Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Развитие права в Древних Афинах



В архаический период основным источником права в Древних Афинах являлся правовой обычай. Ареопаг руководствовался в своей деятельности старинными обычаями, приспосабливая многие из них к новым условиям посредством своих толкований.

Архонт Драконт впервые издал письменный свод законов в VII веке до н. э. Первые писаные законы относились, в основном, к уголовному законодательству и были направлены, главным образом, на охрану имущественных интересов господствующего меньшинства, к которому принадлежал и сам Драконт. Так, кража полевых плодов наказывалась смертью, так же, как и святотатство или предумышленное убийство. Вообще смертная казнь занимала преобладающее место в ряду наказаний, определяемых законами Драконта. По свидетельству Плутарха, современники говорили, что законы Драконта «писаны кровью». Эти законы были отменены Солоном. В дальнейшем основным источником права становится закон, принимаемый на народных собраниях.

ГРАЖДАНСКОЕ право. В Древних Афинах получило широкое распространение гражданское право. Этому всемерно способствовало активное развитие ремесла, внутренней и внешней торговли, широкое распространение различного рода объединений и товариществ, создаваемых на договорной основе. Несмотря на обилие норм обычного права и отсутствие строгой систематизации и кодификации правовых норм, греческое право отличалось меньшим формализмом, большей свободой в проявлении предприимчивости и инициативы. Это во многом было обусловлено особенностью географического положения Афин. Аттика, область Греции, где находились Афины, была гориста. Здесь было мало плодородных земель, так необходимых для развития сельского хозяйства, и, прежде всего, - земледелия. В тоже время близость моря и наличие удобной гавани открывали возможность для успешного развития ремесленного производства и торговли. Все" это и способствовало быстрому развитию товарно-денежных отношений, что, в свою очередь, требовало их соответствующей правовой регламентации. Поэтому афинское гражданское право было самым развитым среди остальных правовых систем, существующих в тот период времени.

ВЕЩНОЕ право. Основной институт гражданского права - право собственности - в Древней Греции окончательно не сложился, как комплекс широких прав частного собственника, который в римском праве получил наименование «dominium». В греческом праве даже не было термина, который означал бы совокупность этих прав. Понятие «ousia» означало имущество, совокупность вещей, благ, которыми владеет собственник, но не право собственности. Но недостаточная определенность юридического различия между собственностью и владением, передачи и формы титула приобретения вовсе не означала отсутствия публичных

гарантий и прав, исковой защищенности собственности. Истец в судебном порядке мог доказывать своё право на имущество, признания за ним права собственности. Именно афиняне ввели в оборот правило «Собственность - священна и неприсконовенна», которое у них в дальнейшем позаимствовали римляне, а у последних в период рецепции римского права - европейцы, введя его навечно в правовое сознание, как одни из непререкаемых постулатов, лежащих в основе правового регулирования товарно-денежных отношений.

Широко были распространены и ДОГОВОРНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА. Аристотель в «Никомаховой этике» различает два вида обязательств: вольные и невольные, имея в виду два различных их источника: договоры и деликты.

Всякое соглашение любого содержания могло послужить основанием обязательства, хотя формы для обеспечения действительности договора не существовало. В качестве средства обеспечения долговых обязательств действовали задаток, залог и поручительство.

Наиболее распространенным видом договорных обязательств был договор купли - продажи. Он заключался простым неформальным соглашением сторон. Предметом купли - продажи были также рабы. Но после реформы Солона продажа свободных людей в рабство, как уже было отмечено выше, была запрещена. Торговля рабами осуществлялась под контролем государства: афинская казна имела от нее доход, взимая налог.

БРАЧНО-СЕМЕЙНОЕ право. Характеристика

древнегреческого права была бы не полной без анализа его семейного и наследственного права. Вступление в брак считалось в Афинах обязательным, хотя безбрачие и не влекло за собой никаких правовых последствий. Безбрачие рассматривалось лишь как несчастье, поскольку оно неизбежно приводило к прекращению рода и, следовательно, культа предков. Брак в Афинах с древних времен представлял собой разновидность договора купли - продажи. Женщина в таком договоре играла роль пассивную, будучи скорее объектом, нежели субъектом договора. Жених заключал договор не с невестой, а с главой семьи - отцом либо иным родственником, под опекой которого она состояла. Развод для мужчины осуществлялся просто: муж мог в любое время отослать жену из своего дома. Однако в этом случае он обязан был вернуть ей приданое, если только развод не был вызван изменой жены. Никаких формальностей при этом не требовалось. Иначе обстояло дело с разводом по желанию жены. Она должна была обратиться к Архонту с письменным заявлением, в котором излагались основания для развода.

Женщина вела в Афинах затворнический образ жизни. Она жила в доме на особой половине, куда могли войти только члены её семьи. На улице она могла появляться только с закрытым лицом и в сопровождении старшей по возрасту женщины или мужчины. В политической и общественной жизни женщины не могли принимать участия, они не участвовали в работе органов государственной власти, не могли присутствовать на религиозных праздниках.

УГОЛОВНОЕ право. Система наказаний в Афинах была весьма разнообразной. При наиболее серьезных преступлениях, таких как убийство, государственная измена, безбожие, назначалась смертная казнь, причем осужденному предлагалось самому привести приговор в исполнение путем принятия яда. Иногда же ему на выбор предлагались меч или веревка. Во многих случаях заключенных продавали в рабство: так поступали с профессиональными разбойниками и грабителями. При кражах наказание зависело от того, был ли вор застигнут на месте кражи или нет. Вора, застигнутого на месте преступления, можно было схватить и подвергнуть заточению, а ночного вора - даже убить. В этом случае, как мы видим., государство ещё допускает самосуд. Это обусловлено тем, что государственный аппарата сам ещё не может выполнять самостоятельно многие правоохранительные функции и признаёт элементы самозащиты в отдельных случаях как проявление древних обычаев.

Наказания для рабов и свободных людей были неодинаковы. Наиболее распространенными наказаниями для свободных были штрафы и конфискации. К ним применялась также и атимия т.е. лишение гражданских прав, в том числе права обращения с жалобой в суд.

Различными у свободного гражданина и у раба были судебно-процессуальные права. Так, свидетельские показания раба снимались исключительно под пыткой, что не допускалось по отношению к гражданам. Считалось, что только страдающее тело раба может сказать правду.

СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС. Судебная система Афин была достаточно сложной, но ключевое место в ней занимала Гелиэя, которая некоторыми исследователя определяется, как "вторая ипостась" суверенного народа, защищавшего свои права не только через посредство народного собрания, но и с помощью Гелиэи. Сам способ комплектования делал ее выразителем воли народа: каждый год по жребию из всех граждан, достигших 30 летнего возраста, избиралось 6000 судей (по 600 от каждой филы). Конечно, все вместе они заседали только в исключительных случаях. Обычно с помощью очень сложной системы жеребьевки их распределяли по отдельным "палатам", количество судей в которых определялось в зависимости от важности дела. Как правило, в одну коллегию («палату») входило 500 человек. Число коллегий составляло 10. 1000 тысяча гелиэстов была запасной.

Современные исследования показывают, что Гелиэя являлась совершенно независимым от народного собрания институтом судебной власти, к которому перешли около середины IV века до н.э. все юридические прерогативы, ранее принадлежавшие народному собранию. Несмотря на выдающуюся роль Гелиэи в судебной системе Афин, все же нельзя сводить эту систему только к ней. В Афинах существовало несколько видов судов, начиная от древнего совета Ареопага и кончая третейскими, которые, несмотря на свой неформальный характер, были признаны государством. ВАреопаге под председательством архонта-базилевса рассматривались дела об умышленном убийстве. По поручению народного собрания ареопаг мог проводить расследование дел о государственных преступлениях. Вотличие от других судов, которые в своих решениях опирались только на документы и свидетельские показания, Ареопаг мог проводить и самостоятельные дознания, и, видимо, довольно часто получал такие поручения от народного собрания, а иногда и производил их по собственной инициативе. Документы свидетельствуют о ряде случаев, когда наиболее сложные и вызывавшие наибольшее внимание дела расследовались именно Ареопагом. Втаких случаях заседание проводилось в вечернее время, а судьи должны были сидеть с повязками на глазах. Это, по мнению афинян, должно было обеспечить их беспристрастность.

Роль Ареопага была велика и потому, что он сохранял определенную сакральную значимость, выступая в качестве хранителя святынь города. Всовет Ареопага входили отслужившие свой годовой срок архонты. Перед занятием должности архонту необходимо было подвергнуться проверке, второй раз будущие ареопаги подвергались проверке перед зачислением в сам Совет.

Дела о неумышленных убийствах рассматривались судом Эфетов. Разбой, кража и другие имущественные преступления рассматривала Коллегия одиннадцати. Гражданско-правовые споры об имуществе подлежали ведению третейского суда и по мелким делам - Коллегии сорока. Со времени Перикла были созданы суды по демамам. Иногда, когда речь шла об особо тяжком преступлении, в качестве суда выступало народное собрание. Дельфиния занималась расследованием дел тех, кто признавался в совершении убийства, но утверждал, что поступил законно. В Палладии, где разбирались предумышленные убийства, выигравшему дело предстояла клятва на жертвах.

Гражданские дела в Древних Афинах рассматривал тот суд, который назначили для себя тяжущиеся стороны, выбрав его сообща. Это был суд первой инстанции. Кроме того, должно быть еще два суда, один из которых назначается для разбора дел между частными лицами, и потому в него может обращаться каждый, кто считает себя оскорбленным другим человеком. Особый суд учреждается для тех случаев, когда, по мнению любого гражданина, кем - нибудь нарушаются интересы общества, и он желает прийти им на помощь. Для уголовного суда существовала только одна инстанция, составленная из назначенных по жребию судей из числа выборных должностных лиц. Судьи избираются на один год и перед вступлением на должность давали на народном собрании клятву вершить дела справедило и беспристрастно. Обвинение в государственных преступлениях должно сначала передаваться на рассмотрение народа, и для этих преступлений, за которые полагается смертная казнь, устанавливается особый суд из стражей закона и членов Совета.

Судопроизводство в Афинах не страдало излишним формализмом и педоставляло широкие возможности и права для участия в нем всем полноправным афинским гражданам. При этом, за женщину и несовершеннолетнего действовал глава семьи, за раба -его господин.

Все необходимые по делу доказательства - документы, свидетельские показания, скрепляемые клятвами, и т.д. - представляли сами стороны. В качестве свидетелей могли выступать не только свободные граждане, но и рабы. Свидетельские показания не могли давать только женщины и несовершеннолетние.

После окончания судебного следствия назначался день заседания. В судебном заседании секретарь суда оглашал жалобу обвинителя (истца) и возражения другой стороны. Затем стороны произносили речи. Для речей в большинстве случаев отводился определенный регламент, время которого измерялось особыми водяными часами. Обеим сторонам давалось равное время, причем на то время, в течение которого зачитывались тексты законов, документы или оглашались свидетельские показания, водяные часы останавливали.

Судебный процесс проходил открыто, и было принято влиять на судей всеми доступными сторонам средствами. Истец и ответчик могли приводить в судебные заседание родителей, жен и детей, которые своими просьбами и плачем старались воздействовать на решение суда. Они могли нанимать ораторов, искусных в судебных прениях. Ораторы готовили для своих клиентов речи для выступления в суде, в которых они должны были аргументировано и логично обосновывать свои притязания. История сохранила для нас имена наиболее известных афинских юристов-ораторов. Это - Демосфен, Лисий и Исэй. Их речи до сих пор могут служить образцом юридического красноречия.

Словом, разрешались любые непротивоправные способы и средства защиты, включая даже те, которые не устанавливались законом.

Судебное заседание заканчивалась тайным голосованием. При равенстве голосов, которое могло получиться, если судья воздерживался от голосования, подсудимый считался оправданным. Все сомнения толковались в пользу обвиняемого, что можно рассматривать в качестве прообраза принципа презумпции невиновности.

Принцип гуманизма находил своё выражение в том, что, если обвиняемому грозила смертная казнь, то ему дозволялось до вынесения приговора покинуть навсегда Афины, сохранив, таким образом, себе жизнь.

Так как не всегда мера наказания была установлена в законе, нередко после вынесения обвинительного приговора происходило голосование относительно меры наказания. Что весьма характерно для греческого суда, так это то, что предложения о мере наказания могли вносить как обвинитель, так и обвиняемый.

Правосудие должно осуществляться на демократической основе, а суды являются неотъемлемой частью государственного устройства. "В сякое государство перестает быть государством, если суды не устроены надлежащим образом, если правосудие осуществляет безгласный суд, не высказывающий во время, разбирательства того, что говорят тяжущиеся стороны". - это высказывание принадлежит Платону и не потеряло своей актуальности и в наши дни. С полным основанием можно утверждать, что судебная система, сложившаяся в Древних Афинах, являлась самой прогрессивной не только для своего времени. В последующий период средневековья нигде в Европе, и тем более - в остальном мире, не были воплощены в такой мере принципы демократии, справедливости и гуманизма при осуществлении судебной власти, как это имело место в Древних Афинах.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 7807 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.013 с)...