Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Современные жанровые системы



В современной теории журналистики представлены несколько классификационных моделей групп жанров журналистики. В зависимости от предмета, целевой установки, метода работы с информацией ученые МГУ А.А. Тертычный, М.И. Шостак и др. выделяют три группы жанров: информационные, аналитические, художественно-публицистические.

Согласно мнению ученых, к группе информационных (новостных) жанров относятся: заметка, отчет, репортаж, корреспонденция, интервью, блиц-опрос, вопрос-ответ, некролог. Их объединяет общий предмет – новый факт-событие; целевая установка: информирование аудитории о внешних чертах факта, проявление его новостной сущности; основной метод отображения факта – репродуктивно-фактологический; целевая установка диктует применение эмпирических методов для получения информации, при этом полученные данные не подвергаются теоретической обработке; в качестве методов предъявления информации используются: констатация, описание, повествование. В новостных жанрах доминирует установка на отражение факта, демонстрирующее его онтологическую сущность. Роль автора сведена к «минимуму». Композиция определяется внешней логикой развития действительности. Из лексических и грамматических особенностей языка следует отметить преимущественное использование точных, однозначных слов, простой синтаксис.

К аналитическим жанрам относятся: отчет, репортаж, интервью, корреспонденция, комментарий, статья, обзор, обозрение, рецензия, письмо и другие. Предметом в них выступает событие, ситуация, процесс – в контексте общественно значимой проблемы; функцией – социальное ориентирование. В связи с этим целевая установка заключается в проведении анализа и синтеза, комментировании и интерпретации предмета исследования для поиска оптимального пути решения проблемы. Методы получения информации не ограничены эмпирическими, добавляются формально- и содержательно-логические методы. Основная информация имеет комментирующий и (или) интерпретирующий характер. Композиция преимущественно передает логику познания действительности. Языковые средства более разнообразные, соответственно жанру.

Группа художественно-публицистических жанров, по мнению московских ученых, представлена зарисовкой, очерком, житейской историей, сатирическими жанрами: комментария, пародии, памфлета, фельетона. В качестве предмета отображения в них выступают: факт или человек в конкретном времени-пространстве. Функция жанров – нормообразование. Основной метод – художественная типизация, правильным результатом применения которого являются тексты, содержащие публицистические образы, то есть образы, ограниченные «правдой факта», а не «правдой жизни в целом». Палитра изобразительно-выразительных средств весьма богата.

Л.Е. Кройчик в соответствии с тремя типами целевой установки: 1) сообщение о новости или возникшей проблеме; 2) фрагментарное или обстоятельное осмысление ситуации; 3) эмоциональное воздействие на аудиторию (на логико-понятийном или понятийно-образном уровне) объединяет все многообразие публицистических текстов в пять групп: оперативно-новостные, оперативно-исследовательские, исследовательско-новостные, исследовательские, исследовательско-образные. Следуя логике Л.Е. Кройчика, влияние целевой установки на типы текстов можно представить в следующей таблице:





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 440 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...