Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Классификация методов юридической науки



Методы юридической науки можно разделить на несколько групп:

Методы собирания, распределения и проверки фактического материала.

1. Формально-юридический, или интерпретация нормативных актов. Использование этого метода дает нам чисто юридические знания, формальные моменты. Чтобы увидеть право в реальности, необходимо применить другие способы:

2. Конкретно-социологический метод. В рамках этого метода могут быть использованы различные приемы: наблюдение, анкетирование, опрос, интервьюирование.

3. Социально-правовой эксперимент - это опытная проверка целесообразности и эффективности нормативного юридического акта.

4. Статистические методы - выявляемая ими повторяемость процессов эмпирические закономерности.

Методы обработки фактического материала:

1. нормативно-догматический анализ /технико-юридический анализ/;

2. метод сравнительного правоведения. и сравнительного государствоведения.

В его рамках существуют свои приемы, например: а) территориальное исследование, т. е. сравнение аналогичных юридических институтов в разных странах; б) хронологическое исследование, когда один и тот же институт рассматривается на различных временных отрезках. При помощи метода сравнительного правоведения понимаются национальные особенности правовой системы.

В теорию проникают и методы других наук:

1. системно-структурный метод /метод системного подхода/, при котором правовые явления характеризуются как элементы различных правовых систем;

2. функциональный анализ, при котором рассматриваются функции каждого элемента системы;

3. кибернетические /информационные/ методы, при котором анализ закона дается с точки зрения содержащейся в нем информации, а правовые явления рассматриваются как определенные команды;

4. аксиологический подход, при котором общественные явления характеризуются как ценности, соответствующие тем или иным идеалам;

5. психологический метод, в котором государственная власть - авторитет, который признают и которому подчиняются, а право рассматривается как воля;

6. метод моделирования - который исходит из предположения, что между различными объ-ектами существуют однозначные соответствия, так что, зная характеристики одного из объектов - модели, - можно с достаточной определенностью судить о другом /об оригинале/.

Ниже предлагается схема методологии юридической науки. Все уровни методологии, все конкретные методы необходимы, чтобы познать, изучить конкретные государственно-правовые явления. Познание начинается с низшего уровня, т. е. при помощи специальноюридических методов. Например, государство, право, законодательство, деятельность правоприменительных органов изучается прежде всего с помощью частных методов, например, сравнительного анализа, формальноюридического анализа и др. Полученные в результате этого изучения знания обрабатываются с помощью методов общенаучного уровня (анализ, синтез, дедукция и т. д.), т. е. используя логические приемы обработки информации ученый строит выводы, получает какието результаты - знания о государстве и праве. А для того, чтобы знания были достоверными, истинными, весь процесс познания, т. е. весь процесс применения методов познания должен соответствовать принципам познания, образующим философский уровень. Иными словами, методы каждого уровня должны применяться в соответствии с вышестоящими уровнями методологии.

33.Болонская школа юристов и схоластический метод анализа и синтеза.

Первая юридическая школа возникла в Болонье. Университет первоначально возник из студенческой корпорации, которая нанимала на год учителя, объяснявшего им открытые тексты римского права – то есть была некая форма партнерства профессора и студентов. В 1087г. особую известность приобрел учитель Гварнерий (Ирнерий). Студенты постепенно объединились в «университос», получили от города Хартию, позволявшую студенческой ассоциации заключать договоры с профессорами, определять преподаваемые курсы, даже устанавливать длину лекций и продолжительность каникул, цены за продажу книг. Студенческой гильдии была дана гражданская и уголовная юрисдикция над ее членами. Орган управления Ассоциацией – Генеральный совет, который имел право принимать статуты, которые не могли быть изменены в течение 20 лет после их принятия.

Источники римского права: Кодекс; Новеллы; Институции; Дигесты в 50 книгах.С этими книгами обращались как с единым текстом. Первостепенное значение придавалось Дигестам. Программа обучения состояла в чтении текста Дигест. Постепенно анализируя текст, Дигест преподаватели вводили в обсуждение периодически возникающие вопросы и предлагать студентам анализировать их в свете римского права.

Метод изучения Дигест – схоластический метод анализа и синтеза. Наиболее полно этот метод был разработан в католическом богословии. Автором этого метода считают католического богослова Петра Абеляра, его считают отцом этого схоластического метода. Этот метод предполагает абсолютный авторитет текста, в котором содержится абсолютная и полная истина. При этом подразумевается, что в тексте могут быть противоречия и лакуны, выявляемые в процессе анализа этого текста. Необходимо примирить эти противоречия. Иногда этот метод называют диалектическим в том смысле, что подразумевает примирение противоречий.

Текст как целое считался истиной, а части целого обладали разной истинностью.

Тексты римского права воспринимались как воплощение разума. Диалектика в аристотелевском понимании была принята римскими стоиками, для которых диалектическое мышление предстало как метод анализа аргументов и определения понятий с помощью анализа и синтеза. Римские юристы и применили диалектику к анализу действующих правовых институтов. Болонские юристы попытались систематизировать нормы римского права так, чтобы из них получилось единое целое. Затем на основании этой совокупности норм – сформулировать правовые принципы.

Юристы стали считать нормы римского права универсальными правовыми принципами, правовыми максимами. Тексты римского права воспринимались в целом как имеющие безусловный авторитет. Эти тексты содержали определенные лакуны, бессмысленности, противоречия. Эти тексты нужно было вскрыть и лакуны путем синтеза устранить.

Таким образов, средневековые юристы старались превратить тексты римского права в некую систему отвлеченных понятий, согласованных между собой по правилам формальной логики. В обработке болонских юристов, римское право – система правовых принципов и максим.

Лоренцо Лаула – философ эпохи возрождения. Римское право как юридическое откровение – не более, чем относительная истина. Подобное утверждение вызвало бурные протесты. Из средневековой системы схоластики вырастают 2 метода, организующие типы правопонимания – естественно-правовой и этатистский. Именно в средневековье была воспринята позиция о праве как о логически замкнутой, непротиворечивой и беспробельной системе норм.В естественно-правовом подходе – сам метод дедуктивного рассуждения.


34.Методология классического юснатурализма.

Методы юридической науки исследуются в контексте типов правопонимая, существующих подходов к пониманию права. Первой парадигмой для юридической науки стала теории естественного права. Юснатурализм сформировался под влиянием так называемой номотетической традиции т.е в основе этого подхода права лежало стремление построить юридическую науку по образцу естественных наук, математик Н.Н. Алексеев характеризует юснатуриалим - рационалистическим натурализмом. В отличие от этатизма – эмпирического натурализма.

Черты классического типа рациональности выраженные в методе:

Во-первых в рамках юснатурализма, право по аналогии с объектом естественных наук рассматривается все-таки, как некая объективная реальность в создании, которой субъект не принимает какого-либо участия и объективность естественного права в юснатурализме в неизвестном смысле уподобляется объективности мира природы. Разум формулируя универсальные принципы естественного права, он лишь открывает, то что уже заложено в человеческой природе.

Во-вторых для классической науки была характерна вера в разумность мироздания и естественного права в известной степени является проявлением разумности мироздания открывается человечку через его разум. Так как законы природы постоянны и неизменны, естественное право так же постоянно неизменно. Этими же качествами обладало естественное право.

В третьих юснатурализму была свойственна уверенность в том,что человеческий разум способен открывать подлинное, естественное, объективное право. Гарантировалось это чистотой человеческого разума. Естественное право – истинное право, универсальное, социокультурно общезначимое.

В четвертых объективность естественного права гарантировалась не только полным упразднением субъективности из познания, но и использованием дедуктивно-аксиоматического метода. Лейбниц рассматривал соотношение между ественными и позитивным правом, как соотношение математики и физики.

В рамках классической школы юснатурализма есть три основных направления:

1.Деантологическое направление (Гроций). Право отождествлялось со справедливостью. Справедливость заложенное человеком свойство. 2. Логическая система естественного права (Лейбниц). Полагалось, что юридическая наук должна представлять собой систему юридических определений выводимых из первоначальных аксиом. 3. Онтологическая система естественного права (Гоббс и Спиноза). У них естественное право – закон природы. Естественное право здесь не имеет своего нормативного предписывающего характера.

Для всех этих трех направлений был характерен дедуктивно-аксиоматический метод.

Дедуктивно-аксиоматический метод. Гроций считал, что в юриспруденции необходимо найти общие признаки прав существующие всегда и везде независимо от изменчивой воли людей. Для этого надо отделить, то что возникло путем человеческого установления от того, что вытекает из самой природы. Он делит право на право в волеустановленное, естественноге.

Используя методы анализа и синтеза Гоббс создает механистическую теорию общества, характерную для классических представлений об обществе. Общество предстает, как сумма индивидуумов и целое общество объясняется из элемента, из природы отдельного индивидуума. Целое образуется из числа элементов. Общество трактуемое, как механизм оно не нуждается в регулировании, на основе исторически сложившегося права.

В начал 19 века наступила реакция против школы естественного права. Доктрина естественного права должна была быть заменена.


35. Историческая школа права и исторический подход в правоведении

Фридрих Карл фон Савиньи в своей работе "Система современного римского права" (1840 г.) писал: "В юридической науке всякий успех зависит от взаимодействия различных видов духовной деятельности. С целью выделения одного из таких видов и определения соответствующего ему направления в правоведении я и другие исследователи в свое время ввели в употребление термин "историческая школа". В тот период эта сторона юридической науки особо выдвигалась на передний план, но делалось это отнюдь не для того, чтобы отрицать или преуменьшать ценность других направлений, а в связи с тем, что в течение длительного времени исторический подход не использовался в правоведении и поэтому здесь больше, чем где-либо было необходимо стимулирующее воздействие с тем, чтобы вновь восстановить естественные права историзма в юридической науке".
Историческая школа права сложилась в первой половине XIX в. в Германии. Ее основателями были видные немецкие юристы - Гуго, Пухта, Савиньи, которые находились в оппозиции к естественно-правовой доктрине и разработали свою теорию в противовес ей. Хотя позднее, уже в начале XX в., представители социологической школы в Германии Е. Эрлих и Г. Канторович обвинили историческую школу в том, что она не освободилась от концепции естественного права, согласно которой судья только познает и применяет право, но не создает его.
Действительно, общим у исторической школы права с естественно-правовой теорией можно считать положение о том, что право не создается законодателем, не творится его произволом. Основоположники исторической школы представляли процесс образования и развития права как стихийный, спонтанный, практически независимый от законодательной деятельности государства, так же как формирование духа народа и его языка. При этом главным источником права считался обычай, а законным то, что ранее установилось и существует. В соответствии с этим законы производны от обычного права, которое проистекает из недр национального духа.
Историческая школа права складывалась под влиянием процессов, происходящих в праве средневековой Европы, когда рецепция римского права требовала исторического анализа правового материала. В этой связи данное теоретическое направление способствовало становлению исторического метода в юридической науке. А историзм как метод вызвал к жизни новую науку -историю права. И во всем этом большая заслуга исторической школы права.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 5246 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...