Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Периодизация истории русской литературы последней трети XIX века. Ее обоснование



60 год - время невероятного духовного подъема. Он начался сразу после смерти Николая I. Произошло новое рождение нового гражданского общества. Если западная культура в общем клонится к закату, то русская культура переживает только свое первое рождение. Раньше литература была делом немногих. Пушкин писал свои стихи, адресуясь к двум-трем людям. В 60-е годы только и занимались, что ориентировались на журналы, критику. Почти все писатели в это время были журналистами. Достоевский, Салтыков, Лесков, например. Толстой стал публицистом к концу своего творчества.

Появилась новая интеллигенция купеческо-семинаристского происхождения, которая очень хотела читать. Литература стала знаменем этой эпохи.

С 66 года начались "70 годы" в русской литературе.

70 годы

Обратная реакция, закрываются журналы. Но Некрасов открывает новые.

Это общество окончательно порвало с властью. В 60 годы примирения интеллигенции с властью не состоялось. Революция произошла из-за раскола власти и интеллигенции. Тогда началось народничество и появились нигилисты. Новыми лидерами были: Герцен.

Выстрел Веры Засулич. Она выстрелила в губернатора Требова за то, что тот публично выпорол студента. Засулич выиграла дело. Поддержка террористки была полной.

В 81 году убийство Александра II.

Народничество - молодые люди переодевались в рабочую одежду, шли работать батраками, открывали свои наделы, вели революционную пропаганду. Но стать крестьянами у них не получалось. Крестьяне сами их сдавали в участок, несмотря на то, что народники очень старались им понравиться.

Теория малых дел в 80 г.: мы можем понемногу улучшать жизнь крестьян. Не быстрое преобразование, а последовательная помощь.

80 годы и далее: эпоха сильного спада. Хотели народники исправить ситуацию, но видно, что это сделать так сразу нельзя.

Народ становится фетишем в это время. К нему обращаются все: и народники, и все остальные. Достоевский говорил, что знает народ, а люди спорят с ним.

В 60-70 годы народ наделен всевозможными смыслами и символикой. У него учатся мудрости. Крестьянская община вроде как должна образовать новый государственный строй. Появляется много критических статей о народе. Каждый просвещенный человек должен быть в курсе социальных проблем. Журналы продолжают процветать: "Дело" ит.д. Продолжают традицию Писарева. Потом, "Отчественные записки": Михайловский, Салтыков, Успенский, Гаршин, Достоевский. Салтыков говорит, что надо создать героя нового типа, недворянского происхождения. Пишет это в своей статье.

"Неделя" проповедовала теорию малых дел. Там были опубликованы Исторические письма Лаврова.

Главный выразитель эпохи - Достоевский.

"Вестник Европы" - либеральный журнал. Уклон в гуманитарные науки. Этот журнал близок к символистам. Веселовский, Анненков, Костомаров там напечатал обрыв гончаров новь тургенев

"Русский вестник" Каткова - ее напечатал Достоевский. Печатался Толстой

"Гражданин"

"Новое время" Суворина.

Эпоха расцвета романа. (ВМЕСТО ПЕРИОДИЗАЦИИ) В романе две тенденции: роман о новых людях. Успенский, "Что делать" Чернышевского.

Появляется антинигилистический роман. Лесков "Некуда", "На ножах". Достоевский "Бесы", произведения Христовского, Маркевич, "Новь" Тургенева отчасти.

2-я тенденция: развитие малых жанров: новелла, потом очерк. Появляются целые циклы очерков. Так, у Салтыкова очерки составляли романы. И печатались в журналах. Очерк становится сложным жанром, разветвленным. Описывает русских крестьян, а также старообрядчество. "В лесах и на горах" Меньшикова-Печерского. Появляются уникальные типы: жизнь русского монастыря. Очерк как жанр очень интересен. Он сращивается с романом. В очерке главное - быт, но теперь смысловой жанр, сближается с романом. Он тяготеет к статике. Очерк описывает среду как что-то сложившееся, постоянное. Время тяготеет при этом к вечному прошлому. Лица становятся в атрибуции. Индивидуальное превращается в характерное. Все действия превращаются в определенный цикл. Передача атмосферы важна, ее неповторимого колорита.

Очерк может быть необыкновенно поэтичным. Это трогательная, совершенная жизнь. Идиллия может быть подобием вечности. А можно написать сатиру, то есть неспособность изменить свою жизнь. При этом эти две крайности сопрягаются без проблем.

Очерк спокойно проникает в роман. Так, в "Войне и мире" много статики. Описание военного лагеря и так далее.

Новый жанр - рассказ. Это стремление к малой форме, читатель должен найти тайные смыслы, мелкие детали, которые объясняют целое.

Заново появляется жанр сказки, а также исторической притчи. Очерк тоже дает большие возможности для сказки, ведь мы стремимся изобразить карикатурные типы.

Поэзия в те годы не играет огромной роли, но она идет. В ней характерна психологическая тенденция. Некрасов перевел поэзию в прозаические жанры. Проза в стихах.

Русская поэзия во многом подготавливает психологические достижения. Психологические методы из прозы перешли в поэзию.

"Сумасшедший" Апухтина. Психологизм. Законченная миниатюра.

Аполлон Майков. Поэма "Две смерти", поэт Надсон.

Мотив ночи и пробивающегося сквозь нее света - в поэзии того времени. У Некрасова "в беспросветной глубокой ночи" Апухтин: "О будь моей звездой..." Майков: "Близится вечная ночь..." У Соловьева: "В тумане утреннем..." Грани определенной, таким образом, между поэтами нет, везде беспросветная ночь и солнце.

Возникает образ пути в ночи. Он повторяется потом в "Студенте" Чехова. Студент символизирует поколение 60-70 годов, который бредет по темной дороге бессмысленности жизни. А вдали все-таки виден костер. Это мироощущение всей эпохи. Одна грань - переход к отчаянию. То есть кто-то верит, что солнце взойдет, а кто-то нет. Как раз в это время Некрасов пишет "Кому на Руси жить хорошо". Отражает эпоху.

Появляется огромный пласт сатирической поэзии. Например, Добролюбов. Сатира на почвенников, славянофилов. Россия идет своей собственной дорогой? Нет. Железная дорога - своеобразное окно в Европу, говорит Добролюбов. "В прусском вагоне" Добролюбова.

2. Русская литература 1870-х годов: основные имена; соотношение событий гражданской истории и истории литературы.

Литература и общественное движение 70-х гг. во многом и существенном определялись процессами, происходившими в предшествующий период, хронологическое завершение которого для литературы связано с прекращением «Современника» и «Русского слова».

В 70-е гг. продолжали свою активную литературную деятельность крупнейшие писатели-реалисты, своим творчеством уже определившие в целом направление развития русской литературы в пореформенную эпоху. Такова творческая и организаторская деятельность Некрасова и Салтыкова-Щедрина. Таковы программные по своему значению произведения Тургенева и Островского, Достоевского и Л. Толстого.

Большое значение для 70-х гг. в силу особенностей данного периода имело творчество писателей демократического направления, непосредственно опиравшихся на революционно-демократическую эстетику, на принципы ее творческого воплощения в романах Чернышевского, в поэзии Некрасова, в сатире Салтыкова-Щедрина.

В 70-е гг. творчество демократов-шестидесятников приобрело подлинно программное значение своей обращенностью и к проблемам народной жизни, и к судьбам передовой разночинной интеллигенции.

В развитии жанров художественной прозы в 70-е гг. характерны явления, также определившиеся еще в предшествующий период: наиболее активно разрабатывается и обновляется жанр романа, продолжается интенсивное развитие малых жанров, особенно очерка.

70-е годы — качественно особый период и в русском общественном движении, и в развитии литературы. Своеобразие этого периода определяется в первую очередь особенностями, характером, судьбами революционно-народнического движения. Именно в этот период народничество окончательно оформилось, достигло апогея в своем развитии, определилась ясно и его идейная ущербность, историческая ограниченность, утопичность социалистических идеалов народников. Глубинные социальные процессы, совершавшиеся в пореформенной России, и вызванное ими народническое движение определяли в конечном счете особенности самых различных явлений и областей общественной жизни 70-х гг.

Связи литературы 70-х гг. с общественно-освободительным движением нашли глубокое отражение в проблематике творчества отдельных писателей, в разработке конкретных тем произведений. С наибольшей очевидностью и непосредственностью эти связи проявились в демократической литературе, в творчестве литераторов-разночинцев, выходцев из той общественной среды, которая и выдвинула основной контингент деятелей революционно-народнического движения. Главной темой этой литературы и в 70-е гг. была народная жизнь, социальные процессы, в ней происходящие, настроения и чаяния широких трудовых масс. Второй главнейшей темой, неразрывной с первой, явились умственные и нравственные искания самой разночинной интеллигенции, призванной, как считали ее передовые представители, помочь народу, пробудить его, возглавить его борьбу против несправедливого существующего порядка во имя лучшего социального устройства.

Новым выходом к проблематике народной жизни и к народному читателю является «Азбука» Л. Толстого. Вопросы народной жизни занимают значительное место в романе «Анна Каренина». Некрасов и Салтыков-Щедрин в своем творчестве были во многом идейными вдохновителями демократической мысли 70-х гг., хотя непосредственного участия в революционно-народническом движении они не принимали. С революционными народниками их тесно связывало решительное неприятие современного самодержавного строя и всяческой реакции, всесторонняя критика складывающихся буржуазных отношений.

Происходят качественные сдвиги в развитии малых жанровых форм. К вершинным достижениям подошел в своем развитии очерк.Циклы очерков стали новым своеобразным жанром литературы и в то же время лабораторией обновления сопредельных традиционных жанров художественной прозы: рассказа, повести, романа. В ряду виднейших мастеров в создании циклов очерков и рассказов — Салтыков-Щедрин («В среде умеренности и аккуратности», «За рубежом» и др.), Глеб Успенский («Новые времена, новые заботы», «Из деревенского дневника», «Крестьянин и крестьянский труд», «Власть земли»), Эртель («Записки степняка»), писатели-народники. Все более емким по своему идейному и эстетическому смыслу становится рассказ (Гаршин). На страницах «Дневника писателя» со своими художественными миниатюрами выступает Достоевский. Сложным путем к народным рассказам пришел Л. Толстой.

Литературное движение 70-х гг., важные перемены социально-исторического характера с необходимостью подготовляли новый, последующий период в русской литературе, в развитии реализма художественного творчества.

Русская литература 1880-х годов. Основные имена и тенденции.

80-е гг. — время «разнузданной, невероятно бессмысленной и зверской реакции». Вторая революционная ситуация завершилась убийством Александра II. Начались казни и ссылки революционеров; всякая — даже либеральная — мысль подавлялась. Правительство ввело ряд ограничительных и полицейских мер в области просвещения, усиленно преследовало периодическую печать и в 1884 г. за связь с революционным подпольем закрыло «Отечественные записки». Новое земское положение (1890) полностью подчинило деревню земским начальникам, тем самым возвратив дворянству власть, которую оно частично потеряло в 60-е гг.

Реакция 80-х гг. оказала огромное воздействие на общественные настроения. Началось быстрое перерождение народничества, пессимизм и разочарование стали чуть ли не господствующим мироощущением людей этой поры.

Все больший размах приобретают крестьянские бунты, и все большую роль в политической жизни страны начинает играть рабочее стачечное движение. Быстрый рост капиталистического развития России все более обострял социальные противоречия. В 80-е гг. появляются первые марксистские организации. Они утвердили свои идеи в борьбе с народничеством и подготовили в 1895 г. организацию ленинского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса».

Чехов и Короленко, самые талантливые из литераторов нового поколения, только начинали свою литературную деятельность. Их значение в истории русской литературы определится несколько позднее — на рубеже двух веков. В значительной мере лицо эпохи определяло старшее поколение писателей, завершавшее свой литературный путь (Л. Толстой, Щедрин, Лесков, Тургенев, Островский). У каждого из них был свой самобытный путь в литературе, и к 80-м гг. каждый из них пришел со своим комплексом социально-эстетических идей.

Новые социальные и нравственные проблемы, поставленные самой жизнью, настоятельно требовали и новых форм своего воплощения. Необходимость поисков этих новых форм ощущают в эти годы все, но наиболее остро — Л. Толстой. В эти годы Толстой открыто встает на точку зрения патриархального крестьянства и формулирует свою теорию «непротивления злу насилием». Одновременно он приходит к выводу о необходимости коренного изменения современного искусства, так как оно оторвано от народа и непонятно ему.

Сходная тенденция обнаруживается в творчестве Лескова; оно характеризуется, с одной стороны, резким усилением критического и публицистического начала, а с другой — не менее резко выраженным интересом к проблемам нравственного преображения человека и мира.

М. Е. Салтыков-Щедрин оставался в литературной борьбе нового десятилетия представителем и хранителем заветов и идей революционной демократии. Но и в его творчестве были сильны новые веяния. В 80-е гг. он направил свой удар не столько против самой реакции, сколько против общества, примирившегося с нею и тем самым оправдывающего ее существование. Об этом пойдет речь и в «Современной идиллии», сатире на либерализм, сомкнувшийся с реакцией, и в «Письмах к тетеньке», и в «Мелочах жизни», и в «Пестрых письмах», направленных против «мелочного» существования «среднего человека». В поздних произведениях Щедрина чувствуется боль за общественно пассивного, безыдейного человека; он не мог мириться с серым существованием «среднего человека», задавленного «мелочной жизнью».

Стремлением к поискам новых форм реалистического искусства отмечены как творчество писателей старшего поколения, так и произведения ряда молодых авторов, и прежде всего произведения Гаршина, Короленко, Чехова, выступившего в конце 80-х гг. с повестью «Скучная история», в которой говорилось о необходимости «общей идеи», оправдывающей и делающей осмысленной жизнь человека.

В литературе 80-х гг. видоизменилось соотношение жанров. Роман, игравший еще во второй половине 70-х гг. ведущую роль, уступает место очерку, рассказу и повести. Господство малых жанров было обусловлено рядом особенностей самой эпохи.





Дата публикования: 2015-01-24; Прочитано: 3368 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...