Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Сравните деятельность выдающихся казахских просветителей Ч. Валиханова, И. Алтынсарина, А. Кунанбаева



Вторая половина XIX века знаменательна в истории Казахстана тем, что в это время жили и творили такие выдающиеся представители казахской культуры, как Ч. Валиханов, И. Алтынсарин, А. Кунанбаев.

Чокан Валиханов (1835-1865) родился в крепости Кушмурун, до 12 лет обучался в частной школе, в 1847 году поступил и в 1853 году окончил Сибирский кадетский корпус в Омске в звании корнета армейской кавалерии. В 1855 году в. качестве адъютанта генерал-губернатора Западной Сибири Гасфорта Ч. Валиханов принял участие в поездке от Омска до Заилийского Алатау, где закладывалось укрепление Верное. За это время он собрал и обобщил богатый материал по истории, религии, обычаям, фольклору казахов. В 1856 году он принял участие в экспедициях от Алакуля до Иссык-Куля, а также в Кульджу. Впечатления от этого путешествия и свои наблюдения он изложил в "Дневнике поездки на Иссык-Куль", "Записках о киргизах", в работе "Западная провинция Китайской империи и г. Кульджа". Несомненньгм вкладом в изучение устного народного творчества явились записанные Валихановым отрывки из знаменитого киргизского эпоса "Манас". Свидетельством признания его научных изысканий стало избрание молодого ученого в феврале 1857 года действительным членом Русского географического общества.

1858-1859 годах Ч. Валиханов впервые после Марко Поло побывал в Кашгаре, где собрал уникальный исторический и этнографический материал, уникальные реликвии - рукописи, грамоты, предметы искусства. Например, он обнаружил бесценные исторические источники: сочинение мирзы Мухаммеда Хайдара Дулати "Тарих-и Рашиди", "Историю династии ходжей в Восточном Туркестане", «Жизнеописание султана Сатук Богра-хана», основателя государства Караханидов и другие. Результатом поездки стал капитальный труд "О состоянии Алтышара или шести восточных городов Китайской провинции Нан-Лу (Малой Бухарии)". В этой работе Ч. Валиханов дал анализ китайской системы колониального управления Восточным Туркестаном, населенным преимущественно тюркскими народами, приверженцами ислама, среди которых были уйгуры, кыргызы, узбеки, а также дунгане. В 1856-1861 годы Ч. Валиханов проживал в Петербурге, где работал в Военно-учетном комитете Генерального штаба, Азиатском департаменте, Географическом обществе. Здесь он поддерживал связи с востоковедами В. В. Григорьевым, В. В. Вельяминовым-Зерновым, с такими учеными, как А. Н. Бекетов, В. П. Васильев, писателем Ф. М. Достоевским, дружба с которым началась еще в Семипалатинске, общался с поэтами А. Н. Майковым и Я. П. Полонским.

Весной 1861 года он тяжело заболел и вынужден был вернуться на родину. 10 апреля 1865 года в ауле Тезека в урочище Кочен-Тоган он скончался. Ч. Валиханов оставил богатое научное наследие, в которое, помимо уже названных работ, вошли также "Аблай", "Киргизское родословие", "Вооружение киргиз в древние времена и их военные доспехи", "Записка о судебной реформе", "О мусульманстве в степи", "Следы шаманства у киргизов", "О кочевьях киргиз" и другие. Его вклад в науку заключается в том, что он собрал уникальный материал по истории, этнографии, фольклористике, литературе, политическому, социальному и экономическому развитию таких малоизученных регионов Центральной Азии, как Семиречье, Кыргызстан, Восточный Туркестан тем самым значительно сократил белые пятна в русской и мировой науке. Одним из первых Валиханов ввел в научный оборот целый пласт исторических источников, каковыми являются казахский и кыргызский эпос, фольклор. Ему принадлежит приоритет в постановке и разрешении ряда таких узловых проблем истории тюркских народов как этногенез, социальная структура, политическое положение, национально-освободительная борьба, роль ислама в их жизни.

В рассматриваемый период активно творил казахский просветитель и общественный деятель педагог Ибрай Алтынсарин (1841-І889). Потеряв отца, он воспитывался у своего деда, известного бия, войскового старшины Оренбургской пограничной комиссии Балхожи Жанбурчина. Затем учился в казахской школе цри Пограничной комиссии. Йбрай Алтынсарин явился создателем первых в Казахстане начальных и профессиональных учебных заведений. Благодаря его стараниям были открыты в крае женские, ремесленные, сельскохозяйственные училища. В 1879 году он был назначен инспектором школ Тургайской области. Плодотворно трудясь в области педагогики, этнографии, фольклористики, он написал следующие учебные пособия: "Киргизская хрестоматия", "Начальное руководство к обучению киргизов русскому языку", опубликовал отрывки из казахского эпоса "Кобланды-батыр", "Жанибек-батыр", материалы по истории - "Кыпчак Сейткул", "Байулы" и другие. В "Записках" Оренбургского отдела Русского географического общества Алтынсарин публикует также статьи по этнографии "Очерк обычаев при сватовстве и свадьбе у киргизов Оренбургского ведомства", "Очерк обычаев при похоронах и поминках у киргизов Оренбургского ведомства". Путь к прогрессу своего народа он видел в просвещении. Во второй половине XIX века продолжало развиваться устное народное творчество. Темами его были исторические события, герои-ческие личности, родовые отношения, любовь. Всенародным признанием пользовались в то время такие акыны, как Шоже, Шортанбай, Суюнбай, Жамбыл, Сара и другие.

Наряду с устным народным творчеством развивалась и письменая казахская литература. Выдающимся ее представителем был Абай Кунанбаев (1845-1904). Абай родился в Чингизских горах Семипалатинской области в семье старшины рода тобыкты. Первоначальное образование получил дома, а затем в медресе. Он был знатоком обычаев, традиций казахского народа. Абай соединил в себе устное народное творчество, восточную поэзию и русскую, европейскую классическую литературу. В 1886 году он написал стихотворение "Лето", положившее начало его поэтическому творчеству и в последующие годы его жизни. Он перевёл на на казахский язык произведения А. Пушкина, М. Лермонтова. Абая, глубоко верившего в творческие силы своего народа и близко воспринимавшего его чаяния, называют "отцом казахского народа". Наиболее полно его философские взгляды отражены в прозаическом произведении "Гаклия", где в виде афоризмов, притч, философских миниатюр представлена квинтэссеции проблем и достижений казахского народа.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 956 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...