Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Основные этапы развития радиовещания в нашей стране



Процесс становления радиовещания в нашей стране делится на следующие этапы.

1. В конце 19 века А.С. Попов выступил с научным докладом и демонстрацией прибора, который был назван грозоотметчиком. Затем Попов продемонстрировал свое открытие на практике, передав первую в мире радиограмму. Заинтересованность многих ведомств в дешевой и относительно доступной связи привело к широкому строительству радиостанций на территории России. Уже к 1917 году в России была создана сеть стратегических станций, обеспечивающих устойчивую связь центра страны с окраинами. Значительными радиотехническими средствами располагал и военно-морской флот. Третья сеть принадлежала Главному управлению почт и телеграфов, и служило для гражданской радиосвязи. Для передач использовалась азбука Морзе.

2. При вооруженном восстании большевистской партией накануне Октября, особое место отводилось немедленному овладению и широкому использования основных средств связи - телефона, телеграфа и радиотелеграфа. Сеть мощных станций, находившихся в центре событий в Петрограде, оказалась чрезвычайно благоприятным фактором для развертывания переворота. Уже во время подготовки Октябрьского вооруженного восстания, большевистская партия использовала радиотелеграфные станции как новый канал социального управления.

Функцию централизованной информационной службы стали выполнять Бюро печати и Петроградское телеграфное агентство. Отсюда поступали тексты, которые передавались по радио— декреты постановления, приказы и т. д. Характер взаимоотношений информационных органов с ра­диостанциями существенно изменился с момента создания (сентябрь 1918 г.) РОСТА, по существу, стало радиотелеграфным агентством. «Радиовестник» РОСТА представлял собой сложную радиопередачу, систему оперативных сообщений, в которых находили последовательное отражение все важнейшие события.

В 1921 году состояние прессы характеризуют резкое сокращение качества газет и уменьшение тиража вследствие отсутствия де­нежных средств, недостатка и дороговизны бумаги, чрезмерности типографских расходов, плюс к этому полная разрушенность аппара­та распространения. В этих условиях радио было призвано не просто дополнять прессу, но выполнять своеобразную функцию замещения ее обязанностей в системе информации. При этом ценность опера­тивной информации умножалась на возможность массового охва­та ею широких кругов населения. Таким образом, форма газеты по радио порождена не примитивным представлением о возмож­ностях нового канала информации и пропаганды, а выдвинутыми властью требованиями к радио.

Экспериментальное массовое вещание в России, как, впрочем, и в других странах, начиналось не только с политических, но и с литератур­но-художественных программ — радиоконцертов. В художественном вещании формируются два театральных направления. Театр у микрофона - спектакль, прошедший на сцене театра и переданный в эфир с соответствующими комментариями; радиотеатр - спектакли, поставленные непосредственно в студии по оригинальным сцена­риям, написанным специально для радио.

Результаты анкетирования поставили вопрос о создании нескольких радиогазет, каждая из которых имела бы свою специфическую аудиторию. Решили выпускать для начала не одну, а две газеты по радио: рабочую — ежедневную, и крестьянскую. Возможность активизировать эмоциональное состояние ауди­тории, присущая радио, в еще большей степени проявилась в событийных трансляциях. 4 октября 1924 г. в день похорон М.В. Фрунзе был организован первый радиорепортаж с Красной площади.

По социально-политическим направлениям событийные трансляции рассматриваемого периода целесообразно разде­лить на: — общественно-политические; — просветительские; — развлекательные. По форме радиосообщения этого исторического периода пред­ставляется возможным разделить на: — радиособрания; — радиопереклички; — радиолекции; — радиоконцерты.

1928 год по праву можно считать переломным в истории радио. В июле1928 года Совет Труда и Обороны принял постановле­ние " О реорганизации радиовещания". По нему организация и управление радиовещанием СССР возложены на почт и телеграфов (Наркомпочтель). В структуре Народный комиссариата было образовано специальное радиоуправление, которое в 1931 году стало называться Всесоюзный комитет по радиовещанию.

С 1 ноября 1928 года вводится типовая недельная сетка вещания. Сетка дифференцировала и строго регламентировала направленность передач, а главное — их объем. Принципы ее составления основывались на учете интересов разных групп слушателей, которым адресовались программы. Наполнение сетки конкретными передачами позволяло работать по более строгому плану. Революционную роль в разви­тии вещания сыграла звукозапись. Эксперименты по ее использованию начались с конца 20-х годов и продолжались, пока магнит­ная звукозапись не утвердилась как наиболее эффективная. Звукозапись позволила монтировать различные документальные записи, музыку, шумы, «манипулировать» звуковым материаломс целью дос­тижения наиболее яркого, полного, глубокого отражения дей­ствительности в звуке. В результате творческого освоения ее воз­можностей появились новые формы и жанры радиожурналистики: радиоочерк, радиофильм, радиорепортаж. Особенно заметным явлением в программах 30-х годов стали радиофильмы, разновидности композиции, в полной мере ис­пользовавшие монтаж документов, музыки, игровых драматизи­рованных сцен. Одновременно в эфир пришли новые формы вещания, свя­занные с отражением массовых сцен жизни: радиомитинги, ра­диопереклички, радиособрания. Первый радиомитинг прозвучал еще в 1927 г.

Предметом острых дискуссий являлась легкая музыка на радио. Особые нарекания со стороны авторитетных советских музыкантов и композиторов вызывала танцевальная и джазовая музыка. Однако уступая пожеланиям определенной части аудитории, музыкальная редакция планировала концерты легкой и танцевальной музыки в ночное время. Это было одной из наиболее доступных форм противодействия радиоцензуре, которая уже полностью сложилась к этому времени.

Начало 30-х годов произошёл старт детского вещания, в котором сразу же определились три направления: информаци­онно-воспитательные программы о жизни пионеров и школьни­ков — "Пионерская зорька" (под названием "Утренняя зорька" выходила с 1 октября 1934 года); просветительские программы, которые, как правило, в игровой форме несли детской аудитории разнообразную информацию по разным наукам; и радиотеатр, в основе которого были инсценировки отечественной и мировой классики, а также пьесы современных авторов, написанные специально для радио.

Наконец, в 1928 году серьезным изменениям подвергаются программы радиотеатра: появляется цикл радиоспектаклей, в которых уже в комплексе используются выразительные средства радио.

В эти годы возникла и особая тональностьрадиопередач. Тор­жественная, эмоционально-приподнятая, жизнеутверждающая. Она пронизывала многие жанры радиожурналистики.

Тяжелейшим испытанием для коллектива Радиокомитета и всего радиостроительства было сфабрикованное в недрах НКВД в 1935 г. «дело Радиокомитета», своеобразный юбилей десятилетия советского регулярного радиовещания, в результате которого весь руководящий состав был снят с партийными взысканиями и в дальнейшем репрессирован.

С ликвидацией радиогазет произошла существенная перестройка эфирной сетки «вещательного дня». Соотношение информационных и документальных передач резко уменьшилось в пользу чисто пропагандистских радиопрограмм. Невысокий профессиональный уровень текстов, однообразие жанров превратили речевой эфир второй половины 30-х гг. в однообразный фон. Так в целом завершилось формирование мощного пропагандистского канала. С 1940 г. все виды цензуры радиовещания были сконцентрированы в руках Главлита.





Дата публикования: 2015-01-24; Прочитано: 2700 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2025 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.012 с)...