Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Единство и многообразие культур. Типология культур. Проблема диалога культур



Очевидно, что культура как социальный организм развивается под воздействием различных факторов. С учетом многообразия этих факторов можно выделить два основных исторических типа культуры.

Первый тип – это культура так называемого «традиционного» общества. Для нее характерно господство устойчивых консервативных традиций и медленное накопление новаций (нововведений). Здесь имеет место невысокая степень практического вмеша-тельства человека в природу как объект деятельности и, соответственно, мораль нена-силия и гармонии с природой. Экономика основывается на экстенсивном производстве с низкой эффективностью. Свобода индивида фактически отсутствует. Данный тип культуры был присущ древним обществам (Египет, Ки­тай, Индия), он преобладает до сих пор во многих странах «третьего мира». Важнейшие элементы этого типа культу-ры (община, несвобода индивида и др.) были представлены и в истории российского общества.

Второй тип – это культура так называемого «техногенного» общества. Ей присущи динамичное развитие науки и техники, активная предметная деятельность человека и его массированное вторжение в природу. Сама деятельность рассматрива-ется как высшее предназначение человека и ценится гораздо выше простого созерца-ния, что свойственно культуре «традиционного» общества. В рамках этого типа куль-туры природа воспринимается прежде всего как мастерская и кладовая, а человек как работник. Человек – это кузнец собственного счастья и судьбы, творец «второй приро­ды», а знание – это его основная сила. «Техногенная» культура создала все предпо-сылки для впечатляющего прогресса человеческого общества. Вместе с тем она вплот-ную подвела человечество к собственной гибели, породив острейший экологический кризис и опасные техногенные катастрофы, разрушение человеческой духовности.

Мировая культура многообразна, поскольку она сформировалась в различных исторических, географических и иных условиях (например, культура земледелия, политическая культура и т.д.). Культурное пространство современного человечества весьма многолико, поскольку оно суммирует исторический опыт всех стран и народов мира. Культура каждого народа всегда уникальна, она воплощает в себе его исторический путь и судьбу. Несмотря на разноликость, мировая культура все же едина, так как она взаимосвязана. Это единство стало активно складываться по мере становления всемирной, т.е. целостной истории человечества. Разумеется, диалог культур имел место и ранее, но он носил не всемирный, а лишь локальный характер (например, связи и взаимодействия между странами Сре­иземноморья). 20 в. резко ускорил процесс сближения и взаимодействия региональных и национальных культур. В настоящее время налицо две основные тен­денции в развитии современной культуры.

Первая – это стремление к своеобразию и неповторимости, к сохранению собственного «лица», что наиболее очевидно проявляется в языке, литературе, фольклоре. Данная тенденция закрепляется становлением и развитием самостоятель-ных (суверенных) государств. Отдельные очаги культуры имеют самобытность и часто непохожи Друг на друга (например, национальные религии, системы права, экономические модели и т.д.).

Вторая тенденция – это взаимодействие и взаимо­проникновение отдельных культур. Этому благоприятствуют единые коммуникации и эффективные средства связи, активный торгово-экономический обмен, наличие общих структур управления этими процессами (например, при ООН существует ЮНЕСКО как организация по вопросам образования, науки и культуры). В итоге исторический процесс становится целостным, сотканным из многочисленных нитей культуры. На основе синтеза культур формируется единая, общепланетарная цивилизация с глобальной культурой, с единым культурным полем (пространством). В рамках этого пространства утверждаются обще-человеческие ценности, особенно актуальные в наше время идея ненасильственного мира, экологической безопасности и другие.

Культура ведь по сути своей – это живой организм, общее достояние всех стран и народов.

Сейчас складывается принципиально новый тип культуры — ноосферная, основанная на систематическом применении знания. Она символизирует собой не просто дальнейшее выделение человека из природной среды, но и возвышение и гос­подство над ней с помощью силы и энергии разума. Интеллектуальность является важнейшей характеристикой данного типа культуры и постепенно пронизывает все ее элементы. В наше время наука становится важнейшим элементом культурного про-странства. Мир, в котором живет современный человек, становится все более искус-стве-нным и научно-техническим, а не естественным, не природным. Культура окончательно заявляет о своей социальной сущности и утверждается как неприродное образование, деяние ума и рук человеческих. Однако ноосферная культура противоречива: она дала человеку невиданный ранее комфорт и возможности, но вместе с тем безжалостно отнимает у людей их природное начало и тем самым лишает их будущего. Это противоречие есть источник не только определенных надежд, но и больших тревог за будущее человека и человечества.

Понятие культуры выражает и характеризует человека как существо творящее.

Итак, культура — это мир человека, в котором ра­крываются и воплощаются сущностные силы и энергия человека. Культура есть продукт творчества и мир для человека, где черпают знания и опыт предшественников. Человек творит мир культуры, но и природа творит человека в качестве человека.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 2309 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...