилизация древности, создаёт впе­чатление вечности и редкой целостности. Географическое положение страны — узкая плодородная долина могучей африканской реки Нила, тес­нимая с запада и востока песками пустынь, — ограничивало мир древних египтян. Их цивилизация тысячелетиями существовала и развивалась по сво­им законам, редко подвергаясь внешним вторжениям, которые выпали на долю других стран и народов Древнего мира.

Существование Египта зависело от разливов Нила.

Все жители Древнего Египта подчинялись неограниченной власти фара­она (греч. «фарао», от егип. «пер-о» — «большой дом») — так традиционно называли местных властителей. Фараон был обожествлён при жизни и но­сил титул «сына Солнца». Его существование подчинялось сложным цере­мониалам, пышность которых возрастала по мере того, как Египет расши­рял свои владения. Фараон объявлял войну, заключал мир, принимал иностранных послов, получал богатые дары и сам раздавал награды.

Для начала во всех билетах по Египту:

В духовной и практической жизни древнеегипетского общества главную роль играла религия. Древние египтяне обожествляли силы природы, рас­тения, зверей, птиц и поклонялись множеству богов.

Важнейшее место в религии Древнего Египта занимал заупокойный культ. Египтяне верили, что жизнь человека продолжается и после физической смерти, но при условии, если его тело остаётся нетленным. Именно религия определила особенности древнеегипетского искусства: таинственное, сокровенное, оно было обращено не столько к миру живых, сколько к царству мёртвых. Спрятанные в гробницах произведения искус­ства не предназначались для осмотра. Они, как верили их создатели, обла­дали особой магической силой, помогали усопшему в его путешествии в мир вечности. Не случайно у самих египтян слово «художник» имело значение «творящий жизнь».

Долгие годы имена древнеегипетских мастеров оставались неизвестны­ми. Между тем зодчие, скульпторы и живописцы занимали высокое поло­жение в обществе. В искусстве Древнего Египта впервые появились многие классические архитектурные формы (пирамида, обелиск, колонна), новые виды скульп­туры и живописи. Египтяне достигли высочайшего мастерства в обработке различных материалов. При главенствующей роли архитектуры все виды ис­кусств образовали в Древнем Египте великолепное гармоничное единство.

Потом говорите о преиодизации искусства Египта, а дальше по вопросу.

Что основное сооружение – пирамиды и храмы в скалах. Далее рассказываете о пирамидах и Сфинксе, потом о храмах Луксора и Карнака.

По преданию, первый фараон I династии Менее (около III тысячелетия до н. э.), объединивший Верхний и Нижний Египет, основал на правом бе­регу Нила город Мемфис. В эпоху Древнего царства (XXVIII—ХХIII вв. до н. э.) Мемфис стал главным религиозным и художественным центром страны. Древнее царство — эпоху создания письменности, религиозных и светских законов, основных принципов художественного творчества — можно счи­тать подлинно золотым веком египетского искусства.

ПИРАМИДЫ

И БОЛЬШОЙ СФИНКС

Пирамида выдающегося военачаль­ника и основателя III династии фа­раона Джосера (XXVIII в. до н. э.) — первый гигантский архитектурный памятник Древнего Египта. Она на­ходится в Саккаре, на южной окра­ине Мемфиса, и является центром погребального ансамбля. Сложен­ная из белых известняковых блоков ступенчатая пирамида высотой шестьдесят метров воздвигнута зод­чим Имхотепом, который изобрёл способ кладки из тёсаного камня. Египтяне обожествили архитектора и почитали его как сына бога Пта­ха — создателя Вселенной, покрови­теля искусств и ремёсел.

В конструкции пирамиды Джосера, которую обычно называют «матерью египетских пирамид», отражены три основных принципа возведения подобных сооруже­ний — гигантские размеры, пирами­дальная форма, использование именно камня как строительного материала.

На западном берегу Нила (ныне в Гизе, около Каира) возвышаются грандиозные пирамиды фараонов IV династии: Хуфу (греки называли его Хеопсом), Хафра (греч. Хефрен), Менкаура {греч. Микерин). Пирами­ды были когда-то облицованы глад­ко отполированными плитами бе­лого известняка (частично они сохранились на вершине пирамиды Хефрена). Основание пирамид име­ет форму квадрата, а гладкие грани образуют равнобедренные тре­угольники. Величайшая из них — пирамида Хеопса — построена в XXVII is. до н. э. Её создатель — пле­мянник фараона Хемиун. Пирами­да (высотой около ста сорока семи метров, со стороной основания две­сти тридцать три метра) сложена из блоков золотистого известняка ве­сом от двух с половиной до тридца­ти тонн. Они удерживаются на месте силой собственной тяжести. Необъяснима даже в наше время та невероятная точность, с которой ка­менные блоки обрабатывались и ставились один на другой. Зазоры между ними не превышают пол­миллиметра. На северной стороне пирамиды Хеопса неприметный вход ведёт в тесный, а затем более просторный коридор. Пройдя по ним, можно попасть в маленькую, тщательно скрытую в глубине пирамиды погребальную камеру с гранитным, давно опустошённым саркофагом фараона. По венти­ляционной системе в камеру посту­пал сухой воздух пустыни, который способствовал сохранению мумии фараона.

Пирамиды в Гизе, как и в Саккаре, составляли центр огромного по­гребального ансамбля --с поми­нальными храмами фараона и маленькими пирамидами царских родственников и приближённых, которые и после смерти правителя должны были находиться рядом с ним. В архитектурный ансамбль входит знаменитый лежащий Боль­шой сфинкс длиной пятьдесят семь и высотой двадцать метров — вы­рубленное в основной своей части из скалы изображение льва с чело­веческим лицом. Уже в глубокой древности сфинкса засыпали пески. Молодой царевич, будущий фараон Тутмос IV (XV в. до н. э.), однажды после охоты в пустыне задремал в его тени и услышал голос каменно­го исполина, просившего освобо­дить его от тяжести песка. Став фа­раоном, Тутмос IV исполнил эту просьбу и приказал украсить сфин­кса плитой с рельефом и надписью, повествующей об этом событии. Плита существует и поныне.

Судя по описаниям и гравюрам европейских художников, в начале XIX столетия снова были видны только голова и плечи сфинкса. Его лицо, обезображенное солдатами наполеоновской армии, лишилось носа (величина которого достигала роста среднего человека). После того как вновь произвели раскопки, открылись могучее львиное тело и вытянутые вперёд когтистые лапы сфинкса. Его широкое скуластое лицо (некогда окрашенное в крас­ный цвет), возможно имеющее портретное сходство с фараоном Хефреном. непроницаемо и строго, глаза обращены на восток. Арабы называли Большого сфинкса От­цом Ужаса, но это изваяние, издав­на манившее к себе людей, вызыва­ет скорее ощущение спокойной силы, а не страха.

Во времена Нового царства хлы­нувшие в Египет богатства превра­тили Фивы в процветающий город, украшенный великолепными хра­мами и дворцами. Из величественных поминальных ансамблей лучше всего сохранились руины храма царицы Хатшепсут в Дейр эль-Бахри и фараона Рамсеса II (так называемый Рамессеум).

ХРАМ В ДЕЙР ЭЛЬ-БАХРИ

Величайшими сооружениями эпохи Нового царства стали храмы, или «дома» богов. Один из них — заупо­койный храм царицы Хатшепсут (1525—1503 гг. до н. э.), посвящён­ный богине Хатор, в Дейр эль-Бахри в Фивах, на западном берегу Ни­ла (начало XV в. до н. э.). Культ Хатор, дочери бога Ра, богини люб­ви, музыки и танца, глубоко почи­тался египтянами.

Храм в Дейр эль-Бахри — выдаю­щийся памятник древнеегипетского зодчества — построил архитектор Сенмут, царский фаворит, наделён­ный огромной государственной вла­стью. Храм стоит у подножия круто обрывающихся скал Ливийского пло­скогорья, которые не только служат небывалым фоном для архитекту­ры, но и сливаются с ней в неповто­римое целое. Храм расположен на трёх террасах, соеди­нённых пандусами (наклонными пло­щадками) и обрам­лённых столбами и колоннами. Чтобы посетить храм, нуж­но было пройти по аллее сфинксов, тя­нувшейся от берега Нила, и подняться по террасам к святилищу, вырубленному в толще скал. Строгий облик хра­ма разнообразили статуи царицы Хатшепсут в об­лике Осириса; колонны, на капителях (верхних частях) которых была высечена голо­ва богини Хатор; росписи и раскрашенные рельефы (на многих из которых изображалось путешествие в далёкую страну Пунт). На просторных террасах рас­полагались водоёмы, росли деревья.

ХРАМЫ

ЛУКСОРА И КАРНАКА

Наиболее совершенным воплоще­нием культового ансамбля стали знаменитые фиванские храмы Ипет Рес и Ипет Сут, посвященные богу Амону-Ра. Сегодня они известны как храмы в Луксоре и Карнаке. Храмы, принадлежащие к величайшим со­зданиям древнеегипетского зодчест­ва, строились начиная с XVI в. до и. э. в течение многих столетий. Они занимали большую площадь и отли­чались подчёркнутой монументаль­ностью. Пилоны обрамляли входы в храмы. Расположенный вдоль бере­га Нила храм в Луксоре почти цели­ком воздвигнут архитектором Амен­хотепом Младшим в XVI в. до н. э. и завершён уже в XV в. до н. э. Вели­колепны дворы Луксора, окружён­ные могучими золотистыми колон­нами в виде папируса.

В древности Ипет Рес и Ипет Сут были соединены трёхкилометровой аллеей сфинксов, по которой прохо­дили торжественные религиозные процессии. Перед храмом в Карнаке сохранилась часть аллеи из соро­ка каменных сфинксов — совер­шенно одинаковых, с телом льва и головой барана (священного жи­вотного бога Антона), расположен­ных на равном расстоянии друг от друга. Аллея сфинксов подходила к первому входу, который был сравни­тельно невелик и узок. На высоких деревянных мачтах, прикреплён­ных к пилонам, развевались флаги. Вход вёл в открытый двор, окружён­ный стенами, колоннами и статуями. Через узкий второй вход попадали в гипостильный зал.

Гипостильный (от греч. «хипостилос» — «поддерживаемый колонна­ми») зал Карнакского ансамбля (XVI—XII вв. до н. э.), в котором бо­лее ста тридцати колонн образуют шестнадцать рядов, принадлежит к шедеврам мирового зодчества. Цен­тральный проход, обрамлённый ко­лоннами высотой более двадцати метров и диаметром около трёх с половиной метров, с капителями в виде раскрытых цветов папируса, освещался из боковых проёмов. Не существующие ныне потолки густо-синего цвета были украшены жёлты­ми звёздами и парящими священны­ми коршунами.

Из гипостильного зала можно бы­ло пройти в маленькое тёмное святи­лище, куда разрешалось входить только фараону и жрецам. Лишь во время общенародного многоднев­ного весеннего праздника Амона из­ваяние этого бога, установленное на солнечной ладье, торжественно вы­носилось из святилища для соверше­ния ритуального плавания по Нилу до храма в Луксоре.

2. Историческая живопись Сурикова.

Василий Иванович Суриков – великий художник исторического жанра - родился в казачьей семье в Сибири. Он мечтал о серьёзном обучении живописи и в двадцать лет отправился в Петербург. Суриков успешно закончил Академию художеств, и ему предложили выполнить часть росписей храма Христа Спасителя в Москве.

Здесь, в Москве, была задумана и создана первая из знаменитых исторических картин Сурикова — «Утро стрелецкой казни» (1881 г.). Перед зрителями предстают две силы: стрельцы, которые борются за старую, патриархальную Русь, и Пётр со своими регулярными полками, строящий новую Россию по европейскому образцу.

На Красной площади — стрельцы, ожидающие смерти, их жёны, матери, дети. Толпа волнуется, движется; кажется, что она звучит. Пёстрые купола храма Василия Блаженного, узорчатые дуги конской упряжи, разноцветные одежды напоминают о яркой древнерусской культуре. Всё это позволяет прочувствовать совершающееся как народную, национальную трагедию. Яростно и непримиримо смотрят друг на друга стрелец с рыжей бородой и молодой царь. На пересечении их взглядов возвышается склонённая фигура стрельца, который прощается с народом. Победа на стороне самодержца: трепетным огонькам свеч в руках стрельцов противопоставлен свет наступающего утра, как пестроте Василия Блаженного — гладкие кремлёвские стены с однообразными зубцами и ряды виселиц, а многоликой толпе — уверенный и неподвижный Пётр на коне и шеренги солдат.

Картина, показанная на девятой выставке передвижников, произвела огромное впечатление. Ничего подобного русская живопись до Сурикова не знала. Художник впервые передал сущность целой эпохи, бурной и сложной.

Следующее историческое полотно, «Меншиков в Берёзове» (1883 г.), связано с первым: его тема — падение в XVIII в. последнего яркого представителя Петровской эпохи.

На третьей, может быть самой знаменитой исторической картине Сурикова, «Боярыня Морозова» (1887 г.), изображён пролог к трагическим событиям Петровской эпохи, разыгравшийся ещё при отце Петра, царе Алексее Михайловиче. Феодосия Прокопиевна Морозова (1632—1б75) была защитницей старообрядчества. В 1671 г. её арестовали, лишили состояния, пытали, но она отказалась изменить своей вере и умерла в заточении.

Суриков долго обдумывал композицию картины. На первом эскизе опальную боярыню в оковах везут мимо царских палат по кремлёвскому двору. Вокруг толпится народ, но она смотрит поверх голов на кого-то в здании или на крыльце, возможно на царя. За первым эскизом последовало множество других, действие из Кремля было перенесено на московскую улицу, и в окончательном варианте сани с боярыней вклиниваются в толпу. Морозова и народ — такова тема картины.

Бледное лицо Морозовой со впалыми щеками и фанатичным блеском глаз прекрасно и страшно одновременно. Во всём облике боярыни, которая левой рукой вцепилась в сани и высоко подняла правую со сложенным двуперстием, — и огромная внутренняя сила, и неимоверное нервное напряжение.

Как народ встречает неистовую раскольницу? Разглядывая группу слева от саней, зритель прежде всего замечает недоброжелательство: злорадствует поп, смеётся купец. Однако в толпе явно больше тех, кто сочувствует героине: поднимает два перста юродивый, кланяется Морозовой барышня в жёлтом платке, молодая монахиня выглядывает из-за её спины. Объединяет всех движение, нарастающее к центру: юродивый сидит на снегу, нищенка встаёт на колени и тянется к Морозовой, сестра боярыни, Евдокия Прокопиевна Урусова, идёт рядом с санями, а слева за ними во весь дух бежит мальчишка.

Очень интересен колорит картины. В центре чёрное пятно одежды Морозовой рядом с красным нарядом Урусовой: на фоне белого снега создаётся тревожное контрастное сочетание. А вокруг толпа, изображённая необыкновенно красочно и даже празднично: жёлтое, красное, голубое, малиновое... Но все эти яркие пятна смягчены и объединены мягким рассеянным светом. В картине ощущается голубоватая дымка влажного воздуха.

В отличие от предшествующих работ Сурикова «Взятие снежного городка» (1890 г.) — не историческое полотно, а жанровое, не трагическое, а полное заразительного веселья. Но снова художник любовно изображает русские лица, пёстрые народные одежды, нарядную сбрую лошади, морозный воздух.

В 90-х гг. Суриков написал батальные полотна «Покорение Сибири Ермаком» (1895 г.) и «Переход Суворова через Альпы» (1899 г.), создал ещё несколько исторических картин и множество пейзажей, преимущественно городских; в начале XX в. он много работал как портретист.

По словам художника и историка искусства Александра Николаевича Бенуа, «значение Сурикова... для русского общества огромно и всё ещё недостаточно оценено и понято... Лишь очень редкие художники, одарённые почти пророческой... мистической способностью, могут перенестись в прошлое... разглядеть в тусклых его сумерках минувшую жизнь... Для них далёкое прошлое целого народа все еще ясно, все ещё теперь, всё ещё полно прелести, смысла и драматизма».

ПОСМОТРИТЕ РЕПРОДУКЦИИ КАРТТИН!!!





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 703 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...