Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Кимаки и кипчаки. Арабо-персидские источники



Кимекский каганат (IX - начало XI вв.). Ранний этап истории кимеков связан с племенем яньмо, отмеченным в китайских источниках в связи с событиями VII в. в западнотюркской среде. К середине VII в. имеки (кимеки) откочевали в районы севернее Алтайских гор и в Прииртышье. Во второй половине VIII — начале IX вв. кимекские племена двигаются в трех направлениях: на северо-запад, к Южному Уралу (в основном кыпчаки), на юго-запад, к бассейну Сырдарьи и Южному Казахстану и на юг, в пределы северо-восточного Семиречья. Между 766 и 840 гг. кимеки заняли территорию Западного Алтая, Тарбагатая и Алакольской котловины.

После распада в 840 г. Уйгурского каганата в Центральной Монголии часть входивших в него племен (эймур, баяндур, татар) присоединились к ядру кимекского объединения. Глава кимекских племен стал носить титул байгу (ябгу).

Источники единодушно относят кимеков к числу основных тюркских племен. Первое по времени упоминание этнонима «кимек» в письменных источниках относится к событиям VIII в. и связано со списком политически и социально значимых тюркских народов по данным арабского географа Ибн Хордадбеха (IX в.).

Единственным источником, сохранившим, хотя и в неполном, искаженном, переработанном виде, легенду о происхождении кимеков, является труд персидского историка XI в. Гардизи. Согласно этой легенде, кимеки происходят от татар, родственниками татар названы также кыпчаки, баяндуры. Вхождение татар в племенной союз кимеков относится к середине IX в. Легенда о происхождении кимеков, очевидно, проистекает из реалий этнополитических и этнокультурных связей кимеков и кыпчаков с татарскими племенами. Первое упоминание о государственном образовании у кимеков появляется в арабоязычных историко-географических сочинениях конца IX — начала X вв. Аль-Якуби (IX в).

Со времени сложения у кимеков каганата в конце IX — нач. X вв. их царь стал носить высший тюркский титул кагана. По данным «Худуд аль-алам» и ал-Идриси, ядром кимекского государства стали 12 племен.

Вследствие единения военного и административного начал управители-вожди (шад-тутуки), стоявшие во главе крупных племенных объединений, стремились укрепить индивидуальные кочевые хозяйства и упрочить политический вес.

Политическая история. Кимекские правители захватили часть земель токузогузов, совершали набеги на их города в Восточном Туркестане. Каган кимеков вторгался и в страну енисейских кыргызов. Предпринимались, в частности, военные походы караханидов вглубь кимекских земель, порой они доходили до Иртыша. В начале XI в. рухнул Кимекский каганат. Его падение было вызвано двумя причинами: центробежными тенденциями кыпчакских ханов, стремившихся к самоопределению, усилением в каганате междоусобных распрей, и миграцией кочевых племен Центральной Азии, переселение которых относится к началу XI в.

Кыпчаки (начало XI в. - 1219 г). Этническая история. Этноним «кыпчак» впервые упоминается в древнетюркском руническом памятнике, датируемом 760 г. В мусульманских источниках кыпчаки впервые отмечаются арабским географом Ибн Хордадбехом (IX в.) в списке тюркских племен, хронологически относящихся также к VIII в. Формирование этнической общности кыпчаков было сложным и делится на три этапа:

1. VII-VIII вв. – кыпчаки населяли земли на севере от Алтайских гор и в Прииртышье, составляя после падения Западнотюркского каганата в 656 г. ядро племенного союза кимеков.

2. VIII-IX вв. – кыпчаки сложились как этнос в Центральном и Восточном Казахстане. Кыпчаки находились в политической зависимости от Кимекского кагана, входили в конфедерацию, а затем в Кимекский каганат.

3. XI-XIII вв. – установление господства кыпчакских ханов в основном в Восточном Дешт-и-Кыпчаке. Во второй четверти XI в. племенная знать кыпчаков вытеснила огузских джабгу из нижнего и среднего течения Сырдарьи, Приаральских и Прикаспийских степей. С изменением этнополитической ситуации в регионе связано появление в начале второй четверти XI в. названия Дешт-и Кыпчак (Степь кыпчаков) вместо бытовавшего до того в письменных источниках «Степь огузов» (Мафазат аль-гуз). В середине XI в. началось движение кыпчакских племен в западном направлении от Итиля (Волги). В XI-XII веках кыпчаки были самым многочисленным из всех тюркоязычных народов Центральной Азии и Восточной Европы. Ставка правителей находилась в городе Сыгнаке. Однако завершающий этап формирования кыпчакской народности был прерван монгольским нашествием.

Политическая история. Караханиды предпринимали походы в восточные пределы Кыпчакского ханства, в свою очередь кимеки с берегов Иртыша совершали набеги в пределы тюркской мусульманской державы в Семиречье.

В 1065 г. правитель сельджуков Алып Арслан совершил поход на Мангышлак против кыпчаков. В результате этой военной кампании часть кыпчакских племен временно попала в зависимость от сельджукидов Хорасана. В 1096 г. племена кыпчакского объединения во главе с «могущественным» ханом совершили поход на Хорезм. Однако покровители хорезмшахов сельджукиды вынудили их возвратиться на Мангышлак.

В конце XI — начале XII вв. Дженд, Янгикент и другие города нижней Сырдарьи находились в руках кыпчакских вождей. Однако в первой половине XII в. они стали ареной упорной борьбы между кыпчакскими ханами и государством Хорезмшахов, пытавшимися, во что бы ни стало овладеть ими. В 1133 г. кыпчаки потерпели поражение от хорезмшаха Атсыза, предпринявшего поход из Жента вглубь Дешт-и-Кыпчака. С этого времени (второй трети XII в.) началась раздробленность Кыпчакского ханства, вызванная рядом причин. Причины ослабления:

- ориентация на сближение с Хорезмом среди знати кыпчакских племен;

- сложение крупного объединения канглы;

- усиление междоусобной династийной борьбы за власть.

Со второй половины XII в., в особенности с эпохи правления Текеша (1172—1200), проводилась целенаправленная политика на сближение с кыпчакской знатью. Правящая знать Кыпчакского ханства и династии Хорезмшахов вступала между собой в родственные связи. Кыпчакской ханство окончательно пало под натиском монгольского нашествия, и территория вошла в состав улуса Джучи.

Общественное устройство. Власть кыпчакских ханов передавалась по наследству от отца к сыну. Династийным родом считались ель-борили, из числа которых выходили ханы. В ханской ставке, называвшейся ордой, находился аппарат управления хана, ведавший ханским имуществом и ханской армией. В военно-административном отношении Кыпчакское ханство, следуя древнетюркским традициям, делилось на два крыла: правое — со ставкой на р. Урале на месте города Сарайшык и левое — с резиденцией в городе Сыгнаке, во главе которого стояли ханы из рода уран. Более мощным было правое крыло. Центр ханства, скорее всего, находился в Тургайских степях.

Известно, что VI-X вв. были периодом крупных социально-политических сдвигов в развитии Казахстана, что отразилось в росте городов. Какую роль играли города в экономической жизни Казахстана этого периода?

С VI в. развивается городская культура. Южный Казахстан и Семиречье были двумя районами формирования городской культуры. Первое описание городов Семиречья принадлежит буддийскому паломнику Сюань Цзяню, проехавшему здесь в 630 г. Расцвет городской культуры. В период IX – начало XIII вв. наблюдается общий подъем городской культуры на Востоке и в Средней Азии. Появляемся новый район городской культуры - Северо-Восточное Семиречье (Илийская долина). В IX-XII вв. наблюдаемся территориальный рост городов за счет: увеличения рабадов; оседания кочевников.

Численность городского населения. В крупных городах проживало многотысячное население. Например: в Испиджабе 40 тыс., в Отраре 16 тыс., в Таразе и Баласагуне по 10 тыс. человек. Больше городов с населением 1-3 тыс. человек. По сведениям Ю. Баласагуни в Южном Казахстане 25 городов, в юго-западном Семиречье 27 городов, в северо-восточном Семиречье 70 городов.

Функции городов:

1. Города – административные центры (VII- VIII вв.). 2. Города – центры земледелья, торговли и ремесла;

3. Города – центры культуры.

Обменная торговля с кочевниками осуществлялась на ярмарках, которые собирались в больших городах – Испиджабе, Отраре и Дех-Нуджихкесе. Важным торговым центром был Тараз, о котором в источниках говорится как о «городе купцов».

В VI-VIII вв. представители влиятельных родов уже чеканили монету со своими тамгами. В крупных городах Казахстана – Испиджабе, Отраре, Будухкете и Таразе функционировали монетные дворы.

Районы города:

· цитадель – административный район, где жил правитель города;

· шахристан – центральный район, где жили знатные люди, военачальники, духовенство;

· рабад – хозяйственный район, где жили ремесленники, земледельцы.

Города имели округлую планировку. Городское жилище в Семиречье характеризовалось двумя типами домов. К первому относятся квадратные либо прямоугольные в плане однокомнатные наземные дома, или заглубленные в землю. Ко второму типу относятся двухкомнатные дома, в которых кроме жилого помещения имелась небольшая кладовая. В основе жилища Семиречья лежит принцип расположения в ряд длинных узких помещений, объединенных коридором, через который сообщались комнаты – «гребенчатая планировка».

В ходе археологических раскопок на территории Южного и Юго-Восточного Казахстана обнаружены остатки буддийских храмов, несторианских церквей, мусульманских мечетей. Вместе с тем тюрки по-прежнему поклонялись своим божествам. Как Вы считаете, с чем связана такая веротерпимость тюркских каганов и рядовых тюрков?

Шелковый путь – трансконтинентальный путь древности и средневеквья между Востоком и Западом, начала функционировать торговая и дипломатическая артерия с середины II в. до н.э. По Шелковому пути распространялись и религиозные идеи, а миссионеры разносили свою веру в заморские страны. Из Индии через Среднюю Азию и Восточный Туркестан в Китай пришел буддизм, из Сирии, Ирана и Аравии — христианство, а затем ислам.Веротерпимость тюркских каганов и рядовых тюрков, возможно, была связана с их заинтересованностью в развитии торговых отношений по Великому шелковому пути, поскольку кочевники нуждались в продуктах и изделиях земледельческих оседлых культур. Кроме того, для менталитета кочевников характерны традиции гостеприимства и толерантности, что также предопределило их терпимость к другим религиям. Состав тюркских племен был неоднороден, часть племен принадлежали к индоевропейской языковой семье, часть к тюркской. Тюрки, говорившие некогда на иранских языках, в культурном плане тяготели к иранской культуре, откуда пришло христианство несторианского толка. Переход части тюркских племен к исламу, в частности карлуков в государстве Караханидов в 960 году при Мусе хане, свидетельствовало о политических ориентациях караханидов, стремившихся установить дружеские отношения с арабами. Поэтому помимо культурных факторов здесь имеют место политические.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 519 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.014 с)...