Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Международное право периода Древнего мира



Межгосударственные правовые нормы начали складываться в 4 тыс. до н. э. с возникновением первых ра-бовладельческих государств на базе уже имевшихся правил догосударственного межплеменного «права». Родиной международного права явился Ближний Восток, долины рек Тигра, Евфрата, Нила. Именно там в 4 тыс. до н. э. об-разовались древнейшие государства. В процессе взаимодействия между ними формировались первые межгосудар-ственные правовые нормы.

Основными чертами таких межгосударственных правовых норм были:

1) пришедшие из догосударственного межплеменного «права» правила, закрепленные в обычаях и догово-

рах:

2) религиозность;

3) регионализм;

4) обычай как главный источник международного права.

В то время отсутствовали международные отношения в современном понимании. В сферу мирового рынка и глобальных связей не были включены целые континенты (Америка, Австралия, большая часть Африки), неизвест-ные европейцам, население которых жило еще при родовом строе. В различных географических районах имели ме-сто свои центры международной жизни (Ближний Восток, Индия, Китай, Греция, Рим и др.). Они включали сравни-тельно небольшие группы государств, поддерживающих между собой более или менее устойчивые связи1.

В период зарождения норм международного права его субъектами в Древнем Египте считались фараоны, цари и другие правители, а что касается Индии, то она не знала равенства субъектов международного права. След-ствием этого явился институт признания, и государство, получившее его, признавалось независимым во внутрен-

них и внешних делах. В Древней Греции (VI—IV вв. до н. э.) субъектом международного права был каждый полис1, что предполагало его собственное гражданство и государственную территорию, а поэтому он (полис) имел право вести дипломатические сношения, объявлять войну и заключать мир.

Главным средством ведения внешней политики древнейших стран являлись войны:

• В Египте во время войны господствовал юридически не ограниченный произвол. Побежденные и их иму-щество как добыча переходили в собственность победителя.

• В Индии обычаи права войны были наиболее развитыми, они получили закрепление в «Законах Ману» и «Артхашастра». Но если война и считалась правомерным действием, то рассматривалась она как нежела-тельное явление. Здесь же встречались и определенные ограничения. Так, нельзя было убивать женщин, детей, стариков и раненых, а также лиц, сдавшихся в плен. Неприкосновенностью пользовались храмы и другие культовые сооружения и их служители. В то время уже существовали нормы, ограничивающие при-менение оружия.

• В Китае (II—I тыс, до н. э.) аналогично складывались определенные нормы права войны, имевшие свою специфику. Поскольку Китай вел частые междоусобные войны, то и жизненный принцип «цаныпи», озна-чавший «поедание земель соседей», получил здесь наибольшее значение

• Что касается Греции, то она понимала войну как борьбу всех граждан одного полиса со всеми гражданами другого. Количество норм, ограничивающих применение определенного оружия, было не столь велико. Ин-тересно также, что при взятии какого-либо вражеского города убийство мирных жителей считалось вполне правомерным. У греков не существовало режима пленных. Так, побежденные могли быть подвергнуты пыткам и убиты, а имущество их уничтожено.

• А вот в Риме все войны считались справедливыми, ибо, по мнению римлян, велись они по воле богов. Вследствие этого войны не были связаны какими-либо юридическими ограничениями. Даже святыни наро-дов — храмы подвергались опустошению.

1 Древнейшим из известных на сегодняшний день международно-правовым актом считается договор около 3100 г. до н. э., заключенный между правителями месопотамских городов Лагаш и Умма. Он подтверждал государственную границу и говорил о ее неприкосновенно - сти. По договору споры сторон должны были решаться мирным путем на основе арбитража. Обязательство по исполнению договора га-рантировалось клятвами с обращением к богам.

К первым древним договорам следовало бы отнести и договор хеттского царя Хаттушиля III с египетским фараоном Рамзесом II (начало XIII в. до н. э.). Это был договор, отражавший в своем тексте мир и братство двух народов, взаимную поддержку друг друга в войне про-тив захватчиков, выдачу беглых рабов.


Древние греки не знали института постоянного дипломатического представительства, и чаще всего посоль-ства носили единовременный характер. Послам выдавали документы, удостоверяющие их официальный статус и уполномочивающие на право ведения переговоров. Документ был в виде сдвоенных навощенных дощечек и имено-вался дипломом (отсюда и возникновение слова «дипломатия»).





Дата публикования: 2015-01-25; Прочитано: 2236 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...