Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Бернини



Подобно мастерам Возрождения, основоноложник стиля зрелого барокко Лоренцо Бернини (1598—1680) был разносторонне одаренным человеком. Архитектор, скульптор, живописец, гениальный декоратор, он исполнял в основном заказы римских пап и возглавлял официальное направление итальянского искусства. Одно из самых характерных его сооружений — церковь Сант-Андреа аль Квиринале.
Крупнейшая архитектурная работа Бернини — окончание многолетнего строительства собора святого Петра в Риме и оформление площади перед ним (1656—1667). Сооруженные по проекту Бернини два могучих крыла монументальной колоннады замкнули обширное пространство площади. Расходясь от главного, западного фасада собора, колоннады образуют сначала форму трапеции, а затем переходят в громадный овал, подчеркивающий особую подвижность композиции, призванной организовывать движение массовых процессий. 284 колонны и 80 столбов высотой по 19 м составляют эту четырехрядную крытую колоннаду, 96 больших статуй венчают ее аттик. По мере движения по площади и изменения точки зрения кажется, что колонны то сдвигаются теснее, то раздвигаются, и архитектурный ансамбль будто разворачивается перед зрителем. Мастерски включены в оформление площади декоративные элементы: зыбкие струи воды двух фонтанов и стройный египетский обелиск между ними, которые акцентируют середину площади.
По выражению самого Бернини, площадь, «подобно распростертым объятиям», захватывает зрителя, направляя его движение к фасаду собора (архитектор Карло Мадерна), украшенного грандиозными приставными коринфскими колоннами, которые возвышаются и господствуют над всем этим торжественным барочным ансамблем. Подчеркнув пространственность общего решения сложной по форме площади и собора, Бернини определил и главную точку зрения на собор, который на расстоянии воспринимается в своем величавом единстве. Пристроенная архитектором Мадерна в начале 17 века базиликальная часть его вместе с декоративным фасадом объединяется с центрической купольной постройкой Микеланджело.
Бернини хорошо знал и учитывал законы оптики и перспективы. С дальней точки зрения, сокращаясь в перспективе, поставленные под углом колоннады трапециевидной площади воспринимаются прямыми, а овальная площадь — кругом. Эти же свойства искусственной перспективы умело применены Бернини при сооружении парадной Королевской лестницы («Скала реджа», 1663—1666), соединяющей собор святого Петра с Папским дворцом. Усилив эффект перспективного сокращения уходящей вглубь лестницы, Бернини добился иллюзии увеличения размеров лестницы и ее протяженности.
Во всем блеске мастерство Бернини-декоратора проявилось при оформлении интерьера собора св. Петра. Он выделил продольную ось собора и его центр — подкупольное пространство роскошным бронзовым киворием (балдахином, 1624—1633), в котором нет ни одного спокойного контура. Все формы этого декоративного сооружения волнуются. Круто вздымаются витые колонны к куполу собора; с помощью фактурного разнообразия бронза имитирует пышные ткани и бахрому отделки.

9 - Особенности фламандской живописи 17-го века отчетливее всего выступают при сравнении ее с произведениями голландских художников этого периода. Общей чертой обеих художественных школ была любовь к жизни, к ее земным радостям. Но в то время как голландские художники изображали быт, повседневную будничную действительность, фламандские живописцы, часто связанные заказами католической церкви и знатных дворян, обращались к религиозным и мифологическим темам.

В Голландии был развит тип скромного, точного документального портрета, а во Фландрии большее распространение получил парадный портрет. Голландские натюрморты просты по композиции и включают, как правило, немногочисленные предметы, а фламандский художник каждый натюрморт стремился превратить в гимн богатству и изобилию даров природы. Фламандскому искусству было свойственно стремление создавать героические образы, большие многофигурные сцены, разнообразные по содержанию и характеру.

Фламандская живопись к началу XVII века в эпоху её отделения отголландской представляла собой в основном подражание итальянским мастерам с примесью грубого реализма. Питер Пауль Рубенс (1577-1640) явился гением, вдохнувшим новую энергию и ставший родоначальником блестящего, оригинального живописного стиля, процветавшего целое столетие - барокко, отличающегося свободой композиции, широкой техникой, светоносным блестящим колоритом, проникнутого движением.

Вскоре вокруг обновителя фламандской живописи собрались ученики, среди которых самым выдающимся был Антонис Ван Дейк (1599-1641). Он выработал свой особый, аристократический по духу стиль портретной живописи, имевший огромный успех у английских и фламандских портретистов.

Среди последователей Рубенса самое видное место занимает Якоб Йорданс (1593-1678), отличавшийся верностью рисунку и тщательностью исполнения.

Вместе с Рубенсом трудился и Ян Брейгель (1568-1625), прозванный Бархатным за необыкновенное изящество живописи. Он был первым значительным фламандским мастером в жанре натюрморта.

Голландским живописцам свойственно тонкое чувство цвета и светотени. Свет в их картинах играет главную роль. Крупнейшим художником своего времени стал Рембрандт - в его творчестве голландская живопись XVII века достигла величайшей вершины.

Блестящий период голландской живописи продолжался недолго - лишь одно столетие. С началом ХVIII века начинается её упадок, поскольку в голландском обществе с установлением французских вкусов и воззрений всё более слабеет национальное самосознание.

К определению XVII века во фламандском и голландском искусстве всегда добавляют слово "золотой", прежде всего потому, что это эпоха Рубенса и Рембрандта.

ИСКУССТВО ФЛАНДРИИ -В 17 в. художественные традиции нидерландского искусства продолжались во Фландрии и Голландии. На их основе сложились родственные, но самобытные фламандская и голландская школы живописи. Причиной такого разделения послужила драматическая история Нидерландов во второй половине XVI в.

В то время в Нидерландах широко распространился протестантизм — вероучение, отрицавшее почитание икон как идолопоклонство и отказавшееся от церковного искусства. В 1566 г. по стране прокатилась волна иконоборчества. За несколько дней было разгромлено множество храмов и монастырей, уничтожены статуи святых, алтари, иконы. Король Испании Филипп II, под властью которого находились тогда Нидерланды, отправил в страну большую армию, чтобы восстановить господствующее положение Католической Церкви. Испанцы жестоко подавляли волнения, при этом десятки тысяч нидерландцев погибли. В ответ на насилие вспыхнуло вооружённое восстание.

На севере страны, где протестанты составляли большинство населения, в 1581 г. было провозглашено новое государство — Республика Соединённых провинций. Ведущая роль в нём принадлежала Голландии, и довольно скоро так стали называть всю страну.

На юге Нидерландов победу одержали испанцы. В 1585 г. сдался последний оплот повстанцев — город Антверпен.

Филипп II в 1598 г. передал Южные Нидерланды любимой дочери инфанте Изабелле (1566—1633). Вновь образованное государство в официальных документах называли Католическими Нидерландами, в учёных трудах — Бельгией, в просторечии же — Фландрией, как и самую развитую из входящих в неё провинций. Оно полностью зависело от Испании.

В борьбе за религиозные идеи поражение потерпела культура: немало прекрасных памятников искусства уничтожили протестанты, но и в католических провинциях надолго пришлось забыть об исконной художественной традиции. Католическая Церковь с подозрением относилась к сказочной пестроте старонидерландского искусства. Художники, которые пытались по-своему толковать библейские сюжеты, рисковали быть обвинёнными в ереси. Церковное искусство изменилось. Оно отныне должно было не просто объяснять прихожанам Священное Писание, а в буквальном смысле очаровывать, подчинять их сознание авторитету Церкви. Этому служили органная музыка, причудливая архитектура храмов, религиозная живопись. Если в Средние века храм мыслился как школа, то в XVII в. он скорее напоминал театр.

13 - Натюрморты во фламандской живописи XVII века.
Экспозиция знакомит зрителя с различными жанрами фламандской живописи XVII века. Важное самостоятельное значение в искусстве Фландрии этого времени приобрел натюрморт. Существовали различные его виды. Даниель Сегерс (1590 - 1661) писал главным образом цветочные натюрморты. Воспроизводя цветы очень тщательно и умело, Сегерс подчинял композицию декоративной задаче. Пестрые гирлянды цветов он располагал в виде картуша, обычно окружавшего изображения каменных рельефов или маленьких картин. В “Натюрморте” из нашего собрания в центре помещена фигура мадонны с младенцем, исполненная другим живописцем.

Крупнейшими мастерами фламандского натюрморта были Франс Снейдерс (1579 - 1657) и Ян Фейт (1611 - 1661). В зале выставлены три превосходные работы Снейдерса - “Рыбная лавка”, “Мясная лавка” и “Натюрморт с лебедем”. Мир природы, приносящей свои дары человеку, - ведущая тема его композиций.

В так называемых “Лавках” Снейдерс ограничивает себя тематическим подбором предметов, но при этом он стремится показать как бы все, что этому миру принадлежит. Так, в “Рыбной лавке”, кажется, собраны рыбы всех рек и морей, всех возможных форм и окрасок. Для художника в природе нет ничего уродливого. В “Мясной лавке” ободранные головы быков, разрубленные туши баранов, куски мяса, языки, внутренности переданы с такой живописной силой, с таким ощущением их декоративных качеств, как бы нивелирующих, заглушающих откровенный “физиологический” натурализм изображения, что зритель не улавливает в них ничего отталкивающего.

В прекрасном “Натюрморте с лебедем” Снейдерс демонстрирует ошеломляющую щедрость, разнообразие даров земли. Он пишет натуру с каким-то чувственным восторгом перед богатством ее красок, форм, фактур. Шелковисто-мягкое жемчужное оперение лебедя, короткая жесткая шерсть лани, могучий кабан с разинутой пастью, мертвые птички с пестрыми перьями, переливающимися радужными красками, роскошные южные фрукты, едва умещающиеся в корзине, огромный красный омар на расписном блюде, влажно блестящие устрицы - все, что художник изображает, как бы наделено высшим совершенством. В натюрмортах Снейдерса нет ощущения “мертвой природы”, и характерно, что в них естественно смотрятся фигуры людей и животных. Его композиции - это подлинный апофеоз плодородной стихии природы, исполненный почти языческой мощи.

В натюрмортах Снейдерса, обычно имеющих очень внушительные размеры, предметы занимают все живописное пространство. Они связаны друг с другом динамическим ритмом, а также цветом, придающим композиции декоративное единство. Написанные цельными, насыщенными, яркими красками, эти натюрморты являются великолепными декоративными произведениями (во Фландрии они украшали залы дворцов и замков) и монументальными композициями, родственными по своему размаху и празднично-приподнятому звучанию живописи Рубенса.

Натюрморты Яна Фейта, более камерные по своему настроению, покоряют тонкой красотой живописи. В собрании музея есть его великолепное полотно “Битая дичь”. Как и Снейдерс, он превосходно знает, остро чувствует своеобразие каждой формы. Однако в предметах, которые Фейт изображает, в их форме, поверхности, цвете - шкурках зайцев, лани, перьях цапли и птиц - его привлекают не столько их самоценная декоративная выразительность, сколько особенность и красота самого “материала”. Сопоставляя разнородную фактуру этих предметов и их окраску, художник добивается изысканного декоративного эффекта, но в нем нет блеска и пафоса - он звучит у Фейта как бы под сурдинку, в поэтическом ключе. Все элементы натюрморта живописец объединяет в тесную компактную группу и подчиняет единому колористическому замыслу. Картина строится на сдержанных коричневых и желтоватых оттенках, гармонично согласованных друг с другом. Переходы света и тени моделируют формы и создают иллюзию воздушного пространства.





Дата публикования: 2015-01-24; Прочитано: 320 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...