Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Возникновение периодической печати в России. «Куранты», их назначение



Первая печатная газета, возникшая в начале 18 века имела предшественников и в рукописной традиции второй половины 17 столетия. Уже тогда ощущалась необходимость получения сведений о событиях, происходящих за границей. Кроме того, героически преодолев десятилетие «смутного времени» и его последствия, Россия играет все более заметную роль в политической и экономической жизни Европы. Крепнут и расширяются межгосударственные отношения Московского царства. В этих условиях надобность в оперативной информации обо всем, что совершается в мире, все отчетливее дает знать о себе. Ощущается необходимость в создании регулярно выходящего информационного вестника.

Так было положено начало рукописной газете, которая заняла особое место между первой печатной книгой и первой печатной газетой. Что касается основного названия газеты «Куранты» (что значит — текущий), так назывались обычно голландские периодические издания XVII века, «откуда было заимствовано и название русской рукописной газеты»,, — замечает исследователь газетного дела в России Б.И. Есин. Однако от номера к номеру название первой газеты менялось, наряду с «Ведомостями Московского государства» использовались и иные: «Ведомости московские», «Российские ведомости», «Реляции», «Вестовые письма», «Эссенция из французских печатных газетов» и другие.

Основная причина появления газет в России, как рукописных, так и печатных заключалась в том, что она стала чисто государственной потребностью. При увеличивающихся дипломатических международных связях возникла необходимость в получении информации о том, что происходит на Западе.

По внешнему виду рукописные газеты представляют собой длинные, продолговатые листы, или, как их тогда называли столбцы. Выходила предшественница первой русской печатной газеты нерегулярно. «Куранты» составлялись из двух неравных частей: первым постоянным и главным их источником были известия, взятые из разных иностранных газет, вторым источником являлись устные и письменные сообщения разных лиц. Главным источником рукописных газет являлись немецкие газеты. На втором месте после немецких следует поставить голландские газеты. Третье место занимают польские и шведские газеты. Еще одним источником информации для рукописных газет служили сообщения послов.

В «Курантах» содержались сведения о военных событиях и приготовлениях в странах Европы, взятии городов, сражениях, дипломатических актах, приемах послов, прибытии торговых кораблей, картинах моровых поветрий, речах королей, описаниях папских приемов. «Вестовые письма» предназначались исключительно для царя и его ближайшего окружения, они должны были держать его в курсе династических, военных, дипломатических и экономических зарубежных событий.

В бурное время активных внутригосударственных преобразований и столь же активной внешней политики, в годы изнурительной Северной войны Петру необходим был печатный вестник, способный в случае необходимости успокаивать определенные круги читателей, держать в курсе правительственной политики, оповещать о военных действиях и новостях российской и заграничной жизни. «Куранты» для этого уже не годились, так как они выпускались в единственном экземпляре и не были рассчитаны на широкую аудиторию, поэтому надобности в них больше не было. Петр желал с помощью печатного слова пропагандировать свои военные и хозяйские начинания, придавая им популярность, поэтому возникла печатная газета «Ведомости», заменившая рукописные «Куранты».

37. Основные журналистские профессии на телевидении, их главные особенности и характеристики.

Каждому из видов экранной деятельности присущи особая методика работы, особые правила, соответствующие его специализации

1. Телерепортер (корреспондент).

2. Комментатор.

3. Обозреватель.

4. Интервьюер (мастер больших интервью, аналитик или «портретист»).

5. Ведущий (дискуссии или иной диалогической передачи; модератор).

6. Ведущий ток-шоу.

7. Ведущий информационной программы

В коллективном телевизионном творчестве очень важно, чтобы все его участники разделяли основные принципы общего дела. Главная роль в достижении такого понимания принадлежит продюсерам (отвечает за финансовую сторону подготовки программ) или редакторам.

Редактор. Редактирование на телевидении начинается с составления планов рубрики, с подбора авторов (исполнителя замысла редактора), а заканчивается корректировкой сценария передачи или отснятого смонтированного материала.

Репортер. Большинство репортеров во всем мире работают в службах оперативной телеинформации, но есть и такие, что заняты тщательными и довольно длительными телерасследованиями. епортер – беспристрастный и точный посредник между зрителем и реальностью. Суть профессионального мастерства репортера сводится к трем компонентам:

1) оказаться вместе со съемочной техникой там и тогда, где и когда происходит нечто общеинтересное, общезначимое;

2) вместе с оператором выбрать, зафиксировать, выстроить ряд кадров, который бы дал яркое представление о происходящем, и, наконец,

3) сопроводить кадры лаконичным рассказом, вскрывающим суть видимых событий.

Помимо общередакционного планирования новостей каждый репортер имеет свои источники «опережающей» информации: о готовящихся событиях, о том, что интересного происходит в различных сферах жизни. Просмотр больших и малых газет, прослушивание радио также позволяют журналисту постоянно быть в курсе происходящего и в случае необходимости быстро оказаться на месте события.

Выезжая на съемку, репортер в мыслях уже видит в общих чертах будущий экранный материал, поскольку съемка и монтаж всегда подчинены определенным закономерностям. Авторы и российских и зарубежных пособий по тележурналистике с редким единодушием советуют репортерамровести на объекте предварительную разведку, познакомиться заранее с участниками предполагаемого события, наметить план съемок и кандидатуры собеседников для интервью, продумать вопросы к ним, общий сценарный «ход» репортажа.

Репортерство – наиболее универсальная работа на экране, включающая в себя умение произнести краткий монолог, сценарно выстроить сюжет, взять краткое информационное интервью, не нарушающее этой выстроенности.

Комментатор. Онпоявляется в новостной программе, когда необходимо разъяснить какую-либо сложную политическую проблему, поставить только что сообщенный в новостях факт в определенный историко-политический контекст. Считается, что комментарий должен облегчить слушателю формирование собственного мнения.

Что касается актерских данных, комментатору они нужны, т.к. личность комментатора, весь его облик на протяжении всего выступления (3–5 минут и больше) служат важнейшим элементом аудиовизуального сообщения и могут либо усилить впечатление от произносимых слов, либо, наоборот, перечеркнуть весь эффект. Комментатор обычно полностью пишет для себя текст предстоящего выступления, придерживаясь стиля устной речи. Об этом тексте зритель не должен догадываться: выступление выглядит как импровизация (опять-таки лишь в том случае, если перед нами телевизионный профессионал). Задача комментатора облегчается, если он имеет возможность пользоваться телесуфлером, т. е. читать свой текст в непринужденной манере, глядя словно бы в глаза зрителю и не скользя взглядом по пробегающим буквам. Впрочем, для этого тоже нужен определенный навык.

Обозреватель. Это специалист в какой-либо области, который ведет персональную телепередачу, высказывая личные суждения, вскрывая смысл показываемых видеофрагментов, беседуя с гостями студии. Как правило, это человек с богатым жизненным опытом: путешественник, объехавший весь земной шар, или космонавт, заслуженный врач или выдающаяся балерина.

Нужно еще «чувство камеры» – умение общаться с невидимой аудиторией, способность просто рассказать о сложном (телевидение нередко приглашает на эту роль кого-либо из видных газетных публицистов, таких, как Генрих Боровик).

Обозреватель отличается от комментатора:

1. Умением создавать сценарии сложной передачи «журнального» типа и вести общение в студии (иногда название передачи включает в себя имя обозревателя: «Вечер с Борисом Ноткиным»)

2. Обозреватель старается быть выше политических пристрастий в отличие от политически ангажированного комментатора. Он, скорее энциклопедист, чем пропагандист и агитатор.

Интервьюер. Любой репортер обязательно задает вопросы. Однако большое портретное или проблемное интервью качественно отличается от репортерского, информационного. Информационное интервью бывает кратким и «по делу»: психологические характеристики собеседника играют лишь второстепенную, вспомогательную роль. В портретном интервью именно психология выходит на первый план. А в проблемном собеседник подчас ставится в сложное положение, интервьюер тогда может напоминать следователя прокуратуры. Понятно, что уровень подготовки к интервью и методика его проведения, принципиально отличаются от репортерской работы.

Если в информационном интервью репортер и его собеседник выступают как сотрудники, которым надо решить общую задачу, т. е. в доходчивой форме поведать что-то аудитории, то проблемное и портретное интервью всегда содержат «ловушки», нечто неожиданное для партнера. В этом драматургия подлинного интервью. В этом секрет популярности жанра. В этом, наконец, объяснение, почему хороших интервьюеров так мало, а тем, которые достигают успеха, обеспечены высокие гонорары и известность.

Как и во всякой телевизионной деятельности, хорошее интервью – плод длительного планирования и мгновенного реагирования. Интервьюер должен быть настолько «в теме», чтобы позволить своему собеседнику любые отклонения, но в конце концов мягко и неотвратимо подчинить его своему стратегическому плану.

Чувство общения, связывая собеседников подобно электрическому току, поддерживает их взаимное внимание». Именно так должно выглядеть и телевизионное интервью, несмотря на всю искусственность его обстановки (камеры, студия, осветительные приборы, технический персонал и т. п.). Преодолеть эту искусственность, забыть о ней собеседнику помогает поведение интервьюера, словно не замечающего окружающей суеты и целиком сконцентрированного на процессе общения. С первых фраз должна устанавливаться некая база для общения - «я тебя уважаю».

Ведение крупных интервью – дело настолько личностное, что категоричные рекомендации тут едва ли уместны: что «к лицу» одному интервьюеру, то вызовет раздражение в адрес другого. Ларри Кинг, этот «обыватель на экране», исповедует правило: никогда не задавать вопросов, на которые он заранее знает ответ. Другие интервьюеры, наоборот, сознательно «наводят» собеседника на интересный ответ, содержание которого им в общих чертах известно.

Разработка оригинальных вопросов – важнейший этап в работе каждого журналиста. Главная заповедь интервьюера формулируется так: «Хотите получить интересный ответ – поломайте голову над интересным вопросом».

Шоумен (ведущий ток-шоу ) (Пример:Владимир Позднер). Его задача в том, чтобы сделать из разговора зрелище. Терпели неудачу в жанре ток-шоу некоторые российские журналисты, привыкшие вести интервью с одним-двумя собеседниками и почувствовавшие неуверенность, оказавшись перед двумя сотнями незнакомых людей. «Держать» такую большую группу, формируя из людских характеров, темпераментов, пристрастий единое зрелище, – особая профессия. Это, так сказать, «массовик-затейник» высшего класса.

Рассмотрим теперь так называемые «круглые столы», за которыми собираются сторонники противоположных мнений. Эти передачи бывают довольно острыми, если ведущий заранее продумал свою тактику, изучил опубликованные высказывания будущих собеседников и возможное развитие событий в их споре. Глубокое – по возможности – знание сути проблемы есть важнейшее условие работы в такой передаче. Ведущий (в некоторых странах его называют модератор) следит за справедливым распределением времени высказываний. Его задача – не «потерять тему», не давать участникам уходить от предмета спора.

Важнейший принцип: ведущий дискуссии не является ее участником, не становится на сторону кого-либо из собеседников. Безусловно, он имеет право выражать сомнение или ставить под вопрос чье-то мнение – все это необходимый арсенал ведения передачи.

Ведущий теленовостей. Телевизионный журналист, начинавший репортером в информационной программе, может со временем занять высшую в иерархии престижности должность ведущего такой программы. Престиж обеспечивается ежедневным появлением на экране с самыми важными новостями дня.

Чтобы стать телевизионным ведущим, не то чтобы нужны какие-то особые черты личности, скорее необходимо отсутствие некоторых черт, которые телеэкран неизменно обнажает. Ведущий новостей заменил диктора вовсе не для того, чтобы изрекать собственное мнение и поучать зрителей. По сути, журналист делает то же, что и диктор: читает строчки, бегущие по телесуфлеру. Но зрителю передается чувство, что этот человек понимает то, что читает.

Строгая научная терминология неприменима к феномену ведущего, поэтому обратимся к выражению К. С. Станиславского. Он писал об «излучении», идущем от хорошего актера в зал. По-видимому, именно способность «излучать» отличает хорошего ведущего от простого чтеца. Ведущий новостей, как правило, не красавец, но непременно внушает симпатию. Он свободно держится, но не развязен. Демократичен, но не вульгарен. Все понимают, что не сам ведущий добывал новости, но его обязанность – умело и тактично подать их. Он – сама уверенность, но не самоуверенность. У него четкая дикция и выразительные интонации.

По американским стандартам ведущий всегда олицетворение спокойствия и стабильности. Он не имеет права выражать свое мнение, свои чувства по поводу того, что показывает, обозревает, иначе это будет вмешательство, это нарушит объективность картины. Теленовости не должны быть оружием в политической борьбе, и журналисту с борцовским темпераментом лучше вести специальные телерасследования, чем новостную программу. Хоть «организация масс на борьбу» не входила в задачу теленовостей ни в США, ни в Советском Союзе, дикторам советской программы «Время» не возбранялось выражать почтительный восторг по поводу очередных решений мудрого Политбюро.

Одно время телекомпании США пытались сделать ставку на молодых ведущих, но потом пришлось вернуться к мужчинам и женщинам средних лет: оказалось, в них аудитория видит более надежный «якорь». Напомним жаргонное название амплуа ведущего: «человек-якорь». Тот, на кого можно положиться. Кто «зацепляет» зрителя и притягивает к экрану.

39 Публицистика как вид творческой деятельности.

Публицистика, как и художественная литература, имеет дело со словом. Публицистика прежде всего использует такой канал коммуникации, такие средства массовой информации и пропаганды, как журналистика. Государственные и негосударственные газеты, радио и телевидение, располагая широкой и разветвленной сетью корреспондентов создает многообразную, разностороннюю, всеохватывающую "историю современности".

Прохоров Е. П. указывал, что: "...публицистика предлагает особый тип ориентации - не столько в законах действительности и в эпохах развития общества, сколько в текущих событиях во всем их многоцветии и разнообразии. Это означает также что наука, искусство и публицистика взаимодействуют и здесь существуют переходные формы". Прохоров Е. П. отмечал, что "...публицистика призвана помочь практически процессу духовного сознания мира народными массами, способствовать правильному, глубокому, всестороннему ориентированию их в текущей действительности. Именно публицистика, нашедшая свое место прежде всего в периодической печати, затем на радио, в кино, телевидении, в наибольшей степени соответствует особенностям формирования и функционирования этого типа сознания". Известно, что специфическое социальное предназначение публицистики - формирование общественного мнения. Формирование общественного мнения является важнейшей, но не единственной функцией публицистики. Прохоров Е. П. в своих трудах указывал на две функции публицистики: социально-педагогическую и информационно-познавательную.

Публицистика объединяет в себе качества науки и искусства, а потому и выступает как особый тип творчества. Публицист использует в своем творчестве элементы художественной литературы. У публицистики в отличие от художественной литературы не только свои задачи, не только свои приемы творчества, но и свое слово. Публицистика для Горького М. - очень важная часть общелитературного дела. Герцен и революционные демократы рассматривали публицистику как неотъемлемую составную часть, особый род литературы, как искусство слова и одновременно оружие политической борьбы. Белинский, Добролюбов, Чернышевский, Писарев, Плеханов, Луначарский и другие в своих работах подчеркивали, что история публицистики предоставляет бесконечный ряд произведений, которые являются образцом научного анализа социальных фактов.

Многие исследователи обращались к вопросу, вступает ли публицист в сферу искусства, в его предметную область. Плеханов Г. В. иногда противопоставлял публициста и художника: "Художник, - писал он, - мыслит образами. Публицист доказывает свою мысль с помощью логических доводов". Эльсберг Я. Е., Поспелов Г. Н. утверждают, что образ имеет дополнительное, иллюстративное, поясняющее значение. Лазебник Е. А. считал, что "художественность является неотъемлемым элементом силы публицистики. Художественность - вот та магистральная линия в развитии публицистики, которая объединяет ее с литературой...".

Деятельность публициста - это творческая практика. Конечно, публицистика не в состоянии подменить искусство. Но в тоже время публицистика не может существовать, не заимствуя очень много у искусства.





Дата публикования: 2015-01-24; Прочитано: 3422 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2025 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...