Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Специфика отечественной культурологии как научной и учебной дисциплины определяется самим объектом анализа: культура как духовная целостность живет только в «большом времени», ее «тело» уходит в прошлое, ее носители — как живые, так и мертвые. Поэтому центральная задача данного раздела культурологии состоит, на наш взгляд, в том, чтобы «озвучить» предания и голоса различных представителей русской культуры, ввести их в контекст современности, «помочь» им обрести актуальность и открыть новые грани смысла.
В нашей стране интерес к общей теории культуры сформировался в 50-е годы ХХ века, а уже в 60-е появились специальные работы.
К середине 70-х годов их число резко возросло, и в настоящее время наука, получившая название «культурологи» я переживает период своего расцвета. Появляются новые направления в науке: культурфилософия, культурфутурология, социальная культурология, информационная и прикладная культурология. Среди многих имен отечественных ученных, назовем наиболее значительные: С.С. Аверинцев, С.Н. Артановский, М.М. Бахтин, П.П. Гайденко, П.С. Гуревич, Ю.А. Жданов, Н.С. Здобин, М.С. Каган, Л.Н. Коган, М.С. Ким, Ю.М. Лотман, Э.С. Маркарян, В.М. Межуев и др.
В нашей стране термин «культурология» утвердился лишь с начала 90-х годов, когда была осознана необходимость отказаться от идеологизированного высшего образования и культурология заменила устраненные из учебных программ исторический материализм и научный коммунизм. Тогда же культурология была введена в номенклатуру специальностей, стала учебной дисциплиной в вузах, были созданы соответствующие кафедры и факультеты. Однако процесс самоопределения культурологии как научной и образовательной дисциплины не завершен. Культурологическая наука находится в процессе становления, ее содержание и структура не обрели четких научных границ, исследования в ней разноречивы, существует много методологических подходов к предмету этой науки. Все это говорит о том, что мы имеем дело с новым направлением научного знания, находящимся в процессе становления и творческого поиска.
Самым большим препятствием для ее дальнейшего развития является отсутствие у нее четко определенного предмета исследования, с которым были бы согласны большинство исследователей. Ведь и сейчас достаточно широко распространена точка зрения, что своего предмета исследования у культурологии нет, он «растекается» по другим научным дисциплинам — истории, психологии, социологии, антропологии, искусствоведению и т.д. Одним из немногих пунктов безусловного согласия исследователей является констатация того, что предметом культурологии является культура. Выявление предмета культурологии идет на наших глазах, в борьбе различных мнений и точек зрения.
Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 706 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!