Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Эстетика как теория прекрасного Основные критерии эстетики. Место искусства в духовной жизни общества



Эстетика - это наука об исторически обусловленной сущности общечеловеческих ценностей, их порождении, восприятии, освоении, а также философская наука о наиболее общих принципах эстетического освоения мира в процессе любой деятельности человека, и, прежде всего, в искусстве, где оформляются, закрепляются и достигают высшего совершенства результаты освоения мира по законам красоты.Как это происходит во многих науках, эстетика претерпевала изменения своего предмета в процессе развития. Современное определение предмета включает в себя изучение:

1) объективно-эстетического, понимаемого как природно-социальное и предметное основание эстетического знания и эстетической потребности;

2) творческо-преобразующей практики эстетического субъекта, выраженной через эстетическую деятельность и созна­ние, а также через теорию и систему её категорий;

3) наиболее общих, универсальных законов художественного творчества и искусства.

Часть исследователей считает, что центральной категорией эстетики является эстетическое, определяемое как совершенное в своем роде. Совершенство предполагает полноту бытия объ­екта, это свойство такого объекта действительности, в котором наиболее явно выражаются признаки рода природного, социального и духовного бытия. Эстетическое как совершенное об­наруживается и возникает в результате материально-духовной практики человечества, т.е. оно имеет двоякое происхождение: с одной стороны, оно объективно осваивается и преобразуется в практике (прекрасное в природе и в обществе), с другой - оно есть объективный результат этой практики (в эстетическом идеале и искусстве). (Объект => Эстетическое <= Субъект).

В результате столкновения в процессе духовно-практического освоения мира объективного состояния и субъекта социальной жизни, природного (материального) и идеаль­ного (духовного) возникает и функционирует новый объектив­ный феномен - эстетическое. Эстетическое выступает универ­сальной категорией. Помимо неё можно выделить три группы категорий, которые отражают:

1) объективные состояния /прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое/;

2) духовно-практическое освоение мира /эстетический идеал, эстетический вкус, эстетическое чувство/;

3) мир субъекта социальной жизни /искусство, художествен­ный образ, творчество/.

Одну из важнейших эстетических категорий - прекрасное - можно определить как совершенное, гармоническое. В прекрасном с наибольшей полнотой выражено позитивное совершенство, тенденция развития в природе, обществе и ду­ховной жизни. Гармонию чаще всего понимают как внешнее непротиворечивое целое, в котором все элементы уравновеше­ны. В понимании прекрасного как совершенной гармонии очень важным является то, что гармония есть объективное свойство природной, социальной и духовной действительности.

Искусство зародилось и приобрело свои основные черты еще в античности, то там оно не сразу начало мыслиться как особый вид деятельности. Вплоть до Платона «искусством» называлось умение строить дома, врачевание, управление государством, и поэзия, и Ф.ия. Эстетическое не было обособлено от утилитарного, этического и познавательного.

Искусство, как таковое, начинается там, где целью эстетической деятельности становится не познание или преобразование мира, не изложение системы этических норм или религиозных убеждений, а сама художественная деятельность, обеспечива-ющая создание особого, вымышленного мира, в котором все является эстетическим созданием человека. Искусство есть выражение внутренней сущности человека в ее цельности, которая исчезает в любой другой деятельности, где человек реализует только одну свою сторону, а не всего себя.

Среди всего многообразия видов духовной деятельности нет ничего, равного искусству по силе социального воздействия на человека. Искусство нередко даже пугало людей своей таинственной силой. В старые времена считалось, что любое стремящееся к порядку государство должно его запретить. Даже в новое время, государство продолжало накладывать жесткие цензурные запреты на передовую литературу, требуя от нее послушного воспевания официального мировоззрения.

Роль искусства в общественной жизни трудно переоценить, Любое глубокое переустройство общественных порядков всегда подготавливалось при активном участии искусства. Так было и в античности, так было и в эпоху Возрождения, так было и в период Октябрьской революции 1917 г.

Таким образом, эстетическое сознание и его высшая форма — искусство являются необходимым элементом общественного сознания, обеспечивающим его целостность и мобильность, его поисковую направленность в будущее, его психологичес­кую устой-чивость в настоящем. обеспечивает не только здоровье общества, но также и многовековую преемственность культуры, ее нарастающую универсальность. Создавая общезначимые идеи-образы, вырастающие до всечеловеческих символов, оно выра­жает смысл всего исторического развития. Искусство вбирает в себя все достижения человечества, по-своему трансформируя и изменяя их. Без использо-вания традиционных, живущих веками культурных символов невозможно включиться в линию преемственности культур, невозможно ощутить историю как единый процесс, имеющий определенное прошлое и только потому определенное настоящее и, главное, будущее. Народ без искусства лишен исторической памяти, а без исторической памяти он уже теряет свою национальную целостность.

Искусство говорит с нами на своем особом языке, которому надо научиться прежде, чем он станет понятен. Специфика языка искусства со времен Гегеля, определявшего искусство как «мышление в образах», чаще всего они описываются через художественный образ, метафору, символ, миф и другие аналогичные художественные приемы.

Искусство подделать нельзя, и во многом это объясняется именно тем, что искусство есть особая — художественная — форма познания мира. Специфика искусства заключена в следующем. Предметом искусства является сам человек в его взаимоотношениях с миром, который в отличие от частных гуманитарных наук рас­сматривается здесь в своем целостном виде. К специфическим свойствам искусства относятся: 1) особый язык (установка на образность в отличие от обобщенных катего-рий и понятий науки); 2) особый способ обобщения (общее через индивидуально-частное, а не частное через общее, как в науке); 3) использование художественного вымысла (что запрещается в науке); 4) личностный способ выражения (в отличие от безличностного стиля науки); 5) повышенное значение формы (без формы нет искусства, наука же практически безразлична к форме): 6) использование скрытых от научного обобщения пластов человеческого сознания. что придает искусству большую эвристическую силу. Искусство – это не деятельность, сопряженная с достижением одного только эстетического удовлетворения, но наряду с наукой особая форма познания мира.

95. Движущие силы развития общества. Социальный детерминизм. / Проблема общественного прогресса.

История каждого общества — ото его и только его история, которая не может повториться в точности в развитии другого общества. История любого общества — что те объективные и субъективные факторы, которые лежат в его основе и которые дают многовариантность развития общества.

Исторический процесс есть всегда единство и различие общего и особенного, повторяющегося и неповторимого, диалектики единства и многообразия. Двумя сторонами диалектики развития общества являются прогресс и регресс. Прогресс - основан на преемственности при переходе от старого уровня развития общества к более высокому. Регресс выступает лишь как частное локальное развитие отдельных социальных организмов или регионов.

В философии выделяют как минимум два ключевых противоречия, выступающих причинами саморазвития общества:

Во-первых, это противоречия природной и культурной организации человека и его сообществ. Необходимо четко представлять, что человек остается частью приро-ды и космоса, несмотря на различные формы социальности, специфическим феноме-ном проявления жизни.

Во-вторых, источником саморазвития общества являются противоречия, связанные с общественными отношениями, которые складываются в процессе трудовой деятельности людей. Можно выделить следующие мотивы и стимулы деятельной активности человека: 1) выживание индивида во взаимодействии человек — природа; 2) труд; 3) труд ради творчества; 4) взаимодействие людей в обществе по поводу деятельности и присвоения результатов совместной деятельности.

Субъектами исторического процесса выступают народные массы и личности. В экономической сфере человек выступает главной производительной силой (работником), в социальной сфере он включен в различные сообщества, в которых он выполняет определенные роли, и является личностью. Поэтому человек — не только создатель материальных и духовных средств жизни, но и социально-преобразующая сила. Личность не может произвольно изменить историю в мировом масштабе, но в реальной истории стран и народов личность может оказать огромное влияние.

Народные массы — это не народонаселение страны, а все тс слои-классы, которые заинтересованы в поступательном развитии общества Народные массы выступают как самостоятельная историческая сила, но в то же время в обществе существуют условия, которые могут либо тормозить, либо содействовать деятель-ности народных масс. Поэтому массы играют решающую роль в истории в соответ-ствии с конкретно-историческими условиями, в границах объективно существующих воз­можностей.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 1864 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...