Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Роль автора в современной публицистике



Проблема автора журналистского (публицистического) текста на сегодняшний день является одной из активно обсуждаемых. Необходимость ее обсуждения, как пишет профессор Л.Е. Кройчик, ссылаясь на научные труды лингвистов и психологов, объясняется тем, что «мир не дан человеку непосредственно, а созидается и интерпретируется, <…> и его интерпретация детерминируется культурой. <…> Мир в интерпретации конкретного журналиста преобразуется, наполняясь оценочными характеристиками, информацией, интересной для аудитории. Автор постоянно соотносит создаваемый им текст с фоновыми знаниями и потребностями читателя, опираясь при этом на собственный социальный и языковой опыт».

Ученик Л.Е. Кройчика, к. филол. н., М.Ю. Горохов в статье «К вопросу о специфике публицистического текста» отмечает, что в нем одновременно реализуются две авторские стратегии: научная – направленная на объективное исследование реальной общественной жизни, и художественная, призванная передать индивидуально-авторскую картину мира. «В результате рождается произведение, в котором авторское начало проявляется на двух уровнях: первый уровень синтетичности – это выводы, сделанные на основе проведенного анализа фактов или описанных событий, явлений и процессов; а второй уровень – это оформление текста как сложного знакового образования, несущего законченный смысл». Следовательно, продолжает он, «публицистический текст не является... вместилищем сугубо событийной информации... Он сосредоточен не столько на установлении контакта реципиента с объективной – внешней по отношению к читателю и автору – средой, сколько на достижении межсубъектного взаимодействия с доминированием авторской позиции...». Исходя из этой посылки М.Ю. Горохов делает вывод о том, что «ПТ выступает не просто передающим звеном в коммуникации, а ее самодостаточным элементом, стремящимся к тому, чтобы, внедрившись в воспринимающее сознание, оказывать влияние на весь последующий процесс интерпретации реципиентом любой другой социальной информации». В идеале авторская стратегия должна реализовываться в журналистском (публицистическом) тексте на основе синтезирования знаний об актуальной действительности, о закономерностях процесса развития мироздания, об актуальных потребностях аудитории и стратегии развития общества, о миссии журналистики в обществе, а также об основах эстетики как принципах совершенствования формы, адекватной содержанию, то есть в соответствии с принципом логически оправданной целесообразности, который должен увязываться с функциями журналистики.

Именно автор обеспечивает выбор и усвоение аудиторией конкретного дискурса из множества возможных, потому что именно он «просчитывает» (естественно с определенной долей погрешности, зависящей от таланта), какой смысл может проявиться у текста в конкретной коммуникативной ситуации в результате взаимодействия конкретного автора (биографического, социального, коллективного) и аудитории, обладающей определенными характеристиками, погруженных во внетекстовую действительность, то есть осваивающих определенный квант социальной информации.

В связи со всем выше сказанным, особую значимость приобретает разговор об этико-правовой и профессиональной культуре журналиста. Имея большие возможности для оказания воздействия, а иногда и подчинения воспринимающего сознания журналист должен понимать, куда может привести аудиторию его авторская воля.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 904 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...