Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Общая характеристика иррационализма сер. XIX в. Философия Ф. Ницше



Иррационализм отвергал логические связи в природе, восприятие окружающего мира как целостной и закономерной системы, критиковал диалектику Гегеля и саму идею развития.
Основная идея иррационализма заключается в том, что окружающий мир есть разрозненный хаос, не имеет целостности, внутренних закономерностей, законов развития, не подконтролен разуму и подчиняется другим движущим силам, например аффектам, воле.
Фридрих Ницше1844 — 1900был продолжателем философских традиций Шопенгауэра. Ницше считается основоположником родственной иррационализму философии жизни.
Стержневым понятием данной философии является понятие жизни, которая понимается как единственная реальность, существующая для конкретного человека.
Цель философии, по Ницше, — помочь человеку максимально реализовать себя в жизни, приспособиться к окружающему миру.
В основе как жизни, так и окружающего мира лежит воля. Ницше выделяет несколько видов воли человека:
• воля к жизни

• воля внутри самого человека внутренний стержень

• неуправляемая, бессознательная воля — страсти, влечения, аффекты

• воля к власти.
Последней разновидности воли — воле к власти — философ уделяет особое внимание. По Ницше, воля к власти в большей или меньшей степени присуща каждому человеку. По своей природе воля к власти близка к инстинкту самосохранения, является внешним выражением спрятанного внутри человека стремления к безопасности и движущей силой многих поступков человека. Также согласно Ницше каждый человек как и государство осознанно или неосознанно стремится к расширению своего Я во внешнем мире, экспансии Я.
Философия Ницше особенно ее главные идеи — высшей ценности для человека жизни, воля к жизни, воля к власти была предшественницей ряда современных западных философских концепций, в основе которых лежат проблемы человека и его жизни — прагматизма, феноменологии, экзистенциализма и др

.

** (дополнение) С одной стороны он является наследником западной философской классики, так как проблемы, которые он ставит –переосмысление античного философского наследия, христианства, Нового времени. С другой – призыв к переоценке ценностей, призыв к стихии, творческому проявлению. Можно выделить три этапа в творчестве: первый связан с вопросами культуры, ее романтизации и находится под сильным влиянием философии Шопенгауэра. Второй – переоценка ценностей. Третий – концепция волюнтаризма и перспективизма («воля к власти», «сверхчеловек», «вечное возвращение») Генезис человеческого общества и культуры связан с развитием у него взамен физической силы интеллекта и фантазии, которые и позволяют этому физически слабому «зоологическому виду справляться с решением практических задач, позволяет выжить. Средства культуры – язык и логика, которые неизбежно искажают действительность, ибо стандартизируют уникальность любой ситуации.. Постепенно происходит подмена «жизни» «сущим», т.е.регулярным, повторяющимся, т.е.тем, чем занимается наука. Вместе с тем существует и другой важный компонент человеческой культуры – искусство. Оно гораздо ближе стоит к «жизни» На ранних этапах искусство играло более существенную роль в культуре чем наука. Впоследствии это отношение изменилось в пользу науки. Образец идеального соотношения этих начал Ницше видит в древней Греции. Именно здесь дионисийское начало (титанизм, свободная игра жизненных сил) уравновешивается аполлоновским (размеренность, оформленность) Европейская культура пошла по пути подавления дионисийского начала аполлоновским – «разумом», истиной, упорядоченностью, христианским Богом. Мир превращается в сплошную упорядоченность, где легко выживает слабый, торжествует посредственность. В результате европейское сознание порождает нигилизм, как отрицание привычных целей и идеалов европейской культуры, прежде всего понятия цели, единства и истины Ницше на место единого, истинного бытия ставит «жизнь» как вечное движение, становление, постоянное течение, лишенное атрибутов «бытия». У становления по Ницше нет цели, единства, его нельзя оценивать как истинное или ложное, доброе или злое («гераклитизм»).Все процессы предстают как различные модификации действия воли к власти, могуществу. «Вещь», «субъект», «единство Я» - предстают как продукты творчества, деятельности мыслящего индивида, эвристические упрощения для обозначения силы. Под влиянием влечений и потребностей человек истолковывает мир определенным образом, ибо всякое влечение есть «известный род властолюбия», стремящегося навязать свою перспективу как норму всем другим влечениям. Несправедливость, притеснение, эксплуатация не являются прерогативой той или иной социальной формы жизни. Это глубинная характеристика «жизни» как таковой. Аппеляция к разуму и правде (истине) – лишь заменяющий прямое физическое принуждение способ одной воли влиять на другую волю (в том числе и коллективную). Рациональная аргументация и вообще любые рассуждения, согласно Ницше, значимы лишь постольку, поскольку они обозначают перспективу некоторой воли, стремящейся к расширению своего могущества. В любой философской дискуссии дело идет не о поиске истины, а о жизнеутверждении, подчинении чужой воли своей. Ницше связывает критику метафизики с критикой языка. Мышление неотделимо от языка, но язык с необходимостью искажает реальность. С помощью слов-метафор люди изначально упорядочивают хаос являемых в опыте впечатлений. Потом эти случайные метафоры «твердеют» и от частого употребления превращаются в «понятия». Универсальная применимость понятий – залог существования общества, члены которого должны иметь возможность «договориться».Рассматривая реальность как неупорядоченный поток становления, Ницше подчеркивает несоизмеримость создаваемого категориальной схемой языка образа мира с подлинным положением дел, неспособность языка, следовательно мышления представить знание независимо от самого языка и мышления. Убеждение Ницше в фальсифицирующей природе языка и разумного мышления, лежит в основе утверждения им приоритета действия и воли над всеми другими свойствами и качествами. «Всеобщие и необходимые истины», не обладая познавательной ценностью, являются полезными, в рамках общего жизненного процесса, принадлежат «родовому субъекту» и априорны по отношению к субъекту индивидуальному. Именно поэтому они «вечно возвращаются» как неизбежные формы жизни и опыта. «Ницшеанство» как политическое направление – ничем не сдерживаемый активизм, торжество иррациональной витальности, пренебрежение духовными ценностями, аморализм, политический экстремизм.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 1076 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...