Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Общая характеристика иррационализма сер. XIX в. Философия А. Шопенгауэра



Иррационализм отвергал логические связи в природе, восприятие окружающего мира как целостной и закономерной системы, критиковал диалектику Гегеля и саму идею развития. Основная идея иррационализма заключается в том, что окружающий мир есть разрозненный хаос, не имеет целостности, внутренних закономерностей, законов развития, не подконтролен разуму и подчиняется другим движущим силам, например аффектам, воле.
Видным представителем иррационализма являлся Артур Шопенгауэр1788 — 1860. В своем творчестве он выступал против диалектики и историзма Гегеля, призывал вернуться к кантианству и платонизму, а универсальным принципом своей философии провозгласил волюнтаризм, согласно которому главной движущей силой, определяющей все в окружающем мире является воля.
В своей книге Мир как воля и представление философ выводит логический закон достаточного основания. Согласно данному закону истинная философия должна исходить не из объекта как материалисты, но и не из субъекта как субъективные идеалисты, а только лишь из представления, которое является фактом сознания.
В свою очередь, представления делятся на объект и субъект. Именно в основе объекта представлений и лежит закон достаточного основания, который распадается на четыре самостоятельных закона:
• закон бытия — для пространства и времени

• закон причинности — для материального мира

• закон логического основания — для познания

• закон мотивации для действий человека.
Центральным понятием философии Шопенгауэра является воля. Воля, по Шопенгауэру, — абсолютное начало, корень всего сущего, идеальная сила, способная определять все сущее и влиять на него. Воля также есть высший космический принцип, который лежит в основе мироздания.
Шопенгауэр объясняет свою теорию с позиций волюнтаризма:
• окружающий мир есть лишь мир представлений в сознании человека

• сущность же мира, его вещей, явлений есть не вещь в себе, а воля

• воля присуща не только живым организмам, но и неживой природе в виде бессознательной, дремлющей воли

• окружающий мир по своей сущности есть реализация воли. Помимо проблемы воли Шопенгауэр рассматривает и иные насущные философские проблемы — человеческой судьбы, свободы, необходимости, возможностей человека, счастья. В целом взгляд философа на данные проблемы носит

пессимистический характер. Несмотря на то, что в основу человека и его сознания Шопенгауэр заложил волю, он не верит в возможность человека господствовать не только над природой, но и над собственной судьбой.
Воля отдельного человека слабее совокупной воли окружающего мира и подавляется ей. Шопенгауэр не верит в человеческое счастье.
Философия Шопенгауэра была не понята и не принята многими из его современников и не имела большой популярности, однако она сыграла большую роль в развитии неклассической идеалистической философии иррационализма, символизма, философии жизни и позитивизма.

Начиная с середины 19 века в европейской философии господствующее положение занимает, рационалистическое направление. Установки рационализма продолжают оказывать свое влияние на развитие философского процесса и в 20 веке. Ярким примером такого влияния являются различные школы «философии науки». Однако в середине 19 века в развитии западноевропейской философии происходит серьезный сдвиг - на передний план выступают иррационалистические концепции.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 4072 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...