Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Уголовное право. Вторую группу преступлений составляли противоправные действия, которые рассматривались, как посягательства не на права всей мусульманской общины



Нормы уголовного права представляли собой наименее разработанную часть шариата. Они отличались архаичностью, отражали сравнительно низкий уровень юридической техники. Отсутствовало общее понятие преступления, слабо были разработаны такие институты, как покушение, соучастие, смягчающие и отягчающие вину обстоятельства и т.п. Еще средневековые мусульманские правоведы разделили все преступления на 3 группы. Первую из них составляли преступления, которые восходили согласно мусульманской доктрине, к указаниям самого Мухаммеда. Они трактовались как посягательства на "права Аллаха" и не допускали прощения. Сюда относились, прежде всего, отступничество от ислама, каравшееся смертной казнью. Столь же сурово карались наиболее дерзкие преступления против порядка управления - бунт и сопротивление государственным властям. К этой же группе преступлений, объявленных тяжким религиозным грехом, относились кражи, употребление спиртных напитков, прелюбодеяние, а также ложное обвинение в прелюбодеянии.

Вторую группу преступлений составляли противоправные действия, которые рассматривались, как посягательства не на права всей мусульманской общины, а на права отдельных лиц. Нормы, регулирующие их, восходили к обычаям родоплеменного строя, сохраняли следы непосредственной расправы потерпевшего с обидчиком. Так, умышленное убийство или смертельные ранения влекли за собой кровную месть со стороны родственников убитого.

В шариате, правда, уже предусматривалась возможность замены кровной мести денежным выкупом, если родственники убитого прощали убийцу. За неумышленное убийство устанавливали выкуп, который сопровождался двухмесячным постом и отпуском на волю раба - мусульманина. Для других преступлений данной группы, в частности за телесные повреждения, ответственность также возникала по принципу возмездия, т.е. талиона. Этот принцип отчетливо закрепляется в Коране, где предписано: душа - за душу, и око - за око, и нос - за нос, и зуб - за зуб, и раны - отмщение.

Наконец, третью группу преступлений составляли действия, которые не рассматривались, как наказуемые в период становления халифата, а поэтому не упоминались в основных источниках шариата. С развитием правовой доктрины и стремлением имущей верхушки укрепить сложившийся общественный порядок начинают рассматриваться, как уголовные преступления и наказываться в судебном порядке такие действия, как неуплата залога, несоблюдение поста, легкие телесные повреждения, оскорбления, хулиганство, обвешивание и мошенничество, взяточничество, растрата государственных средств, азартные игры и т.п. Мера наказания по таким делам зависела от мнения, высказываемого муджтахидами, и от усмотрения отдельных судей. Наказания по мусульманскому праву отразили,как архаичные и догосударственные способы возмездия, так и достаточно разработанные меры целенаправленной уголовно-правовой репрессии.

Преступления первой и второй группы влекли за собой строго фиксированные и суровые наказания (хадд и кисас). Наказания за преступления, относящиеся к третьей группе (тазир) отличались большим разнообразием и гибкостью (от 4 до 11 видов таких наказаний), но также имели ярко выраженный карательный характер. Как отмечалось выше, шариат допускал и тем самым узаконивал кровную месть (в несколько ограниченных по сравнению с доисламским периодом размерах), талион, а также выкуп в вещах и деньгах (до 100 верблюдов или 1тыс. динаров золота) как компенсацию потерпевшему или его родственникам, если они отказывались от своего права на кровную месть. В шариате предусматривались типичные для средневековья жестокие и устрашающие наказания. Так, смертная казнь, назначавшаяся по целому ряду преступлений, обычно совершалась публично (путем повешения или четвертования), а затем тело казненного выставлялось на всеобщее поругание. Применялись и такие виды казни, как утопление и закапывания заживо. Широко использовали также членовредительские и телесные наказания -отсечение пальцев, рук и ног, битье камнями и т.п. Тюремное заключение в Арабском халифате применялось обычно для содержания преступников до суда, но постепенно стало использоваться и как мера наказания, причем в отдельных случаях назначалось пожизненное заточение. Лишение свободы выражалось также и в домашнем заключении или в помещении в мечеть.

Мусульманское право знало также имущественные санкции (конфискации, штрафы им т.д.) и позорящие наказания - бритье бороды, лишение права носить чалму, публичное осуждение и т.д., а также ссылку и высылку (за мелкие преступления). Наказания, предусмотренные законами шариата, основанные на тексте Корана:

- 80 ударов плетью за недоказанное обвинение другого в прелюбодеянии.

-100 ударов плетью за прелюбодеяние для незамужней женщины или мужчины, который не женат (для этого обязательно наличие не менее четырёх свидетелей или собственное признание) Смертная казнь за предумышленное убийство.

Возмездие за предумышленное причинение инвалидности или увечий

в равной мере (по принципу «око за око...»). Вира - денежное возмещение за непредумышленное убийство. Основанные на Хадисах:

Отсечение руки за воровство.

Побиение камнями (раджм) за прелюбодеяние для замужней женщины или женатого мужчины (для этого обязательное наличие не менее четырёх свидетелей).

80 ударов плетью за употребление опьяняющих и одурманивающих

веществ.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 858 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...