Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Предпринимательское право как наука и учебная дисциплина



Предпринимательское право как научная дисциплина, наука представляет собой систему знаний, совокупность представлений ученых о данной отрасли, ее предмете и методе, источниках, месте в системе иных отраслей права. Наука предпринимательского права познает истоки его зарождения, этапы становления и прогнозирует, опираясь на сумму накопленной информации, направления развития.

Наука предпринимательского (хозяйственного) права в своем развитии прошла четыре этапа и была представлена несколькими школами. Первые школы возникли на основе двухсекторной теории, получившей распространение в 20-х годах XX в. Однако вскоре возникла другая школа единого хозяйственного права. Идеи этой школы господствовали в правовой науке в 30-е годы прошлого века. Третья школа хозяйственного права появилась в 60-е годы. Наконец, в конце 80-х годов XX в. под влиянием перехода к рынку начала формироваться четвертая школа, школа предпринимательского права (Предпринимательское право В. С. Анохин).

Двухсекторная теория возникла в качестве реакции на то, что социалистическое строительство началось в эпоху нэпа. Наряду с социалистическим хозяйственным сектором в экономике действовал и частный сектор, а так же примыкающие к нему уклады. Профессор П.И.Стучка поставил вопрос о существовании в народном хозяйстве как бы двух секторов, имеющих различные исторические перспективы. Государственный сектор с его плановыми началами должен был развиваться и стать преобладающим. Частный же сектор, регулируемый преимущественно ГК РСФСР, в борьбе с социалистическим должен был потерпеть крах и уйти с исторической сцены.

Вместе с этим предполагалось развитие социального правового регулирования социалистического сектора на базе хозяйственного права. Ввиду отмирания гражданско-правовых отношений (ими считались частнособственнические отношения) должно было отмереть и гражданско-правовое их регулирование.

Правильно в основном оценивая развитие специального регулирования для развивающегося социалистического сектора, эта теория неверно оценила исторические судьбы гражданского права, связав их исключительно с частными отношениями. Гражданское право в ходе своего развития должно было стать регулятором имущественных отношений граждан по удовлетворению личных потребностей.

В 30-е годы на смену двухсекторной пришла школа единого хозяйственного права. Ее основоположники Л.Я.Гинцбург и Е.Б.Пашуканис также считали необходимым специальное правовое регулирование для социалистических хозяйственных отношений, ставших к тому времени уже преобладающими в экономике страны. По их мнению следовало создать единое хозяйственное право, центром которого должен стать хозяйственный кодекс. В нем предполагалось наряду с регулированием отношений социалистических организаций поместить и регулирование имущественных отношений граждан. Эта школа отстаивала тезис о недопустимости деления единого хозяйственного права на две самостоятельные части — хозяйственно-административное и гражданское право. Ученые отстаивали необходимость особой отрасли права — хозяйственного права, считая его специфической формой политики пролетарского государства в области управления хозяйством и организации хозяйственных связей. В этих взглядах получила отражение идеология сложившейся к тому времени административно-командной системы, властные силы которой не желали уступать командных возможностей, стеснять себя правопорядком. Главная же ошибка этой теории состояла в том, что регулирование всех отношений с участием гражданина предусматривалось в системе единого хозяйственного права, в то время как это должно было составлять в основном предмет гражданского права. В 1937—1938 годах трудности создания правового обеспечения социалистической экономики были объяснены вредительством. Авторы указанной выше теории были объявлены врагами народа, и, в сущности, на два десятилетия углубленное исследование проблем правового обеспечения социалистической экономики прекратилось. Под влиянием А.Я.Вышинского решено было рассредоточить регулирование хозяйственных отношений в основном в отраслях гражданского и административного права. Так возник дуалистический подход к регулированию экономики с позиций гражданского и административного права. Согласно этой теории вертикальные связи по управлению народным хозяйством обеспечиваются административным правом, а горизонтальные связи товарного обмена — гражданским правом. Переход к такому теоретическому обоснованию в те годы был не случаен.

Жесткой командно-бюрократической системе руководства народным хозяйством не нужны были стеснительные правовые конструкции. Правопорядок в хозяйстве должен был обеспечиваться приказными методами. Поэтому он и опирался на административное право, в котором не было, в сущности, ни институтов, обеспечивающих хозрасчет и элементарные гарантии предприятий, ни вообще каких-либо юридических норм о планировании, правовом положении органов хозяйственного руководства, пределах их компетенции. В сфере же товарного обмена действовал Гражданский кодекс 1922 года, в котором, в сущности, уже не было норм, основательно влияющих на экономику. В середине 1950-х годов возрождается хозяйственно-правовая мысль и получает развитие третья школа хозяйственного права. Новая концепция хозяйственного права учла исторический опыт и ошибки предшественников. Был выдвинут и обоснован научный тезис о единстве хозяйственных отношений и необходимости особого и целенаправленного правового обеспечения экономики. К этому времени сложился единый народнохозяйственный комплекс, требующий правового обеспечения. Регулирование имущественных отношений с участием граждан предлагалось осуществить посредством гражданского законодательства. В основу упорядочения всего хозяйственного законодательства предполагалось положить центральный системообразующий акт: Хозяйственный кодекс или Основы хозяйственного законодательства. На базе такого акта можно было бы систематизировать и кодифицировать законодательство, сделать его четким, целенаправленным и хорошо применяемым на практике. В результате в советской юридической науке появилось несколько концепций хозяйственного права.

Большое распространение получила концепция хозяйственного права как единой и самостоятельной отрасли права, регулирующей отношения по горизонтали и вертикали. Эта концепция разрабатывается учеными института государства и права АН СССР во главе с академиком РАН, профессором В.В.Лаптевым.

Согласно другим представлениям хозяйственное право является комплексной отраслью (Ю.К.Толстой). В ней выделяется “гражданское хозяйственное право” и “административное хозяйственное право” (С.С.Алексеев).

В последние годы сложилась еще одна концепция хозяйственного права, в соответствии с которой хозяйственное право регулирует хозяйственные отношения в государственном секторе (И.Е.Красько).

О.А.Красавчиков выдвинул новую теорию “нормативного массива”. По его мнению, хозяйственное право является нормативным массивом, включающим нормы разных отраслей права. Но где границы этого массива: раздел, правовой институт?

Наиболее обоснованной представляется концепция хозяйственного права как единой и самостоятельной отрасли права. Хозяйственное право регулирует отношения, складывающиеся между организациями и их подразделениями при руководстве и осуществлении хозяйственной деятельности.

Предпринимательское право как учебная дисциплина - система обобщенных сведений о предпринимательском праве как отрасли, его законодательстве и практике применения, а также о науке. Предпринимательское право как учебная дисциплина имеет свою систему, в соответствии с которой курс делится на общую и специальную части. В первой части освещаются общие вопросы предпринимательского права, такие как его понятие; право на осуществление предпринимательской деятельности; требования, предъявляемые к предпринимательской деятельности; правосубъектность в предпринимательском праве; правовой режим имущества; обеспечение конкуренции и ограничение монополизма на рынке и ряд других основополагающих проблем. Таким образом, в первой части курса предпринимательского права представлена статика складывающихся отношений.

Вторая часть опосредует динамику предпринимательской деятельности. Она открывается темами, посвященными различным правовым механизмам ресурсного обеспечения предпринимательства. Речь идет о правовом регулировании инвестиционной, инновационной деятельности, финансировании и кредитовании, энергоснабжении, информационном обеспечении предпринимательства.

Далее авторы курса переходят к освещению порядка реализации произведенного продукта, выходу предпринимателя на рынок. Здесь нужно назвать такие темы, как правовые основы рекламы, ценовое регулирование предпринимательской деятельности, правовые основы внешнеэкономической деятельности. Завершается изучение курса рассмотрением вопросов об оформлении финансовых результатов предпринимательской деятельности, формировании бухгалтерской, налоговой, статистической отчетности; аудите, который проводится с целью выражения независимого мнения о достоверности финансовой отчетности предпринимателей.

Как представляется, такая система курса, не претендуя на универсальность, дает возможность студентам составить полное представление о "механизме предпринимательской деятельности", отразить все наиболее существенные ее элементы и стадии в их становлении и развитии.

6. Конституционно – правовое регулирование предпринимательской деятельности.

В. В. Гладышев пишет о конституционных основах как об основополагающих принципах государства. Более широкое определение конституционных основ дано O. Н. Горбуновой, сформулировавшей их как конституционные нормы права, являющиеся базой для текущего законодательства. Е. А. Ровинский, рассматривая вопрос о конституционных основах деятельности Советского государства, определил смысл вышеуказанного понятия и как принципы, и как нормы, закрепленные в Конституции. Аналогичного мнения придерживается и А. О. Миняев. При этом автор считает, что под конституционными основами следует понимать прежде всего нормы Конституции, непосредственно закрепляющие основы (начала, устои, базис) устройства общества и государства в целом, а также тех или иных общественных отношений.

Представляется, что наиболее гармоничным следует признать суждение И. А. Умновой и А. А. Белкина, которые определяют конституционные основы как специальное правовое понятие, в котором отражается тот факт, что реальные отношения, исполняющие в общественной жизни роль основ, закрепляются и охраняются юридическими средствами. Конституционные основы содержат как общее, так и особенное. Их специально юридическая функция заключается в том, что они служат посредствующим звеном в регулировании отдельных правовых связей5. Данных авторов поддерживают также М. Н. Марченко, Е. С. Меркулов 6.

Конституционное закрепление основ предпринимательской деятельности в Российской Федерации непосредственно связано с наделением граждан России неотчуждаемыми, прирожденными правами. Гражданин демократического государства обладает личной свободой, выражающейся в том числе в свободе выбора вида труда, а также характера предпринимательской деятельности. Экономический аспект личной свободы неразрывно связан с правом на собственность и свободное распоряжение ею.

В настоящее время оказались востребованными те принципы и нормы Конституции РФ, которые имеют непосредственную связь с развитием экономических отношений. Такие конституционные принципы и нормы, как принцип правового государства (ст. 1), свободы экономической деятельности (ст. 8), неприкосновенности права частной собственности (ст. 35), стабильности гражданского оборота и свободы договора (ст. 8), недопустимости несоразмерного ограничения экономических прав и произвольного вмешательства в частную сферу (ст. ст. 55, 23), составляют своего рода конституционно-правовую систему координат, в которой и должны находиться все нормативно-правовые акты, регулирующие экономические отношения.

Закрепленные в Основном законе конституционные нормы и принципы образуют ядро правовой инфраструктуры современной экономики, причем осознание всеми предпринимателями своего высокого конституционного статуса, умение использовать конституционные положения в спорах с субъектами публичной власти для защиты своих прав и свобод - это действительно одна из возможностей существования рыночной экономики.

Одна из особенностей российской Конституции состоит также в том, что она формирует концепцию развития социальной рыночной экономики, закрепляя такие основные права и свободы гражданина, как право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34), частной собственности (ст. ст. 35, 36), свободно распоряжаться своими способностями к труду (ст. 37), на свободное передвижение и выбор места жительства (ст. 27), на свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств (ст. 8), на интеллектуальную собственность (ст. 44), на возмещение государством вреда (ст. 53) (Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России).

Следует обратить внимание, что многие конституционные положения, касающиеся статуса субъекта предпринимательской деятельности, конкретизируются большим числом законодательных актов, в том числе особо детализируются в Гражданском кодексе РФ, который во многом является и кодексом предпринимателей. В первой и второй частях Гражданского кодекса 262 статьи рассчитаны целиком на участие предпринимателей, при этом все остальные "договорные" статьи не исключают участия предпринимателей (Брагинский М.И., Витрянский В.В.).

Статьи 8, 55, 118, 120 Конституции РФ нашли отражение в общих началах гражданского законодательства, урегулированных статьей первой, которая закрепляет равенство всех форм собственности, свободу перемещения товаров, услуг и финансовых средств на всей территории Российской Федерации, судебную защиту нарушенных гражданских прав. В то же время ст. 1 ГК РФ допускает возможность ограничения свободы договора, а также иные случаи ограничения гражданских прав, перемещения товаров и услуг, что является исключением из общего правила, но допускается названными статьями Конституции РФ. Совместное Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ N 6/8 от 1 июля 1996 г. "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" предусмотрело, что в силу ст. 55 Конституции РФ и ст. 1 ГК РФ ограничение гражданских прав допустимо лишь на основании закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Иные нормативно-правовые акты не могут содержать таких ограничений

Ст. 62 Конституции нашла закрепление в ст. 2 ГК, предусматривающей распространение национального режима на гражданско-правовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц. Ст. 71 Конституции отражена в ст. 3 ГК, предусматривающей исключительную компетенцию Российской Федерации в принятии актов гражданского законодательства. Статья 15 Конституции РФ дословно воспроизводится в ст. 7 ГК.

Особо следует отметить, что Конституция РФ закрепляет юридическое верховенство международных договоров Российской Федерации в иерархии нормативно-правовых актов, применяемых в России. Согласно ст. 15 Конституции в случае противоречия положения международного договора внутреннему российскому законодательству, в том числе положению конституционных законов, применяются правила международного договора. Общепризнанные принципы и нормы международного права также занимают очень важное место в правовой системе Российской Федерации. В соответствии со ст. 17 Конституции в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

Таким образом, содержание конституционного права на предпринимательство обогащается и дополнительно гарантируется через подключение к внутреннему конституционному праву положений международного права. При этом иностранные предприниматели пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Важно отметить, что все конституционные нормы, составляющие правовую базу предпринимательской деятельности, являются взаимодополняющими и представляющими ценность именно в единстве и согласованности.

Особое значение среди названных норм имеет ст. 34 Конституции Российской Федерации, которая провозглашает:

1. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

2. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Статья 34 характеризует экономическую деятельность индивида как проявление его личной свободы в сфере предпринимательства, причем право каждого гражданина России, а также иных лиц, законно находящихся на ее территории.

В статье 57 Конституции указано, что предприниматели обязаны платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 6531 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...