Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Обстоятельства и время Рождества Христова



(Луки 2:1-20)

Подробнее всех об обстоятельствах Рождества Христова и о времени, когда оно произошло, говорит св. Евангелист Лука. События Рождества Христова он приурочивает к переписи всех жителей Римской империи, которая была произведена по повелению “кесаря Августа”, т.е. римского императора Октавиана, получившего от римского сената титул Августа (“священного”). К сожалению, точной даты этой переписи не сохранилось, но время правления Октавиана Августа, личности хорошо известной в истории, дает нам возможность хотя бы приблизительно, а при помощи других данных, о которых будет речь дальше, с точностью до нескольких лет, определить год Рождества Христова. Принятое у нас теперь исчисление “от Рождества Христова” введено в VI веке римским монахом Дионисием, по прозванию Малым, который за основание этого летоисчисления поставил свой расчет, что Господь Иисус Христос родился в 754-ом году от основания Рима. Этот расчет, как показали потом тщательные расследования, оказался ошибочным: Дионисий ошибся, по крайней мере, на 5 лет, указав год Рождества Христова позже, чем он был в действительности. Эта Дионисианская эра, назначавшаяся сначала для Церковного употребления, с X века сделалась общераспространенной в христианских странах и принята в гражданском летоисчислении, хотя всеми хронологами признается теперь ошибочной. Действительный год Рождества Христова можно определить более точно на основании следующих данных Евангелия:

Время царствования Ирода Великого. Из Матф. 2:1-18 и Луки 1:5 совершенно ясно, что Христос родился еще во время царствования этого Ирода. Ирод же царствовал с 714 по 750 гг. от основания Рима. В 750 г. он умер за восемь дней перед Пасхою, вскоре после лунного затмения. Но так как, по вычислению астрономов, это затмение происходило в ночь с 13 на 14 марта 750 года и иудейская Пасха в этом году приходилась на 12 апреля, то, следовательно, Ирод умер в начале апреля 750 г. от основания Рима, т.е. по крайней мере на четыре года раньше нашей эры.

Народная перепись, упоминаемая у Луки 2:1-5, начата эдиктом Августа в 746 г., для Иудеи началась в последние годы царствования Ирода, потом была приостановлена вследствие смерти Ирода, продолжалась и закончилась, когда Сириею управлял Квирин, упоминаемый в Ев. Луки 2:2. Вследствие этой переписи в Палестине произошло народное восстание. Ирод подверг зачинщика его Февду сожжению 12 марта 750 г. Ясно, что перепись эта началась несколько раньше этого времени.

Правление Тиверия Кесаря, в пятнадцатый год которого, по свидетельству Ев. Луки 3:1, св. Иоанн Креститель выступил на проповедь, а Господу Иисусу Христу было тридцать лет (Луки 3:23). Август принял Тиверия в соправители за два года до своей смерти в январе 765 г. и след., 15-ый год царствования Тиверия начинался в январе 779 г. Так как по выражению Евангелиста Луки, Господу Иисусу было в это время “лет тридесять”, то следовательно, родился Он в 749 году.

Астрономические вычисления показывают, что годом крестной смерти Христа Спасителя (а она, по данным Евангелия произошла в тот год, когда еврейская Пасха наступала вечером в пятницу) мог быть только 783 г., а так как Господу Иисусу Христу в это время шел тридцать четвертый год от рождения, то, след., Он родился в 749 г. от основания Рима.

Таким образом, все вышеприведенные данные, с большой долей вероятия, единогласно свидетельствуют, что годом Рождества Христова необходимо признать 749-ый год от основания Рима.

По недостатку данных в Четвероевангелии, нельзя точно определить и день Рождества Христова. Восточная Церковь первоначально праздновала этот праздник в один день с Богоявлением под общим названием “Епифания” — “Явление Бога в мир” — 6 января. В Западной же Церкви Рождество Христово издавна праздновалось 25 декабря. С конца IV века и Восточная Церковь начала праздновать этот день также 25 декабря. День этот выбран для празднования Рождества Христова по следующим соображениям. Есть предположение, что Захария был первосвященник и что явление Ангела ему было за завесой в Святом-Святых, куда первосвященник входил лишь однажды в год в день очищения. Этот день приходится по нашему календарю 23 сентября, каковой день и стали считать днем зачатия Предтечи. В шестой месяц После этого было Благовещение Пресв. Девы Марии, которое и стали праздновать 25 марта, а через девять месяцев, т.е. 25 декабря родился Господь Иисус Христос. Нет, однако, данных за то, что Захария был первосвященником. Поэтому вероятнее другое символическое объяснение для выбора дня празднования Рождества Христова. Древние считали, что Христос, как второй Адам зачался от Пресв. Девы во время весеннего равноденствия 25 марта, когда, по древнейшему преданию, создан и первый Адам. Родился же Христос-свет миру, солнце правды через 9 месяцев во время зимнего солнечного поворота, когда день начинает увеличиваться, а ночь уменьшаться. В соответствии с этим, зачатие Иоанна Крестителя, который на 6 месяцев был старше Господа, положено праздновать 23 сентября, во время осеннего равноденствия, а рождение его — 24 июня — время солнечного поворота, когда дни начинают сокращаться. Еще св. Афанасий указывал при этом на слова Иоанна Крестителя в Иоан. 3:30 “Ему подобает расти, мне же малитися”.

Вызывает смущение у некоторых замечание Евангелиста Луки, что перепись, во время которой родился Христос, была “первою” в то время, когда Сириею управлял Квириний, так как, по историческим данным, Квириний был правителем Сирии только 10 лет спустя Рождество Христово. Самое вероятное объяснение этого недоразумения то, что правильно следует читать не “сия” перепись, а “самая” перепись (для этого есть сильные основания в греческом тексте). Указ о переписи был издан Августом еще до Рождества Христова, но затем из-за начавшихся народных волнений и смерти Ирода, перепись была приостановлена и окончена лишь через 10 лет в правление Квириния. Есть данные, что Квириний дважды был назначаем правителем Сирии, и перепись, начатая в первое его правление, была закончена во второе его правление, почему Евангелист и называет перепись, бывшую во время Рождества Христова, “первою”.

“Каждый” должен был идти записаться “в своем городе”, так как римская политика всегда применялась к обычаям побежденных, а еврейские обычаи требовали, чтобы запись велась по коленам, по родам и племенам, для чего каждому надлежало отправиться с целью переписи в тот город, где жил некогда глава его рода. Так как Иосиф был из рода царя Давида, то он и должен был отправиться в Вифлеем — город, в котором родился Давид. В этом виден замечательный промысел Божий: Мессии надлежало родиться в этом городе, согласно древнему предсказанию св. пророка Михея 5:2. По римским законам и женщины, наравне с мужчинами подлежали в покоренных странах поголовной переписи. Во всяком случае, нет ничего удивительного в том, что Пресв. Дева Мария в Ее положении сопутствовала хранителю Своего девства старцу Иосифу, тем более, что Она, несомненно знавшая пророчество св. Михея, не могла не усмотреть в издании указа о переписи промыслительного действия Божия, направляющего Ее в Вифлеем.

“И роди Сына Своего первенца и повит (спеленала) Его и положи Его в яслех, зане не бе им места во обители (в гостинице)”. Евангелист подчеркивает, что Пресв. Дева сама спеленала Своего новорожденного Младенца, т.е. рождение было безболезненным. “Первенцем” Сын Ее называется не потому, что после были у Нее другие дети, а потому, что, по закону Моисея, первенцем назывался всякий младенец мужеского пола, “Разверзающий ложесна”, т.е. всякий перворожденный, хотя бы он был и единственным. Из-за множества путешественников, приехавших раньше и из-за своей бедности, св. семейство должно было поместиться в одной из пещер или гротов, какими богата была Палестина, и куда пастухи загоняли скот в ненастную погоду. Здесь-то и родился Божественный Мессия, положенный вместо детской колыбели в ясли, от самого рождения принявший на Себя крест уничижения и страдания для искупления человечества, и самым Своим рождением давший нам урок смирения, этой высочайшей добродетели, которой Он потом постоянно учил Своих последователей. По древнему преданию, во время рождения Спасителя, около яслей стояли вол и осел, дабы показать, что “вол позна стяжавшаго и осел ясли господина своего, Израиль же не позна своего Спасителя и людие Его не уразумеша” (Исайи 1:3).

Но не одно уничижение сопровождало рождение и всю земную жизнь Спасителя, а и отблески Его Божественной славы. Пастухам, может быть, тем самым, которым принадлежала пещера, и которые, благодаря хорошей погоде, ночевали в поле, явился Ангел Господень, осиянный Божественной славой, и возвестил им “великую радость” о рождении во граде Давидове Спасителя, “Который есть Христос Господь”. Здесь важно отметить слова Ангела, что эта “великая радость” будет “всем людям”, т.е., что Мессия пришел не для одних евреев, но для всего человеческого рода. Ангел дал при этом пастухам и “знамение”, т.е. знак, по которому они могут узнать Его: “обрящете младенца повита, лежаща в яслех”. И сейчас же, как бы в подтверждение истины слов Ангела, явилось множество “вой небесных”, т.е. целый сонм Ангелов, воспевших дивную хвалу новорожденному Богомладенцу — Мессии: “Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение!” Ангелы славят Бога, пославшего в мир Спасителя; они воспевают мир, который водворится в душах людей, уверовавших в Спасителя, они радуются за людей, которым возвращено Божие благоволение. Вышние силы, т.е. безгрешные вечные духи, непрестанно славословят в небесах своего Творца и Господа, но в особенности прославляют они Его за чрезвычайные проявления Его Божественной благости, каково великое дело домостроительства Божия. “Мир”, принесенный на землю воплотившимся Сыном Божиим, нельзя смешивать с обыкновенным внешним человеческим спокойствием и благосостоянием; это есть мир совести души человека-грешника, искупленного Христом Спасителем, мир совести, примиренной с Богом, с людьми и самим собою. И лишь поскольку этот мир Божий, превосходящий всяк ум (Фил. 4:7), водворяется в душах людей, уверовавших во Христа, постольку и внешний мир становится достоянием человеческой жизни. Искупление проявило всю великость Божия благоволения, Божией любви к людям. Поэтому смысл славословия Ангелов таков: “Достойно славят Бога небесные духи, ибо на земле водворяется мир и спасение, так как люди сподобились особенного благоволения Божия”.

Пастухи, как люди, видимо, благочестивые, тотчас поспешили туда, куда указал им Ангел, и первые удостоились поклониться новорожденному Младенцу-Христу. О радостном событии явления им Ангелов и о слышанном ими небесном славословии они разглашали повсюду, где могли, и все слышавшие их дивились. Пресвятая Дева Мария в чувстве глубокого смирения только запоминала все это, “слагая в сердце Своем”.

Христианская церковь приняла дату, вычисленную папским архивариусом Дионисием Малым в 525 г. Согласно его расчетам, Иисус Христос родился в 1-м году н.э.2. Эта дата была утверждена римским папой Бонифацием IV в 607 г. Но выводы Дионисия были подвергнуты сомнению со стороны иерархов Восточной православной церкви. Споры о дате рождения Христа продолжались в Византии до XIV столетия3.

И все же дата, полученная Дионисием Малым, уже в VIII-IX вв. стала широко применяться в Западной Европе и утвердилась во многих государствах. Многие народы мира в настоящее время ведут летоисчисление от даты, выведенной Дионисием, хотя некоторые специалисты по хронологии и считают ее ошибочной.

Выдающийся немецкий астроном Иоганн Кеплер (1571-1630) высказал предположение, что этой "рождественской звездой" было сближение двух планет - Юпитера и Сатурна до 10, которое трижды повторялось в 7 г. до н.э.: в мае, сентябре и ноябре. Мнение И.Кеплера получило широкое распространение, но и вызвало серьезную критику со стороны ученых, которые отметили: нельзя допустить, чтобы два хорошо известных небесных светила на таком незначительном угловом расстоянии были приняты волхвами за новую звезду20. Замечания ученых по поводу гипотезы И.Кеплера выглядят обоснованными.

В 1977 г. английскими астрономами Д.Кларком, Дж.Паркинсоном и Ф.Стефенсоном была выдвинута другая версия "рождественской звезды ". Авторы внимательно изучили сведения древних китайских и корейских хроник, в которых отмечены необычные небесные явления, происходившие с 10 г. до н.э. по 13 г. н.э. В них зафиксирована вспышка яркой новой звезды весной 5 г. до н.э. недалеко от звезды "В" в созвездии Козерога. Эту новую можно было видеть на востоке до восхода солнца в течение 70 ночей. Поэтому английские астрономы и были склонны считать, что данная новая и была "звездой", упомянутой Матфеем21.

Эта гипотеза также не представляется удачной. Дело заключается в том, что "звезда", о которой говорится в Евангелии от Матфея, "шла" по небу, а о каких-либо передвижениях по небосклону новой 5 г. до н.э. в китайских и корейских хрониках сведений нет.

Римский историк Дион Кассий, создавший в III в. обширные анналы, опиравшиеся на ранние записи, отметил в них, что "в консульство Валерия Мессалы и Сульпиция Квириния (12 г. до н.э. - О.Р.) перед смертью Агриппы в течение многих ночей видели комету, висевшую над Римом, которая затем разделилась на несколько огней"22.

С этой кометой также трудно связать рождение Иисуса, так как в то время, когда она проходила, Сульпиций Квириний являлся римским консулом, а не правителем Сирии.

Существует еще одна версия " Вифлиемской звезды ", согласно которой она отождествляется с кометой Галлея, прохождение которой в 12 г. до н.э. было также зафиксировано китайскими астрономами. Еще итальянский художник Джотто изобразил " Вифлиемскую звезду " в 1301 г. в виде кометы на своей картине, посвященной рождению Иисуса Христа23. В 1907 г. гамбургский астроном А.Стенцель высказал предположение, согласно которому " Вифлиемская звезда " была кометой Галлея24. В последнее время это мнение активно отстаивал А.И.Резников, пытавшийся найти аналогии "между историческими зафиксированными событиями 12-10 гг. до н.э., включая наблюдения кометы Галлея и мифологизированным повествованием о "Рождестве Христовом". Он пришел к выводу, что история, связанная с приходом волхвов в Вифлием в целом верно изложена Матфеем, хотя некоторые части ее "были намеренно искажены для того, чтобы придать событиям размах и увидеть в них свершение пророчеств".

Интерпретация событий, данная А.И.Резниковым, производит двойственное впечатление. Автор собрал несомненно очень ценные материалы. Таковыми, например, являются: известие об отъезде царя Ирода в Рим 12 г. до н.э., а также свидетельство апокрифического евангелия Псевдо-Матфея, где говорится: "Когда Ирод, вернувшись из Рима на следующий год, узнал, что маги его обманули, то его сердце наполнилось яростью...". Данные детали свидетельствуют о том, что рождение Иисуса произошло в 12 г. до н.э. и, по-видимому, его действительно следует связывать с кометой Галлея. Ведь практически маловероятно, чтобы в том же году появилась еще одна - третья яркая комета на небе. Большую ценность, на наш взгляд, имеют и подробности прохождения кометы Галлея в сентябре 12 г. до н.э., приведенные автором в своей работе. Обоснованным кажется и объяснение А.И.Резникова, почему волхвы связали появление кометы Галлея в созвездии Льва с рождением нового иудейского царя.

Однако когда автор начинает фантазировать, не приводя при этом никаких серьезных доводов, - выводить волхвов из Набатеи, подменять Вифлием Иудейский Вифлиемом Галилейским, избиение вифлиемских младенцев уничтожением младенцев повстанцев-трахониотов (да и имело ли место в 12 г. до н.э. восстание в Трахониотской области?), бегство Иосифа и его семьи в Египет бегством той же семьи в Аравию - все это производит неблагоприятное впечатление.

Попробуем еще раз проанализировать все имеющиеся в нашем распоряжении факты как о прохождении кометы Галлея в 12 г. до н.э., так и текст Матфея о рождении Иисуса.

Китайский астроном Ма Туан Лин отметил, что данная комета впервые была замечена на небе 26 августа 12 г до н.э. в восточной части созвездия Близнецов, причем она двигалась со скоростью 60 в сутки к границе созвездий Льва и Девы. Первоначально комета наблюдалась только в утренние часы на востоке, но на тринадцатые сутки она была обнаружена вечером на западе над созвездием Льва. Затем "хвостатый пришелец" обогнул Млечный Путь и ушел к югу. "Пройдя над Арктуром и звездами в ноге Волопаса, она (комета Галлея. - О.Р.) вошла в Змею и оставалась там этот месяц, медленно передвигаясь к середине созвездия. Покинув это созвездие в западном направлении, комета на 56-й день появления заходила в Голубом Драконе (Весы, Скорпион, Стрелец). Всего ее наблюдали 63 дня"27.

Из материалов, приведенных А.И.Резниковым, видно, что комета Галлея в 12 г. до н.э. вошла в созвездие Льва и приблизилась к звезде Регул - "маленький царь" лишь в первых числах сентября. Однако на 13-й день своего появления (то есть 7 сентября), как это видно из рассказа китайского астронома, она уже вышла из созвездия Льва (была обнаружена над созвездием Льва!). Значит, комета находилась в созвездии Льва очень короткий промежуток времени: с первых чисел сентября до 7 сентября 12 г. до н.э. Именно тогда-то и должен был родиться Иисус, о котором волхвы предсказали как о новом "иудейском царе".

Появившиеся в Иерусалиме волхвы узнали о древнем предсказании, согласно которому "новый царь" должен был родиться в Вифлиеме Иудейском (а не в Вифлиеме Галилейском). Этот город был расположен южнее столицы протектората. По приказу Ирода они отправились туда, чтобы найти младенца. Согласно Матфею, "звезда, которую они (ранее. - О.Р.) видели на востоке, шла перед ними", то есть совершала свой путь с севера на юг. Судя по описанию Ма Туана Лина, комета Галлея в 12 г. до н.э., после того, как она побывала над созвездием Льва двинулась на юг. Евангелие от Матфея зафиксировало это движение "звезды". Это, на наш взгляд, также является свидетельством того, что упомянутая Матфеем "звезда" была кометой Галлея.

Таким образом, из приведенного выше построения можно сделать вывод - Иисус родился в первых числах сентября (до 7 числа) 12 г. до н.э. Оказывается также, что Евангелия Матфея и Луки не только не противоречат друг другу по поводу рождения Иисуса, но напротив, взаимно дополняют одно другое.

А.И.Резников отметил, что В.Симмонс после изучения 1-й главы Евангелия от Луки высказал предположение о том, что Иисус родился, вероятнее всего, в сентябре месяце. К этому выводу В.Симмонс пришел в результате анализа отдельных бытовых подробностей, имеющихся в евангельском тексте. Кроме того, А.И.Резников указал, что в некоторых арабских памятниках письменности Рождество Христово также помечено сентябрем, хотя год рождения Иисуса и не указывается28.

В русском Мазуринском летописце, созданном в XVII в., имеется запись о том, что Иисус Христос родился "в пяток (т.е. в пятницу. - О.Р.) в 7 часу нощи"29. В 12 г. до н.э. в первую неделю сентября пятница приходилась на первое число. Следовательно, и Иисус должен был появиться на свет 1-го сентября. И, быть может, совсем не случайно, что в средневековой Византии, где проводились многовековые тщательные расследования даты рождения Христа, а в XV-XVII вв. и в России, новый год приурочивался именно к 1-му сентября. Объяснение этому явлению, которое дается в учебниках по истории, - к 1-му сентября заканчивались все полевые работы - выглядит крайне неубедительным. Ибо к 1-му сентября ни в Византии, ни в России полевые работы никогда не заканчивались.

К сожалению, свидетельство Мазуринского летописца не проверяется с помощью других источников.

Итак, по нашим расчетам получается, что Иисус Христос родился в Вифлиеме Иудейском в первых числах сентября (возможно, 1-го сентября) 12 г. до н.э., когда в непосредственной близости от Земли проходила комета Галлея.

Таким образом, оказывается, что XXI век и третье тысячелетие, если считать их от Рождества Христова, начались 11 с лишним лет назад. Может быть, тогда и нужно было отмечать эти важные юбилеи?





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 379 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.02 с)...