Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Идеография



Пиктография не допускает или допускает в ограниченном объеме стандартизацию, унификацию знаков, их способность передавать отвлеченные понятия, что более характерно для следующей стадии начертательного письма – идеографии.

Идеография (от греч. idea "понятие" и grapho "пишу", букв, "пишу понятиями") – такой вид письма, при котором графический знак обозначает не звук или слог какого-либо языка, а целое слово или корень. Для наименования этого вида письма используется также термин логография (от греч. logos "слово" и grapho "пишу").

Идеография появилась в связи с потребностью в унификации, убыстрении письма и передачи с помощью графических знаков отвлеченных понятий. Используемые в идеографии знаки (идеограммы, или логограммы) представляют собой в большей или меньшей мере схематизированные рисунки, которые могут передавать как понятия конкретных предметов и живых существ, так и отвлеченные понятия, ассоциируемые с конкретными изображениями. Комбинация идеограмм выражает законченное в смысловом отношении высказывание.

В качестве идеограмм у американских индейцев выступали, например, рисунки сказочной змеи для выражения понятия жизни, рисунок глаза – для выражения понятия зоркости, понятие смерти передавалось рисунком животного, перевернутого вниз головой, изображение человека с крыльями означало ловкость, соединенные руки – дружбу, рисунок собаки – "быть на страже!", натянутый лук – "объявление войны", изображение человека, курящего трубку, – "мир" и т.д.

Существует обширная литература мексиканских индейцев, написанная идеографическим способом. В государственной венской библиотеке хранится одна из таких рукописей, излагающая историю мексиканского государства. К сожалению, многочисленные рукописи мексиканцев были варварски уничтожены испанскими инквизиторами в период колонизации Америки.

Идеографическим письмом пользовались в древности шумеры, хетты (жители Месопотамии), египтяне и китайцы (причем в Китае этот вид письма сохранился до настоящего времени). Переход от пиктографического письма к идеографическому был постепенным. Так, египетская письменность, возникшая в IV тысячелетии до н.э., была первоначально пиктографической.

Разновидностью и более высокой ступенью идеографии является письмо иероглифами (от греч. hieros "священный" и gliphe "резьба"). Сам термин находит объяснение в том, что первоначально не писали, а резали на кости и других материалах, причем секретом такого письма владели жрецы.

Иероглифы появились в процессе дальнейшей унификации идеограмм: рисунки превращаются в знаки, которые уже, как правило, либо не являются изображениями предметов, либо лишь отдаленно напоминают предметы.

Важно отметить, что уже на стадии иероглифики появляются знаки, ориентирующие читателя на те или иные фонетические и грамматические особенности языка. Иероглифы могли передавать в одних случаях целое понятие или корень слова, в других – являлись дополнительными смысловыми или грамматическими показателями – детерминантами или фонетическими знаками. В египетской письменности каждый рисунок сначала обозначал слово, которое выражало соответствующее понятие. Позднее с рисунком стало связываться уже не только представление о слове в целом, но и о звуках, из которых оно состоит.

Писцы Древнего Египта использовали около 700-800 иероглифов. Преобладающая часть иероглифов передавала слова или основы слов, т.е. это были логограммы. Например, знак – схематическое изображение дома – передавал слово "пер" (дом). Знак, изображавший солнечный диск – слово "ра" (солнце). Логограммы могли иметь несколько значений, поэтому знак солнечного диска передавал не только слово "солнце", но и слово "день". Логограмма "жрец" имела также значение "чистый" и т.д.

Для того, чтобы понять знак в нужном значении, использовались специальные уточнители – детерминативы. В египетском языке было множество таких уточнителей. Они ставились после определяемого знака. Например, знак, изображавший две идущие ноги, ставился после всех глаголов движения, знак, изображавший шкуру животного с хвостом, ставился после названий животных. Существовали специальные показатели для понятий "мужчина", "женщина", "люди", "ребенок" или "юноша", "старик", "вельможа", "бог" или "царь", "пленник", "враг", "чужеземец" и т.д. Существовали детерминативы, относящиеся к животным, к рыбам и птицам, деревьям и растениям, зерну, небу, звездам, воздуху, лодкам, постройкам и пр. Один и тот же иероглиф мог использоваться как логограмма =83-84= и как детерминатив.

Из логограмм образовались и фонетические знаки, так как один и тот же знак мог читаться как логограмма и как абстрактный слог, имеющий лишь звучание и лишенный конкретного значения. Знак □ (в виде прямоугольника) передавал не только понятие "пер" (дом), но и служил для записи слога "пер". Для того, чтобы различить, в каком смысле надо понимать тот или иной знак, применялись условные обозначения. Например, если знак сопровождался вертикальной черточкой, его следовало читать как логограмму "дом", а этот же знак без черточки означал, что он является звуковым знаком.





Дата публикования: 2015-01-24; Прочитано: 815 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...