Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Казахстан в эпоху бронзы



Бронзовый век делится на три периода: ранняя XVIII-XVI вв. До н.э., средняя XV-XIII вв. до н.э., поздняя XII-VIII вв. до н.э. В горные и степные районы Казахстана земледелие пришло в эпоху бронзы в конце III тыс. н.э. Вместе с земледелием возникло и скотоводство.

На рубеже первой - второй четверти II тысячелетия до нашей эры в евразийских степях была изобретена бронза. В степной части Восточной Европы и Казахстана индоевропейская языковая и культурная общность стала известна современной науке в качестве носителей срубной и андроновской культур.

Археологические памятники (поселения, могильники, рудники, наскальные рисунки) племен Казахстана эпохи бронзы относятся к андроновской культуре, названной так по месту первых раскопок могильника у села Андроново под городом Ачинском в Южной Сибири. Раскопки здесь были проведены в 1913 г. Б.В. Андриановым. В 1927 г. археолог М.П. Грязнов обнаружил аналогичные погребения в Западном Казахстане и установил, что зона ее распространения охватывала обширное пространство Южной Сибири, Казахстан, прилегающие районы Урала, Среднюю Азию. Один из основных центров андроновской культуры находился на территории Казахстана.

Признаки андроновской культуры.

Как свидетельствуют археологические данные, андроновцы в подавляемом большинстве 1) вели оседлый образ жизни. Их посёлки располагались по берегам рек с широкими пойменными лугами. Андроновцы 2) занимались скотоводством и земледелием с преобладанием пастушеского скотоводства. Главным признаком андроновской культуры является 3) своеобразный погребальный обряд с трупоположением на боку, в скорченном состоянии, в «ящиках» из каменных плит или в прямоугольных грунтовых ямах с погребальными сооружениями в виде каменных оград различных конфигураций - прямоугольной, круглой, овальной форм, или курганных насыпей. Иногда труп сжигали.

Следующим признаком андроновской культуры было 3) изготовление посуды ручной лепки, которая в отличие от предшествующей, круглодонной, была плоскодонной со сложным геометрическим орнаментом, наносившимся гребенчатым или гладким штампом. И, наконец, андроновскую культуру отличали 4) специфической формы металлические украшения. Это серьги из золотого листа, свернутые в полтора оборота, украшения головного убора и одежда в виде «очковидных» и «лапчатых» подвесок, браслеты со спирально закрученными концами.

Памятники андроновской культуры: в Центральном Казахстане обнаружено свыше 30 поселений; более 150 могильников андроновской культуры (на реке Нура, Атасу, аула Дандыбай близ Караганды, в урочище Бегазы в Северном Прибалхашье). Андроновская культура Центрального Казахстана делится на три периода: ранний – нуринский, средний – атасуйский, поздний – бегазы-дандыбаевский. Здесь ранний этап - нуринский, названный по находкам в долине реки Нура, характеризуется преобладанием в погребальном обряде кремации (трупосожжения). Средний - атасуский, получивший свое название по группе могильников в долине реки Атасу. Преобладающим становится трупоположение в скорченном положении на боку. Поздний - бегазы-дандыбаевский - по находкам у аула Дандыбай близ Караганды и урочище Бегазы в Северном Прибалхашье. Первые раскопки были проведены археологической экспедицией во главе А.Х. Маргуланом. Для неё характерно сохранение андроновских традиций, а с другой стороны – появление новых элементов – особого типа надгробных сооружений, своеобразного погребального обряда, новых форм глиняной посуды. Наряду со скорченным трупоположением встречаются трупоположения вытянутые на спине. Эта культура также характеризуется появлением новых форм глиняной посуды с геометрическим орнаментом, а также наличием большого количества шахт по добыче меди. Хозяйственная жизнь бегазы-дандыбаевцев была основана на кочевом скотоводстве

В Северном Казахстане известны памятники ранней бронзы в районе Петропавловска. Одно из них: Аркаим - на границе Челябинской и Костанайской областей. В период средней бронзы значительно изменились домостроительство, организация поселений. Примером бытового комплекса является поселение Тасты Бутак в Западном Казахстане. Здесь открыты десятки поселений и могильников данного периода. В Восточном Казахстане подобные памятники андроновской культуры найдены в долинах Иртыша, Бухтармы, Курчума на Алтае и Тарбагатае. На юге Казахстана и в Семиречье обнаружены скопления наскальных рисунков Тамгалы и Каратау. Памятниками средней бронзы Семиречья являются могильники Тамгалы, Каракудкук. В районе Каратау – могильник Таутары. В низовьях Сырдарьи в Приаралье открыты уникальные памятники бронзы - мавзолеи Тегискена.

Хозяйство андроновцев. Племена бронзового века образовали исходный культурный пласт на основе которого происходило формирование культуры ранних кочевников. Основным занятием людей было пастушеское скотоводство и мотыжное земледелие. Домашние промыслы. В эпоху бронзы развивались ремесла, ткачество, изготавливали керамическую посуду ручной лепкой, ленточной техникой, формовали на болванках, посуда лощилась, орнаментировалась, обжигалась. Уже были известны ткацкий станок и веретено.

Общественное устройство. Андроновцы жили в больших домах, большой семейной общиной, когда вместе жили и вели общее хозяйство несколько поколений родственников. Произошли заметные изменения в организации общественной жизни. Материнский род сменился отцовским. Первобытнообщинные отношения постепенно разлагались, усиливалась имущественная дифференциация, появились социальные слои – родовые вожди, жрецы, военачальники. Все дела решало народное собрание. Оно избирало и смещало старейшин рода, строго следило за исполнением родовых обычаев и традиций.

Религия и искусство. Древние арии были приверженцами зороастризма – религии с верой в единственного, несотворимого и вечного бога, творца всех прочих божеств (ахур) и всего благого – Ахура Мазду, которые в результате триады – «благой мысли», «благого слова» и «благого дела» должны были сокрушить Анхра Манью, «Злого Духа», предводителя демонов-дэвов.

Пантеон и эпос ариев были увековечены изобразительно в урочище Тамгалы в 170 км. к северо-западу от Алматы, в горах Анрахай. Древнейшие из множества изображений относятся к эпохе бронзы, т.е. ко времени андроновцев. Эпические герои несутся на колесницах, натягивая луки, кочуют на повозках, запряженных верблюдами, кружатся в ритуальном танце. Главные фигуры святилища – возвышающиеся над смертными «солнцеголовые существа».

Человек в эпоху брозны поклонялся силам природы, солнцу, огню, культу предков. В эпоху бронзы на камнях специальных религиозных святилищ появились рисунки, которые отражали представления андроновцев об окружающем мире.

Существовали вера в загробную жизнь, культ огня. Ритуал жертвоприношения: г лавным жертвенным животным был конь. Культ домашнего очага: о н считался домашней святыней, разрушение очага было самым страшным проступком. Культ предков, обычай поминок. Обычай запрета («табу»).

Искусство было тесно связано с религией.

1. Скульптура (каменные фигурки богов).

2. Наскальные изображения – петроглифы. Казахстан – один из наиболее богатых мест по числу и разнообразию наскальных рисунков. Рисунки Тамгалы, Каратау, Маймак, Тарбагатая, Букентау изучались археологами и стало достаянием мировой культуры.

По своему антропологическому складу андроновцы были представителями европеоидной расы - широколицые, с открытыми глазами, развитым надпереносьем, резко выступающим носом.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 1219 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...