Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Самодеятельный характер гуманистичности – это словосочетание выражает имманентное свойство культуры на микроуровне. Впервые связь между культурой и самодеятельностью раскрыл Р.В. Садов в книге «Коммунизм и культура» (глава «Личность как субъект культуры»). Термин «самодеятельность» удачно отражает четыре ступени гуманистичной жизнедеятельности: самостоятельная, активная, свободная и творческая жизнедеятельности.
Самостоятельная жизнедеятельность – это первая ступень, с которой начинается движение ребенка в мир культуры. Самостоятельность возможна тогда, когда в рамках своего жизненного пространства индивид, с одной стороны, компетентен, а, с другой, - находится в атмосфере доверия. Дефицит доверия побуждает человека быть конформистом, т.е. личностью, которая не просто адаптируется, а пассивно принимает существующий порядок, господствующие мнения, некритично следует авторитетам и доминирующим тенденциям.
Атмосфера доверия – это объективная сторона самостоятельной жизнедеятельности, а компетентность – ее субъективная сторона. Компетентность не сводится к знаниям. Она включает жизненный опыт и интуицию.
Наиболее простым и оптимальным «пространством» для самостоятельной жизнедеятельности является семейный коллектив. В семье человек не только рождается биологически, с помощью родителей входит в мир собственной этнокультуры, но и осознает свою причастность к существующему культурному пространству.
Вторая ступень – активная жизнедеятельность. Активной является та жизнедеятельность, которая осуществляется без толчка извне. Ее пусковой механизм находится внутри личности. Этот механизм – самостоятельность, которую именуют самостийностью (сам себе голова). Активная жизнедеятельность, с одной стороны, сверх напряженна. Она требующая повышенной энергии, выделяет личность из общей массы, т.е. объективно усложнена. Но, с другой, субъективной стороны – активность приносит удовлетворение, ибо ускоряет продвижение личности в реальном мире, в том числе - мире культуры.
Третья ступень – свободная жизнедеятельность. Свобода может пониматься как осознанная необходимость и как утверждение собственной оригинальности. Во втором случае – это свобода не «от», а «для». Она – для утверждения личности в мире культуры.
С позиций культурологии, свободна та жизнедеятельность, в процессе которой индивид в качестве субъекта или актора культуры реализует свои сущностные силы.
Четвертая, завершающая ступень - это креативная или творческая жизнедеятельность. Она опирается, «вбирая» в себя самостоятельную, активную и свободную жизнедеятельности, т.е. в совокупности с ними образует жизнедеятельность самодеятельного характера в полном объеме.
Творческая жизнедеятельность отличается от свободной тем, что она не только означает реализацию индивидуальности, но и пополнение совокупного ассоциативно-образного, интеллектуально-понятийного или ценностно-ориентационного потенциалов.
Благодаря творческой жизнедеятельности деятельности личности происходит «прирастание» культурного пространства. Поэтому именно творчество чаще всего рассматривается как сущность культурного процесса, а культуру отождествляют с творчеством. Деятельно творящие индивидуальности – это субъективно-личностная основа культуры.
9 Быть приспособленцем побуждает тоталитарная система в государстве, трудовом коллективе, в школе и в семье. Семья без атмосферы доверия становится подобием трудового коллектива для совместной жизнедеятельности во внерабочее время.
10 Жизнедеятельность семьи связана с решением сравнительно простых, обыденных проблем, не требующих «высокой» компетентности. Их решение по силам не только родителям, но и детям. Именно в семье начинается вхождение ребёнка в мир культуры. Семья определяет его этничность. В ней методом импринтинга (отпечатывания, запечатлевания) формируются многие устойчивые качества личности. (из пособия)
Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 462 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!