Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Отечественная культурология – лексема, отражающая закономерность уникальности культур народов и государств, а также специфичности, свойственной теории каждой из этих культур. Это требует, с одной стороны, хотя и критичного, но более внимательного отношения к развитию советского культуроведения, органично связанного с социалистическим культурным строительством. С другой, - более осторожного заимствования понятий и концептов из американской культурной антропологии, немецкой философской антропологии, английской и французской социальной антропологии. Э.А. Орлова обозначает их как единую область знания - культурную (социальную) антропологию.
Именно конъюнктурный антикоммунизм (органичный для отечественных политиков, стремившихся после августа 1991 года к властным вершинам, но противоестественный для исследователей), а также заимствование понятий из культурной (социальной) антропологии, в значительной степени определили содержание первого Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
Такой образовательный стандарт в определенной мере «стимулировал» игнорирование сохраняющих дееспособность публикаций С.Н. Артановского и Э.А. Баллера, В.Е. Давидовича и Ю.А. Жданова, Н.С. Злобина и В.М. Межуева, М.П. Кима и В.Т. Ермакова, Л.Н. Когана и Э.С. Маркаряна, Р.В. Садова и Э.В. Соколова, непосредственно занимавшихся в советские годы проблемами теории культуры в философском, историческом и социологическом ракурсах. А это, в свою очередь, лишило постсоветских культурологов возможности создания общепризнанной программы по культурологии.
Общепризнанность не означает однообразия в выборе содержания курса и методов его преподавания. Она сопряжена с необходимостью создания четко структурированного образовательного стандарта, включающего минимум базовых понятий, образующих систему. Их освоение может и должно формировать у студента основы современного культурологического мышления.
Отечественная культурология характеризуется не каким то особым предметным полем, а полипредметностью. Поэтому отечественная культурология изначально полифонична. Это её свойство позволяет культурологии быть метанаукой
Среди многих имен отечественных ученных, назовем наиболее значительные: С.С. Аверинцев, С.Н. Артановский, М.М. Бахтин, П.П. Гайденко, П.С. Гуревич, Ю.А. Жданов, Н.С. Здобин, М.С. Каган, Л.Н. Коган, М.С. Ким, Ю.М. Лотман, Э.С. Маркарян, В.М. Межуев и др.
Советская теория культуры частично «отпочковалась» от исторического материализма (работы Н.С. Злобина, В.М. Межуева) и преимущественно - от теории научного коммунизма (работы А.И. Арнольдова и А.С. Фриша, осуществлявших также редактуру учебных программ, пособий и иных изданий по марксистско-ленинской теории культуры); 3) аналог философской (теоретической) культурологии; именно в философскую культурологию в постсоветское время реформируется марксистско-ленинская теория культуры. Этот факт позволяет утверждать, что отечественная философская культурология (философский аспект фундаментальной культурологии) зародилась в середине 60-х годов ХХ века;
Структура современной культурологии
Современные культурологические исследования представляют собой обширный комплекс научных дисциплин, направлений научной работы, различных подходов к культурологическим проблемам, научных школ, методологий и т.д. Нельзя говорить (по крайней мере, сегодня) о некой строгой организации, четко выделяемой структуре этой системы знаний. Все попытки описать структуру культурологического знания носят предварительный характер, однако вполне возможно выделить наиболее заметные элементы структуры культурологических наук.
Во-первых, это теория культуры, представляющая собой все многообразие попыток общего осмысления культуры, версий «картин» культуры, вариантов систем понятий, категорий, теоретических схем, с помощью которых можно было бы описать культуру и ее развитие. Особое место в этой сфере занимает философия культуры, в рамках которой задача создания теории культуры решается с помощью традиционных философских методов и понятий.
Во-вторых, это историко-культурные исследования, опирающиеся на достижения классических гуманитарных наук (истории, филологии, литературоведения, искусствоведения, истории религий и т.д.), но использующие новые культурологические подходы. Выделяются историко-культурные исследования общего профиля, исследования культуры ментальностей (то есть формировавшихся в разных культурах способов восприятия людьми мира), исследования религиозного аспекта культуры, литературоведческие исследования истории культуры, культурологическое изучение мифологии, культурологические аспекты лингвистики, семиотики (теории знаковых систем), искусствоведения и эстетики.
В-третьих, это социология культуры, являющаяся синтезом социологической (изучающей общественную систему) и культурологической науки. Социологические исследования культуры имеют как теоретическую, так и практическую направленность. В последнем случае можно указать на концепции культурной политики и деятельности культурных институтов (структур общества, связанных с функционированием культуры), социокультурное прогнозирование, проектирование и регулирование, изучение культурологического образования в России и других странах, проблемы социализации и инкультурации личности (вхождения, или вживания, человека в общественно-культурную систему), охрана культурного наследия и т.д.
В-четвертых, это культурная антропология - область культурологических знаний, во многом близкая социологии культуры, но уделяющая большее внимание этническим элементам культуры, процессам взаимодействия культур разных народов, изучающая особенности языков и иных средств коммуникации (общения, обмена информацией) в различных культурах. Конечно, этими вопросами, при всей их важности, интересы культурной антропологии не ограничиваются. В соответствии со своим названием (в переводе с греческого языка «anthropologia» - «наука о человеке») она стремится создать как можно более полную картину жизни человека в культурной среде, то есть среде, самим же человеком и сотворенной. Для достижения этой цели культурная антропология широко использует данные естественных наук, имеющие отношение к жизнедеятельности человека, а также данные археологии, этнографии, лингвистики, фольклористики, истории религии и мифологии, истории, социологии, философии.
Помимо этих направлений в культурологических науках, которые возможно определить как основные, или традиционные, формируются (то как часть основных направлений, то на «стыке» их, то вне их) специальные и нетрадиционные сферы исследований. Многие из них приобретают особую важность. Так, в рамках теории культуры появились детально разработанные теории динамики (изменения, развития) культуры, морфологии (образование системы видов и форм) культуры, типологии (изучение типов) культур, герменевтики (науки об истолковании) культуры, культурных образцов-моделей (архетипов, парадигм, универсалий, паттернов). Здесь же отдельно изучаются методы культурологических исследований. Синтез на базе культурологии историко-культурных, социологических, психологических знаний позволяет разрабатывать проблемы ментальностей, психологических характеристик отдельных культур, «соматической» (телесной) культуры у разных народов и т.д. Большое значение имеют для развития культурологии сравнительно-культурные, они же - компаративные, или кросс-культурные, исследования. В последние десятилетия динамично развивается эколого-культурологическое направление, «культурологическая экология», изучающее отношение тех или иных культур к природной среде.
Система культурологических знаний постоянно изменяется и развивается. Анализ культурологической литературы показывает, что широкое признание в мире получили следующие 10 направлений:
историософия цивилизаций – О.Шпенглер, А.Тойнби;
историческая культурология - М.Блок, Л.Февр, Ф.Бродель, Ж.Ле Гофф;
социокультурные теории - М.Вебер, П.Сорокин, М.Мид, В.Шубарт, Т.Парсонс;
этноантропологические теории культурологии - Б.Малиновский, Б.Радклифф-Браун, Ф.Боас, К.Леви-Строс;
неокантианская философия культуры - В.Виндельбанд, Г.Риккерт, Э.Кассирер;
экзистенциалистский подход - Ж.-П. Сартр, А.Камю;
психоаналитические и социопсихологические направления - В.Вундт, З.Фрейд, К.Юнг;
неомарксистская культурология - Т.Адорно, М.Хоркхаймер, Г.Маркузе;
религиозно-этическая культурология - П.Тейяр де Шарден, М.Бубер, А.Швейцер;
постструктурализм и постмодернизм - М.Фуко, Ж.Лакан, Ж.Деррида.
Авторитетом пользуются концепции отдельных ученых:
культурфилософские труды М.Хайдеггера, X.Ортега-и-Гассета, К.Ясперса;
игровая концепция культуры Й.Хейзинги; герменевтика Х.-Г. Гадамера и П.Рикера;
культурология науки Т.Куна, П.Фейерабенда;
культурология массовой коммуникации М.Маклюэна, социобиологические концепции К.Лоренца и др.;
игровая концепция культуры Й.Хейзинги, Х.Ортеги-и-Гассета; Г.Гессе.
Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 1870 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!