![]() |
Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | |
|
Мировоззрение К. Маннгейма сформировалось под влиянием многих интеллектуальных течений, впитало их все и постепенно приобрело собственные характерные очертания. Родной Маннгейму Будапешт целиком находился под немецким культурным влиянием. Поэтому идеи, которые он воспринял в юности, были в большей или меньшей степени аналогичны тем, с которыми сталкивался молодой интеллектуал всюду, где распространялась немецкая культура. Хотя жизнь в Будапеште заметно отличалась от жизни в Берлине или Вене, содержание идей, в атмосфере которых находился многообещающий молодой человек в Будапеште, очень немногим отличалось от идейного опыта его современников в других центрах немецкой культуры.
Почти во всех его сочинениях под наслоениями культурного критицизма можно обнаружить следы забытой науки о духе (Geisteswissenschaft) и малопонятных гегелевских формулировок, остатки позитивизма и оптимистического мелиоризма,
Глава 28. Социология знания Карла Маннгейма
влияние которых Маннгейм испытал вначале вместе с реформистски настроенной интеллектуальной элитой предвоенного Будапешта.
Когда К. Маннгейм отправился в Берлин в первую учебную поездку за границу, на него, по-видимому, произвел большое впечатление Г. Зиммель. Совершенно очевидно, что влияние Зиммеля — прямое, а затем и опосредованное через его друга Г. Лукача, — на какое-то время преобладало в мировосприятии Маннгейма. И именно философские идеи Зиммеля, а не его формальная социология, особенно поразили Маннгейма. Первая влиянием Зиммеля отмечена научная статья Маннгейма, написанная на основе лекции «Душа и Культура»1, которую он прочел в Будапеште во время войны, когда ему было 24 года.
В частности, проводимое им различие между объективной и субъективной культурой или между культурой, передаваемой действующему в истории актору (historical actor), и его собственными идеями и идеалами, которые данный индивид стремится реализовать, является чисто зиммелевским. В унисон с Зиммелем Маннгейм здесь подчеркивал трагическое несоответствие между индивидуальной душой и объективной культурой, в которой она существует. Тот, кто хочет созидать, обязан подчиняться руководству объективной культуры, хотя такое подчинение способствует развитию неискренности, искаженному представлению взглядов, «подавляя душу чуждыми силами становящейся все более автономной объективной культуры, которая связана с душой не более, чем паразит с телом своего хозяина»2.
Хотя лекция, прочитанная в Будапеште, и пронизана зиммелевским ощущением острого культурного кризиса — настроением, широко распространенным в годы, непосредственно предшествовавшие войне, в ней нет той скрытой безысходности, которую в этот период выражал сам Зиммель. Маннгейм, его молодой ученик, осознающий этот кризис, по-прежнему стремится найти из него выход, новую отправную точку. Даже если, писал он, объективная культура «окружает нас как огромный независимый Левиафан»3, она не может развиваться и
1 Немецкий перевод этой лекции включен в книгу: Wolff К. Н. Karl Mannheim, Wissenssoziologie. Neuwied; Berlin, 1964. P. 66—84.
2 Ibid. P. 74.
3 Ibid. P. 84.
Раздел IV. Социология между двумя мировыми войнами
продолжать существовать без участия в ней индивидов. И задача молодого поколения состоит в том, чтобы в будущем активно прилагать усилия к культурному возрождению, когда духовные порывы индивидов не будут уничтожены под давлением чуждых им культурных ценностей.
Подобно большинству европейских интеллигентов молодой К. Маннгейм, очевидно, воспринимал войну как катастрофу таких масштабов, что она вынуждает обратиться к новым идеалам. Прежний оптимистический позитивизм оказался уже неадекватным; ему не удалось объяснить или отвратить опасность краха западной цивилизации, которую принесла война.
Дата публикования: 2015-01-24; Прочитано: 164 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!