Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
1. Особенности жанра натюрморта в произведениях русских художников (К. Коровин, И. Машков, П. Кончаловский, Н. Сапунов).
Ответ:
В творчестве русских реалистов середины и второй половины XIX столетия натюрморт был явлением сравнительно редким. И только на рубеже прошлого и нынешнего веков он вырос в художественное явление мирового значения.
Одно из ранних полотен Коровина прекрасно иллюстрирует эти новые тенденции. Речь идет об изображении дружеского общества на даче художника В. Д. Поленова - "За чайным столом" (1888, музей-усадьба В, Д, Поленова). Картина написана почти в пленэре - на террасе загородного дома. За столом сидит жена художника, рядом мирно беседуют ее сестра и сестра самого Поленова - обе молодые талантливые художницы. Целью живописца было передать ощущение теплого летнего дня, прелесть непринужденной дружеской беседы. Бодрящая свежесть, исходящая от солнечной зелени, от молодых лиц, в большей мере создается и натюрмортом - этим зрелищем красных спелых ягод в белой тарелке, белизной свежей скатерти, молоком, налитым в высокие прозрачные стаканы. Внутреннее, эмоциональное единство, в котором находится все изображенное на картине, достигается, прежде всего, чисто живописным решением полотна.
Именно в творчестве этого художника много работ, которые можно назвать натюрмортом в чистом виде. Именно в их искусстве новые тенденции нашли свое наиболее отчетливое выражение: натюрморт становиться выразителем настроения человека, он органически соединяется - и по содержанию и чисто живописно - с той жизненной средой, в которой существует этот человек.
Неуловимые переливы цветовых оттенков, особенно холодного голубого, сообщают его натюрмортам ощущение воздуха и простора. Линию сезаннистского натюрморта продолжили в России мастера «Бубнового валета» (И. И. Машков, П. П. Кончаловский и др.), соединив её с традициями русского народного творчества.
Расцвет натюрморта в советской живописи связан с именами И. И. Машкова и П. П. Кончаловского - художников, в молодости отдавших дань модернизму и формализму. Однако в первые же послереволюционные годы в творчестве Кончаловского и Машкова сразу же наметился вполне очевидный перелом: стремление к более реальному изображению натуры. Правда, на первых порах оно было сковано системой условных приемов; освобождение от этих приемов происходило трудно, сопровождалось внутренней борьбой, неудачами.
Если для Машкова и после революции натюрморт остался основным жанром, то творчество Кончаловского приобрело весьма разносторонний характер: кроме натюрморта, он работал в области портрета и пейзажа, жанровой и театрально-декорационной живописи. В центре его художественных интересов становится человек. Кончаловский стремится вернуть искусству гуманистическое содержание, которое в его дореволюционных произведениях было в значительной мере утрачено. Его работа над натюрмортом проходит под знаком наполнения произведений этого жанра живым человеческим содержанием. Художник стремится научиться изображать предметы, взятые не сами по себе, изолированно от жизни, а в связи с отношением к ним человека. К достижению этих целей в жанре натюрморта Кончаловский шел собственным путем. Изучая природу, он стремился к правдивой передаче ее, к непосредственности ее восприятия и, что особенно важно, к выражению своих чувств, мыслей, настроений. Здесь художнику пришлось преодолеть особого рода трудности. Натюрморту как самостоятельному виду живописи не свойственны развернутое повествование, элементы действия, рассказа (натюрморт относится к так называемым бессюжетным жанрам). Художник должен был найти иные средства, чтобы дать почувствовать особенности своего отношения к изображаемому, для этого нужно было передать своеобразие своего видения, восприятия натуры, своеобразие своего мироощущения.
Натюрморты Кончаловского разнообразны. Их разнообразие не только в подборе предметов, индивидуальном в каждом случае, но и в различии чувств, настроений, которые они вызывают у зрителя. Более ранние натюрморты отличаются крайней простотой замысла, малым количеством изображаемых предметов, реалистической выразительностью, красивой материальной живописью ("Листья табака. Оранжевая коробка", 1929; "Хрусталь и лимон", 1930). Художник запечатлевает объективные черты и качество натуры и вместе с тем наполняет свои произведения лирическим содержанием.
В дальнейшем содержание натюрморта становится более емким. В результате накопленного опыта работы над пейзажем и портретом и в особенности над тематической картиной Кончаловский приходит к синтезу натюрморта и пейзажа. Первые опыты такого рода появились как непосредственный результат работы над тематическими картинами. Такова, например, связь между картиной "Пушкин" (1932) и натюрмортом "Окно поэта" (1935).
Работа Кончаловского в области натюрморта, отмеченная новыми чертами, завершается созданием больших полотен. Среди произведений такого рода видное место занимает натюрморт "Мясо, дичь и овощи у окна", который был написан в 1937 году. В этом большом полотне, принадлежащем к лучшим произведениям советской живописи, с полной наглядностью выступают как основные особенности замечательного дарования Кончаловского, так и те новые черты, которые были внесены этим мастером в жанр натюрморта.
Дата публикования: 2015-01-24; Прочитано: 1962 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!