Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Уровень. · Идеализм. Складывается первоначально, господствует до середины 19в



1 сторона: Вопрос о первичности: что первично общественное бытие или общественное сознание? Какая сторона общественной жизни является определяющей?

2 Лагеря:

· Идеализм. Складывается первоначально, господствует до середины 19в. Основные положения:

1.Общественное сознание определяет характер общественного бытия: как мыслим, так и живём.

2.Общественное сознание определяет характер общественных отношений, в т.ч. и экономические.

3.Историю творят великие исторические личности. Идеализм делит людей на лидера и толпу: лидер активен, толпа пассивна.

Аргументы: человеческая деятельность всегда осознана. Прежде чем что-либо делать человек имеет план действий, тогда: сознание первично, все наши действия зависимы от сознания. Но откуда в голове берётся план?

· Материализм.

Основные положения:

1.Общественное бытие определяет характер общественного сознания: какова жизнь, таковы и мысли о ней.

2.Общественное бытие определяет характер общественных отношений. Базовые - экономические отношения.

3.Историю творят массы (не толпа). Массы - все люди в целом и каждый в отдельности. Лидер выражает общественные интересы; он существует до тех пор, пока он имеет социальную поддержку.

4.Общественная жизнь развивается и предстаёт как единый закономерный поступательный процесс.

Аргументы:

1.Прежде чем мыслить, человек должен жить. Но жизнь можно трактовать по-разному.

2.Человек - надприродное действительное существо. Он нуждается в надприродных средствах жизни, которых нет в природе, которые нужно создать.

3.Чтобы жить, человек должен трудиться. Человек потребляет то, что он производит. Труд - базовое свойство человека, которое определяет характер жизни человека.

4.Труд определяет характер отношений между людьми: базовые - экономические отношения.

5.Человек, будучи сознательным существом, никогда полностью не осознаёт всех условий и последствий материального существования.

В 40-х годах 19 века возникает материальное понимание истории (работы Маркса и Энгельса)

2 сторона: Познаваема ли общественная жизнь?

Агностицизм. 1.Человек - уникальное существо: каждый не похож на другого, тогда нельзя выделить ничего общего; нельзя судить об обществе в целом. 2. Исторический процесс - совокупность и последовательность уникальных явлений. Нельзя судить об истории в целом. Абсолютизация особенного, но игнорируется общее в человеке.

Когнитивизм. Человек не только индивид, но это и родовое существо, т.е. обладающий родовыми свойствами. Существенной проблемой является проверяемость: существует ли какая-то практика, которая проверяет наши знания о жизни? Сама жизнь является проверкой.

2 уровень Вопрос о сущности общественного бытия, о сущности общественного сознания, о сущности отношений общественного сознания к общественному бытию.

3 уровень Вопрос о сущности человека, о его месте в обществе, в историческом процессе, о перспективах существования человека.

Второй вопрос Философии. Вопрос о развитии человека. Развивается ли человек? Диалектический подход. Признают развитие человека. Концепции:

1.Кондорсе. Конец 18 века. Сознание человека не ограничено.

2.Гегель: развитие человеческой свободы.

3.Марксизм, одно из фундаментальных течений. Развитие всей жизни в целом.

4.Технократическая. Форестер: концепция единого индивидуального общества. Гелбрейт: концепция постиндустриального общества, развивается техника.

5.Цивилизационные концепции: Данилевский, Освальд Шпеншер, Карл Ясперс, Арнольд Тойнби. Отрицается поступательный характер исторического процесса. Он распадается на ряд локальных цивилизаций.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 130 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...