Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
В годы, предшествовавшие французской революции, самым ярким выразителем классицизма в живописи был Жак Луи Давид (1748— 1825).
Классицизм Ж.Л.Давида.
Жизнь и творчество этого мастера тесно связаны с историческими событиями во Франции. В годы революции Давид — один из деятельных ее участников: он был депутатом Национального конвента, голосовал за казнь короля, был организатором многих революционных празднеств. В годы Первой империи он становится придворным живописцем Наполеона I и воспитателем целой плеяды художников. После реставрации власти свергнутых революцией Бурбонов Давид, как якобинец,вынужден был навсегда покинуть родину. Великий художник Франции умер на чужбине, в бельгийском городе Брюсселе.
Еще задолго до революционных событий передовые мыслители Франции — просветители отстаивали мысль о том, что цель искусства — воспитывать в людях высокие гражданские чувства. Давид разделял эти мысли. В предреволюционные годы он искал героические примеры для подражания в далеком прошлом. Путешествие в Италию раскрыло перед ним величие и красоту образов античного мира. Как и многие из его современников, художник считал, что герои древнеримской республики — высшие образцы служения гражданскому долгу, а произведения античного искусства — воплощение идеальной простоты и совершенной гармонии.
В 1784 г. Давид создал свою знаменитую картину «Клятва Горациев». Он изобразил на ней защитников Древнего Рима — трех братьев Горациев. Идя на бой, они приносят клятву на мечах, которые держит их отец. Братья единодушны в своем стремлении; они делают один и тот же решительный шаг к мечам, три профиля в едином повороте, три выброшенные вперед руки обращены к оружию. Мужественную решимость воинов оттеняет печаль женщин. Трижды повторенные арки позади фигур соответствуют трем смысловым группам композиции. Словно на античных рельефах, все участники сцены расположены на переднем плане, параллельно краю картины, а каждая фигура передана выпукло и четко.
………
Знаковой фигурой французского революционного классицизма, подготовившей явление романтизма был живописец ЖАК-ЛУИ ДАВИД (1748-1825). Выпускник Королевской Академии, обладатель «римской премии», Давид поначалу освоил стилистику рококо и даже барокко, не говоря уже о классицизме, но лишь в Италии на стажировке, он нашел свой путь, вдохновленный античностью Римской Республики. Это был идеал французского буржуазного общества в преддверии революции. Париж рукоплескал трагедиям Корнеля, прославлявшего патриотизм и доблесть «античного» гражданина и бисировал арии из опер великого композитора 17 века Жана-Баттиста Люлли, друга Мольера. В 1785 году Давид пишет лапидарно-строгую картину «Клятва Горациев» о готовности встать на защиту родины от врагов, будучи верным долгу, слову присяги и совести гражданина. Начало революции Давид встретил как режиссер и оформитель массовых празднеств по случаю перенесения останков Вольтера и Руссо в Пантеон во время торжественного парада или отмечая годовщину взятия Бастилии, не говоря уже о провозглашении Республики. Празднества являли синтез самых различных искусств – музыкального, поэтического, ораторского, театрального, живописного и даже архитектурного. Единый революционный порыв народа Давид воспел в рисунке на картоне 1790 года «Клятва в зале для игры в мяч». Он собирался писать картину по заказу якобинцев, но политика отвлекла художника от его занятий: он стал членом Конвента, а затем и его председателем. Потрясенный убийством «Друга Народа», как звали Марата, совершенным в 1793 году Шарлоттой Кордэ, Давид написал одну из самых прекрасных картин «Смерть Марата», выдержав её уже в романтическом духе, благодаря актуальности и историчности сюжета с его высокой нотой гуманизма и символичностью эпохи. По этой картине учились живописи такие французские художники, как Жерико, Делакруа и Курбэ. Сближение с Вольтером обернулось для Давида арестом. Он именовался Первым Художником Республики, но его политическая карьера оборвалась с падением якобинской диктатуры. В 1795 году Давид нашел в себе силы служить Директории и в ту пору он написал картину «Сабинянки» (Похищение сабинянок) на античный сюжет. Затем к власти пришел консул Наполеон – молодой и энергичный генерал с замыслами, достойными Александра Македонского. Давид восторженно откликнулся на перемены картиной «Леонид при Фермопилах» (1800-1814), вновь обратившись к истории античной Спарты и началу рождения подлинно греческой нации с её исконным патриотизмом. Императора Наполеона, каковым тот стал в 1804 году, Давид возвеличил не менее пафосно, как и прежде революцию (картина «Коронация»). Напыщенность, помпезность и театральность были свойственны ампирному стилю Давида в ту эпоху. Низвержение Наполеона заставило Давида эмигрировать в Брюссель навсегда. Он продолжал писать портреты, и вокруг него всегда были ученики – Антуан Гро (художник Наполеона) и Доминик Энгр. Если Гро был близок стиль нарождающегося романтизма («Наполеон на Аркольском мосту»), то Энгру милее была античность с её вечными идеалами. Из него вышел ещё более строгий классицист, чем его учитель.
…………………………
В первой половины XIX в. французская школа живописи упрочила своё первенство в искусстве Западной Европы. Два первооткрывателя новой живописной культуры — англичанин Джон Констебл и испанец Франсиско Гойя, — не получив признания на родине, нашли учеников и последователей именно во Франции. Теодор Жерико и Эжен Делакруа творчески восприняли их свободную манеру и колорит, подготовив рождение импрессионизма и тем самым всей современной живописи.
Франция опередила другие европейские страны и в демократизации художественной жизни. С 1791 г. право участия в выставках луврского Салона получили любые авторы независимо от их членства в академиях. С 1793 г. открылись для широкой публики залы Луврского музея. Постепенно государственное академическое образование вытеснилось подготовкой в частных мастерских. Власти прибегали к более гибким методам художественной политики: распределение крупных заказов на украшение общественных зданий приобрело особенный размах в правление Наполеона I и Луи Филиппа (1830—1848).
Дата публикования: 2015-01-24; Прочитано: 2634 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!