Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Концепция духовных предпосылок становления современного капиталистического предпринимательства Вебера (по работе прот. этика и дух капи-ма)



Он показывает становление предпринимательского духа как составляющей духа капиталистического. При этом “дух” рассматривается не как сугубо философское понятие или чисто психологическая черта, но как экономико-социологическое явление.

Дух — это совокупность устойчивых психических черт, присущих хозяйствующему субъекту в данном сообществе на определённой стадии его развития, это, говоря словами Вебера, “исторический индивидуум”.

Чрезвычайно важная черта предпринимательского духа заключается в том, что он историчен. В своём знаменитом труде “Протестантская этика и дух капитализма” М. Вебер противопоставляет простой жажде наживы и авантюризму — чертам, унаследованным от средневековья, — иное, капиталистическое предпринимательство, связанное с рациональной организацией свободного труда и использованием возможностей обмена для ненасильственного приобретательства. Этот новый предпринимательский дух, на котором вознёсся капитализм Нового времени, имеет, по его мнению, религиозную основу. Он вырос из недр протестантизма.

В кальвинистской версии протестантизма гармонично соединились истовая набожность и экономический материализм. В ней культивируется крайний индивидуализм. В прямом общении с Богом без помощи посредников, с расчётом, прежде всего на свои собственные силы человек сам создаёт пути к своему спасению, причём совершает это в посюсторонней, мирской жизни. Не рассчитывая на индульгенцию, он вынужден осуществлять строгий самоконтроль. В результате твёрдость веры становится могучим орудием систематизации, упорядочения хозяйственной жизни. И человек, и капитал не должны пребывать в праздности, они должны работать, приумножая богатство. Само же богатство, помимо материального достатка, приносит чувство достигнутого и, более того, является свидетельством избранности человека. Идея избранничества, таким образом, напрямую увязывается с исполнением профессионального долга, которое становится исполнением долга перед Богом. Так религиозная этика способствует формированию особой хозяйственной этики. Во главу угла ставятся не жажда наживы, а добропорядочность, кредитоспособность и умеренность; не авантюризм, а стабильное развитие и рост. Инструментом утверждения стабильности становятся возрастающая рационализация способов ведения хозяйства и упорядоченная отчётность, неведомая в средневековом хозяйстве.

Не следует, впрочем, упрощать дело, сводя все до уровня причинной связи, заявляя, что капиталистический дух рождён протестантизмом (сам М. Вебер столь упрощённые связи, бесспорно, отвергал). Этот дух возникает из сложной исторической совокупности вещественных условий и нравственных сил, важное влияние на его формирование оказывают государство, массовые переселения, технические усовершенствования — все это многообразие источников капиталистического духа хорошо показано в трудах В. Зомбарта.

Итак, по М. Веберу, новый капиталистический дух формируется с развитием предпринимательства и бюрократической организации.

Концепция духовных предпосылок становления современного капиталистического предпринимательства М. Вебера (по работе «Протестантская этика и дух капитализма»). В основе «капиталистического духа» по М. Веберу лежит протестантская концепция спасения. «Высокие» религии внедряют в сознание верующих представления о смысле жизни и ее высшей цели – о спасении. Для христианства вообще и протестантизма в частности этой высшей жизненной целью является обретение праведником вечного блаженства в потустороннем мире. В спасении осуществляется полная реализация личности христианина. Именно в представлении о спасении выявляются принятые в данном религиозно-культурном комплексе общие представления о нормах и правилах отношения индивида к внешнему миру, об основных направлениях и пределах его активности, о содержании и ценностной иерархии жизненных ожиданий. Протестант живёт для того, чтобы быть орудием Бога и нести Его волю в мир. Для этого он должен подчинить все своё земное бытие преобразованию мира во славу Божью, честно и добросовестно трудиться и добиваться успехов. Вся его жизнь – трудовая, духовная, интимная – должна быть проникнута суровой аскезой и рациональностью. Идее спасения соответствует методика, определяющая практические пути достижения религиозного идеала, реальные формы поведения индивида в мире, меру и направления его активности. Основой протестантской методики спасения является мироотвергающая аскеза, базирующаяся на признании несовершенства и греховности товарного мира, на его решительном отрицании. Отрицание греховного мира естественно предполагает отказ от его благ, сознательное ограничение своих потребностей, обуздание эмоций и подчинение всего образа жизни идее служения Богу. При отказе от мирских благ и принципов мирского существования вообще, идеалом аскета-христианина является систематизированная деятельность, направленная на преодоление мирских страстей, мешающих сосредоточиться на служении Богу. М. Вебер подчёркивает, что такая аскеза, которую можно назвать потусторонней, ведёт к «полному отрешению от "мира", к разрыву социальных и душевных уз семьи, к отказу от имущества, от политических, экономических, художественных, эротических, вообще от всех товарных интересов». В качестве примера потусторонней аскезы можно рассматривать христианское монашество, уходящее от мирских дел, однако, не отказывающееся от деятельности самой по себе. В рамках этой формы аскезы физический труд, например, у христианских монахов, приобретает, по выражению М. Вебера, «гигиеническую» ценность, становится принятым религией средством послушания – отвлечения от мирских страстей. М. Вебер подчёркивает, что западные аскеты-монахи стояли на службе церкви, выполняя в ее интересах практическую работу – будь то непосредственное производство материальных благ или охранительная, инквизиторская, или политическая деятельность. Однако важно, что высший смысл в данном случае имела не деятельность сама по себе, а духовные цели. Уникальность и историческая значимость протестантизма состоят в том, что в процессе Реформации произошла трансформация потусторонней аскезы в посюстороннюю, или мирскую аскезу, в которой деятельность в миру рассматривается как «обязанность», возложенная на верующего. При всем его несовершенстве, мир является единственным объектом деятельности, направленной на прославление Бога, той особой деятельности, которая «даёт аскету возможность достичь тех качеств, к которым он стремится, а они в свою очередь служат выражением милости божьей, в силу которой аскет обретает способность к деятельности такого рода». М. Вебер подчёркивает, что «принципиальное и систематически непреложное единство мирской профессиональной этики и религиозной уверенности в спасении создал во всем мире Только аскетический протестантизм. Только в протестантской профессиональной этике мир в его несовершенстве имеет исключительное религиозное значение как объект исполнения Долга путём рациональной деятельности в соответствии с волей надмирного бога». Человек, принадлежащий к товарному миру и несущий в себе все его несовершенство, в аскетическом протестантизме через свою деятельность становится орудием Бога, исполняющим в миру его волю, его призвание.

- «Лепрская аскеза» как служение Богу повседневной деятельностью, особенно трудовой и профессиональной

- суть «М.а. «- рациональная деятельность по преобразованию мира (человек-орудие Бога)

-успех в мирской деятельности как свидетельство Божьего благословения

-успех как предпосылка дальнейшего служения Богу

- рациональное обуздание жажды

11. В.Зомбарт о сущности и капитал. предпринимательства, его истоках и истор. типах («Буржуа»)

Развитием социологического подхода к пониманию предпринимательства стала работа В. Зомбарта «Буржуа», вышедшая в начале XX века. Во многом его идеи оспаривают взгляды М. Вебера. В. Зомбарт отрицает возможность возникновения хозяйственных форм благодаря формированию и распространению определённых нравственных стремлении, но связывает это, прежде всего с «потребностью в благах». «Дух и форма хозяйства находятся в отношении адекватности, но не в отношении закономерной взаимозависимости. Как и М. Вебера, В. Зомбарта интересует вопрос возникновения и развития именно капиталистического типа хозяйства и предпринимательства, в частности. В. Зомбарт признает важность «капиталистического духа» для развития предпринимательства. Но в его понимание содержание этого «духа» значительно отличается от веберовского понимания.

«Капиталистический дух» по Зомбарту состоит из множества элементов, важнейшими из которых являются «предпринимательский дух» и «мещанский дух».

«Предпринимательский дух»- «жажда денег, страсть к приключениям, изобретательности и многого другого»

«Мещанский дух»- «склонность к счёту, осмотрительности, благоразумии и хозяйственности».

В. Зомбарт утверждает, что если «жажда денег и золота» присуща всем людям, то «капиталистическая наклонность» не является общечеловеческой. На развитие последней влияют «внутренние» факторы, к которым В. Зомбарт относит потребности и инстинкты, и «внешние», то есть роль государства и религии. Причём с развитием общества «внутренние влияния» все больше обусловливаются хозяйственными условиями.

Социальные роли -

Предпринимательского духа:

«Завоеватель» - способность предложить что-то принципиально новое

«Организатор»

«Торговец» - способность добиваться цели ненасильственными средствами

Мещанского духа:

Повседневная хозяйственная рациональность

«Мораль в деле» – регуляция отношений с партнерами и клиентами

«Мораль для дела» - деловая репутация


Социальные носители

Предпринимательского духа –

1.Крупные феодалы

2.Разбойники

3.Крупные спекулянты

Мещанского духа –

1.Купцы

2.Ремесленники

3.Государственные чиновники





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 1415 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...