Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Поэтика тургеневского романа



В 1856 г. публикацией романа “Рудин” Тургенев открывает серию произведений, написанных в этом новом для него жанре. За “Рудиным” последовали “Дворянское гнездо” (1859), “Накануне” (1860), “Отцы и дети” (1862), “Дым” (1867), “Новь” (1877).

Как и в повестях, в романах Тургенева большое место уделяется любовной теме, которая, однако, чего не было в повестях, всегда дается в сплетении с исторической темой, а точнее, с темой смены поколений, рассматриваемой на широком фоне движения современной – европейской и русской – Истории. Каждый тургеневский роман – это своеобразный отчет об определенной эпохе русской истории, а взятые вместе они с полным правом могут быть названы художественной летописью жизни русской интеллигенции 30-60-х годов XIX в. Пробуждение у Тургенева интереса к злободневной исторической тематике находится в прямой связи с мощными общественными и культурными переменами, начавшимися в России после смерти в 1855 г. Николая I. На смену авторитарному правлению Николая I приходит более мягкое и более открытое Европе и новоевропейским жизненным ценностям правление Александра II, старавшегося опираться на трезвую либеральную интеллигенцию и довольно скоро приступившего к осуществлению ряда весьма значительных социальных и экономических реформ, первой из которых явилась знаменитая отмена крепостного права в 1861 г. Прогрессивные начинания нового царя оживили надежды западников-либералов и словно вдохнули в них новые силы, казалось, навсегда утраченные после тяжкого кризиса 1848 г. Вновь окрепла их вера в возможность исторического прогресса.
Первые три романа Тургенева посвящены еще “николаевскому” времени, но происходящее в них изображается как предчувствие и подготовка того, что случится после 1855 г. – эпохи “великих реформ” Александра II. Неблагополучное, трудное прошлое описывается из полного надежд настоящего (схема, противоположная “элегической” схеме “любовной” повести); в этом смысле название третьего романа – “Накануне” – можно считать общим для всей “николаевской” трилогии. Вера Тургенева, как западника-либерала, в поступательное движение Истории опиралась также на представление о значимости отдельной человеческой личности, являющейся ее творцом. Это представление о личности, формирующей Историю, будь то мощью своей мысли или энергией своего деяния, нашло отражение в композиционной выделенности главного героя тургеневских романов, который, как правило, значительно превосходит масштабом своей индивидуальности остальных героев произведения и словно возвышается над ними как некий “гигант”, избранный носитель духа Истории, живое воплощение ее пульсирующих токов.
Исключение составляет только главный женский персонаж, который также по-своему выделен среди персонажей второго ряда. Его функция – проверка личностной состоятельности героя и “суд” над ним в случае, если он не вполне и не во всем соответствует возложенной на него исторической миссии. Чаще всего такая проверка осуществляется в ситуации, обозначенной Чернышевским (в статье, посвященной повести “Ася”) как ситуация “русского человека на rendez-vous”: духовная состоятельность героя проверяется его способностью выдержать испытание любовью. Разумеется, речь идет о любви нового типа, чувственной и раскрепощенной, но поскольку герой претендует на статус “нового человека”, исторического деятеля, не скованного путами Традиции, он и должен быть подвергнут такого рода испытанию.
Едва ли не каждый из главных героев тургеневских романов соотнесен с типом Гамлета или Дон Кихота – классических литературных персонажей, характеры которых послужили основой для оригинальной тургеневской характерологии, изложенной писателем в докладе “Гамлет и Дон Кихот” (1860). В интерпретации Тургенева Гамлет – это умный, образованный, обладающий тонким эстетическим вкусом человек, но вместе с тем болезненный эгоцентрик, предельно зафиксированный на себе. Бесконечно ценящий свое “я”, он не способен принести его в жертву во имя какого-либо идеала, поскольку его гипертрофированно развитый ум подвергает сомнению любой идеал, включая и Бога. Ни во что не верующий и никого не любящий, кроме себя, он не в состоянии перейти от отвлеченной мысли к реальному действию: ни в общественной сфере – народ, “толпа” никогда не пойдет за ним, так как он не умеет воспламенять ее; ни в сфере любви – сердцу Гамлета, холодному, как лед, не знакомо большое, сильное чувство. Дон Кихот, по мнению Тургенева, во всем противоположен Гамлету. Он – прирожденный альтруист, всего себя готовый отдать идеалу, которому служит, ни на минуту не сомневаясь в его истинности. Если Гамлет – воплощенная мысль, то Дон Кихот – воплощенное действие с постоянной готовностью к жертве. Так же жертвенно и возвышенно его отношение к женщине, которой он (пусть даже это простая цыганка) поклоняется как Идеальному Существу, божественной Прекрасной Даме. Пламенный энтузиаст, исполненный веры, он способен увлечь за собой народные массы, которые готовы следовать за ним так же преданно, как его вечный спутник Санчо Панса.
Нетрудно заметить, что Гамлет, в тургеневском его понимании, одновременно напоминает байронического героя и во многом его повторяющих и к нему восходящих “лишних людей” русской литературы, таких как Онегин, Печорин, а из тургеневских – Чулкатурин из “Дневника лишнего человека” и Гамлет Щигровского уезда из “Записок охотника”. Дон Кихот же – это соединение типа возвышенного романтика и отчасти типа нового, нерефлексивно-цельного человека, некогда намеченного в образе Андрея Колосова. Отражает эта тургеневская характерология и социально-исторические воззрения писателя: читателям-современникам не составляло труда понять, что Гамлет – это символ русской дворянской интеллигенции с ее высоким уровнем образованности и рефлексивной культуры, который, однако, не столько помогает, сколько мешает ей соответствовать историческим задачам, стоящим перед русской нацией и требующим (особенно после 1855 г.) незамедлительных и активных действий; тогда как Дон Кихот – символ молодого, гораздо менее культурного, но гораздо более мобильного поколения разночинцев, которые как раз в середине века вышли на авансцену русской общественной жизни и с которыми Тургенев в тот период связывал надежды на ее действенное и результативное преобразование в духе новоевропейских идеалов.

11. «Евгений Онегин» как «протороман» русского романа сер. 19 в.

«Евгений Онегин» Пушкина – первый русский реалистический роман. Это произведение стало новым словом не только в русской, но и мировой литературе. А.С. Пушкин в своем романе сделал много художественных открытий. Жанр и композиция романа не являются исключением. В письме П.А. Вяземскому Пушкин отмечал, что пишет «роман в стихах». Такого в русской литературе еще не было. Для «Евгения Онегина» поэт изобретает особую строфу, которая была названа «онегинской». До Пушкина роман писался исключительно прозой и принадлежал к эпическому роду литературы. То есть в романах начала 19 века было много описаний, но мало места уделялось чувствам. Пушкин же в своем произведении вводит огромное количество лирических отступлений. Они принадлежат образу автора, который появляется в романе. Это еще одно новшество Пушкина. Благодаря образу автора Пушкин размышляет о многом, беседует с читателем, делится с ним своими воспоминаниями. Поэт говорит об искусстве, о литературе и литературных направлениях его времени, высказывает свое отношение к героям, размышляет на различные нравственные темы, философствует. Пушкинский роман имеет традиционный любовный сюжет: любовь Онегина и Татьяны. Но он получает у поэта новое развитие. В романе очень мало событий, потому что для Пушкина главное – раскрыть характеры героев. Также особенностью сюжета в «Евгении Онегине» является то, что сюжет как бы дважды повторяется. То есть здесь поэт использует прием «зеркального отражения». Это же дает право называть «Евгения Онегина» социальным романом, так как в нем Пушкин показывает дворянскую Россию 20-х годов ХIХ века, сравнивает светских петербургских людей с простыми помещиками: их нравы, интересы, привычки – и стремится объяснить различные социальные явления. Например, поэт обусловливает разницу между характерами светских дворян и помещиков близостью последних к старорусской культуре и к простой природе, а скуку петербургских молодых людей (на примере Онегина) – пресыщенностью мишурной и пустой жизнью высшего света, а также невозможностью найти свое место в обществе, самореализовавшись на интересном им поприще. Белинский пишет, что Онегин- первый подлинный национальный характер. Само произведение обладает переходящей исторической художественной ценностью и передает саму суть жизни, являясь «энциклопедией жизни». Черты Онегина, как героя и как романа, можно проследить почти в каждом романе классической литературы, в особенности период середины 19го века. «Евгений Онегин» положил начало роману середины 19го века, Пушкин впервые широко раскрывает индивидуальность героя, с его личными душевными переживаниями, мы являемся свидетелями духовного развития, преображения героев (в частности Евгения и Татьяны).Автор раскрывает личности героев в течение всего романа. По такой же литературной дороге пошли и писатели середины 19го века такие как: М.Ю. Лермонтов, И.С. Тургенев, И.А. Гончаров. Для И.С. Тургенва величайшим образцом для романного творчества писателя всегда оставался пушкинский роман в стихах. Создатель «Рудина», «Дворянского гнезда», «Отцов и детей» -«художник и поэт и генеалогию его надо вести от поэта, от Пушкина, чьим восторженным учеником и поклонником он всегда себя объявлял…Пушкин оставил нам роман в стихах- величайший в нашей литературе, и в нем следует искать истоки творческого метода Тургенева» Из всех тургеневских романов «Рудин», если можно так сказать, самый «онегинский». Даже только со стороны развития лирического сюжета: любовь Натальи к Рудину, перенесшая горькое разочарование; нравственные страдания героя; его покаянное письмо. Пушкинские строки -«Блажен, кто смолоду был молод»- звучат в тургеневском романе как лейтмотив. В конце романа Тургенев дает обобщенный образ героя: это человек, не только причинивший боль другим, но и страдающий сам, обреченный быть вечным скитальцем.. Рудин и Онегин – дворянские интеллигенты,по природе своей скитальцы, не знающие чего хотят от жизнь, их характеры очень противоречивы. персонаж романа «Герой нашего времени»-Печорин стал в нашей литературе своеобразным «продолжением» Онегина. Оба героя проходят через несчастья, оба становятся виновниками гибели людей. Гибнут на дуэли Ленский, Грушницкий, разбиты сердца Татьяны, Веры и Мери, гибнет Бэла… Не от того ли так тяжело на душе у героев, что они рождены, чтобы творить добро, однако несут только зло? … Оба героя высокомерны, себялюбивы, циничны, они близки своим скептицизмом и неприятием окружающих, своей боязнью связать себя какими-либо узами или обязанностями, оба разочаровываются в жизни. Вот и получилось, что совершенно разные герои, живущие в разные исторические эпохи, пришли в одному итогу: один начав, другой продолжив галерею «лишних людей». Благодаря созданию «Евгения Онегина» в литературе 19 го века появляется целый ряд произведений, основной проблемой которых является конфликт человека и общества, воспитавшей его среды. «Обломов» Гончарова резко отличается от «онегинских» героев, но имеет схожую духовную ситуацию и финал- глубокое разочарование и осознание никчемности всего существования. Обломов тоже занимает позицию героя, не нашедшего своего места в обществе, не понятого и отвергнутого окружением.

12. Оппозиция романтизма и действительности в романе Гончарова «Обыкновенная история».

И. А. Гончаров (1812–1891). «Обыкновенная история» — первый роман Ивана Александровича Гончарова, опубликованный в 1847 году в журнале «Современник». Иногда его объединяют в неформальную трилогию с последующими романами «Обломов» и «Обрыв». «Обыкновенная история» — роман воспитания, повествующий о взрослении и разочаровании в собственных идеалах неискоренимого, как представляется вначале, провинциального романтика — Александра Адуева.

Александр Адуев — молодой дворянин, «трижды романтик — по натуре, по воспитанию и по обстоятельствам жизни». Воспитанный в патриархальном барском духе. Он едет в Петербург к своему дяде. Александр, полный возвышенных мечтаний, любви ко всему человечеству и веры в своё призвание, надеется осуществить в Петербурге три своих мечты — прославиться как поэт и писатель, найти «вечную любовь» и «неизменную дружбу». Столкновение героя с жёстким и циничным Петербургом только в самом конце романа убеждает его, что надо быть таким же жёстким и циничным и делать «карьеру и фортуну». Как поэт он не состоялся — в Петербурге оказалось немало таких же посредственных поэтов как и он сам, а как писатель, так и вовсе оказался бездарным — писал то, что уже давно написано другими и никаких новых тайн миру не открыл. Встретив свою первую любовь в Петербурге, - Наденьку, Александр был уверен, что это навечно, и серьёзно вознамерился жениться на ней, но через полтора года Наденька променяла его на графа Новинского, который оказался человеком бывалым и с широким кругозором — всё то, что Наденьке не хватало в Александре, и последний разочаровался в любви; скоро разочаровался и в дружбе: случайно встретил на Невском проспекте своего друга детства Поспелова, с которым не виделся ни разу после приезда в Петербург и не знал, что тот тоже уже в Петербурге, но Поспелов, пригласив его к себе, не захотел разговаривать ни о любви, ни о романтике, ни о детстве и шалостях, а только расспрашивал его о службе, карьере и. т. п., и Александр сбежал от него. В эпилоге мы узнаем, что почти через 15 лет он превратился в преуспевающего дельца, ограниченного карьериста и вовремя женился на богатой «с расчётом».

Петр Адуев — дядя Александра и его абсолютный антипод «Один восторжен до сумасбродства, другой — ледян до ожесточения» (цитата из романа). Богатый и известный в Петербурге человек. Жизнь удалась ему — «он сам нашёл себе дорогу». Он презрительно относится к людям, не приспособленным к жизненной борьбе, не умеющим владеть собою: «Восторги, экзальтация — тут человек всего менее похож на человека и хвастаться нечем. Надо спросить, умеет ли он управлять чувствами; если умеет, то и человек». Пройдя большой жизненный опыт, он считает, что дружба, любовь, поэзия, слава — лишь красивые слова, не существующие в жизни и даже не должны существовать, ибо все это глупость, блажь и слабость, и ничего в них возвышенного для человека нет. А также в силу своего жизненного опыта, все время давал Александру нехорошие (для Александра) предсказания, которые всегда сбывались: предсказал, что он не прославится ни как поэт, ни как писатель, потому что таланта нет; предсказал ему измену Наденьки за год до того, как она изменила. По сути, почти все, что произошло с Александром в этой истории, произошло по сценарию его опытного дяди Петра Ивановича.

В основе «Обыкновенной истории» лежат три темы. Первая из них — это романтика, вторая тема посвящена купечеству, и третья тема касается женщины в клетке условностей того времени. Адуев-младший и Адуев-старший воплощают для Гончарова две стороны России — полуазиатскую провинцию и европеизированную столицу. Пропасть между ними становится наиболее очевидной в середине романа, когда Адуев-младший занимает положение типичного «лишнего человека». Примирить эти две крайности без особого успеха пытается супруга Адуева-старшего. Взаимное притяжение и антагонизм двух Адуевых — репетиция отношений Обломова и Штольца в следующем романе Гончарова. Место Адуевой в следующем романе займёт барышня Ольга Ильинская. Адуевский лакей Евсей будет трансформирован в слугу Обломова. Принципиальная разница между романами в том, что в отличие от Обломова младший Адуев находит силы преодолеть в себе «лишнего человека», побороть собственную пассивность, добиться карьерного роста, а вместе с ним — расширения жизненного опыта.

Сам Гончаров в статье «Лучше поздно, чем никогда» обозначил единство всех 3з романов, сказав, что каждый из них изобразил определённый этап русской жизни. Их объединяет широкий эпический охват жизненных явлений, отражение длительных эволюционных процессов, внимание к глубинным пластам социального и национального быта, и к коренным основам жизни в целом. Национальные типы Гончаров любит включать в контекст мировой литературы.

Сквозные проблемы всех 3х романов:

1. Поиск гармоничной личности: «Обыкновенная история» - реализация поиска через конфликт 2х мировоззрений.«Обрыв» - через создание идеальных образов с явно религиозным подтекстом (Вера, бабушка)

2. Проблема смены возрастов. В «Обыкн истории» она вышла на первый план, в 2х последующих романах она редуцирована.

3. Проблема взаимоотношений со своим веком, временем. Во всех 3х романах решение: человек должен быть вписан в свою эпоху, не быть в конфликте со временем, но и не утратить целей нравственного развития.

4. Проблема идеалов вообще. Она сочетает у Гончарова античную и христианскую этику, т.е. представлена как единство пластичной, внешней и духовной внутренней красоты.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 3350 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...