![]() |
Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | |
|
Социологическое исследование, проведенное в 1986 г. в США, показало, что более 70% респондентов рассматривало частную видеозапись телевизионных программ как допустимую форму поведения. Большинство респондентов оценивали как допустимую форму поведения обмен и копирование компьютерных программ. В то же время более 80% считали недопустимыми такие действия, как установление декодеров
LiebowitzS.J. Copying and Indirect Appropriability: Photocopying of Journals// Journal of Political Economy 1985. Vol. 93. No. 5. P. 945-957.
для просмотра платных телевизионных каналов и скрытую запись во время конкретных представлений1.
Социологический опрос, проведенный в 2001 г. агентством политического маркетинга «Власть» при содействии московского офиса Microsoft, показал, что «62,5% граждан считают, что пиратство приносит пользу России. И лишь 31,2% однозначно убеждены в его вредности для страны....В том, что пиратство вредно организациям, которые пользуются нелегальными копиями программ, убеждены лишь около 17% опрошенных. И только 5-6% полагают, что нелицензионное копирование наносит вред индивидуальным пользователям пиратских продуктов. 54,6% россиян не считают компьютерное пиратство преступлением».
Неформальные правила могут устанавливать равновесие, обеспечивающее вознаграждение создателям РИД на добровольной основе. Основой такого равновесия могут стать общественные представления о том, что за чужой труд и (или) собственное удовольствие необходимо платить.
Состоятельность неформальных институтов рынка подтверждается существованием на практике бизнес-моделей, в рамках которых оплата за произведенные общие знания осуществляется на добровольной основе по факту потребления. Такая бизнес-модель, получившая название tipping («чаевые»), обладает следующими основными характеристиками: услуга предоставляется до момента оплаты; потребитель имеет право не платить за предоставленную услугу; поскольку рост числа «безбилетников» может привести к исчезновению услуги с рынка, существуют стимулы к оплате услуги2. Примером реализации данной бизнес-модели применительно к РИД может служить профессия уличных музыкантов3. Данная модель активно используется известным писателем-фантастом С. Кингом. Он опубликовал первую часть своего нового романа The Plant в Интернете с предложением к читателям перевести на его личный счет 1 долл. США, в случае, если роман им понравится. При получении достаточного объема вознаграждения С. Кинг обещал продолжить публикацию романа. В результате необходимую сумму заплатили 76% читателей4.
1 Economic Perspectives on Copyright Law. Centre for Copyright Studies Ltd.
Canberra, 2003.
Ibid.
3 Интересно обратить внимание на различия в способах оплаты труда уличных
художников и уличных музыкантов. В первом случае проблема «бесплатного
пользователя» отсутствует, и проблема финансирования решается на ры
ночной основе. Во втором случае механизмом, обеспечивающим произ
водство продукта интеллектуальной и творческой деятельности, служит
норма, традиция, обычай.
4 Wodhead R., Tipping — a Method for Optimizing Compensation for Intellectual
Property (2000); available at http://tipping.selfpromotion.com.
Под воздействием определенных неформальных норм и традиций неденежные формы мотивации (престиж, известность, уважение) могут доминировать над денежными. Это означает, что определенные общие знания будут производиться и при отсутствии «достаточного» денежного вознаграждения автору1. А. Плант отмечает, что «существуют авторы, — как исследователи, так и литераторы — готовые платить за публикацию своих произведений... Другая группа авторов допускает свободную публикацию своих произведений. Денежное вознаграждение представляется им желательным, но не обязательным. Значительная часть наиболее ценных литературных произведений была написана именно такими авторами....Авторы заинтересованы в узнаваемости своих произведений и в наличии опубликованных работ даже с учетом необходимых издержек. Собственная опубликованная работа является для них непосредственной формой вознаграждения».
Наконец, с нормами, обычаями, традициями связан известный в экономической теории феномен «престижного потребления». Суть его в том, что потребление «неоригинальных», скопированных продуктов определенными социальными группами может расцениваться как непрестижное, немодное. Соответствующий феномен особенно отчетливо проявляется в творческих индустриях, например, индустрии моды. По существующим оценкам, имя известного кутюрье увеличивает стоимость изделия в несколько раз2.
Дата публикования: 2015-01-23; Прочитано: 398 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!