Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Не правовые формы



Охватывают большой объем организации подготовительной работы в процессе осуществления функций государства. Эта работа по сбору, оформлению, различного рода информации при разрешении юридических дел.

Методы осуществления функций:

Оказывают большой объем организации подготовительной работы в процессе осуществления функций государства. Эта работа по сбору, оформлению, различного рода информации при разрешении юридических дел.

1.Принуждения

2.Рекомендаций (ориентирован на конкретные варианты действий, желательных с точки зрения государства)

3.Поощрения

4.Нормативно правового регулирования

5.Надзора и контроля (прокурорский надзор за исполнением действий н.п.а.)

6.Информационного влияния на общество по средствам оповещения населения о принятых государственных решениях.

16. Внутренние и внешние функции государства.

Деление по направленности: внутренние и внешние.

Внутренние, направлены на решение внутренних задач страны и показывают степень активности, воздействия государства на общество.

Среди внутренних функций выделяют блок охранительных функций:

А) Функции охраны существующих форм собственности. Данная функция присуща всем государствам, так как она защищает свой экономический базис фундамент. В современных государствах действует принцип равной правовой защиты всех форм собственности.

Б) Функция охраны правопорядка в демократических государствах, выдвигается функция охрана прав и свобод человека и гражданина без чего не возможен правопорядок.

Внешние, на установление и поддержание отношений с другими государствами.

Внешние функции государства:

1.Функция обеспечивающая дипломатические отношения с другими государствами.

2.Межгосударственная взаимовыгодная торговля.

3.Обеспечение коллективной безопасности.

Создание международных миротворческих вооруженных сил.

5.Борьба с террором.

А) Функция охраны природы и окружающей среды. Производство становится агрессивным по отношению здоровья человека и задача государства охранять здоровье людей.

Б) Экономическая функция. Государство вмешивается в экономику, определяет темпы её роста, устанавливает пропорциональность между отдельными отраслями экономики.

Возникает государственный сектор экономики – это государственная собственность и государственное управление предприятиями и организациями.

Эта функция имеет антикризисную направленность, нацелена на создание социально – ориентировочной рыночной экономики, которая учитывает и согласует интересы потребителей и производителей.

Государство принимает антикризисное, антимонопольное законодательство, осуществляет лицензирование производства, контроль над экспортом и импортом ряда товаров, таким образом экономическая функция обусловлена потребностями общества в целом и тесно связанна с опциальной функцией.

В) Социальная функция. Главное значение это устранить или смягчить социальную напряженность в обществе, постараться выравнить социальное положение людей, развивать здравоохранение и образование, культуру.

Для её выполнения государство создает фонды, которые расходуются на пенсии, пособия образование. Разрабатываются и реализуются программы стабилизирующие занятость населения, сокращающие безработицу, регулирующие размеры заработной платы.

Цель государства обеспечить человеку достойное существование, свободное развитие личности, защиту семьи, справедливость и защищенность.

Г) Ф. развития научно-технического прогресса, задача государства это постоянное расширение сферы научных и технических открытий и финансирование НТР.

17. Личность, государство, право: аспекты соотношения в прошлом и в современном мире (политико-правовая характеристика).

Характер отношения личности и государства в историческом развитии зависел от принадлежности личности к определенному классу и роду, в связи с этим государство или подавляло личность или предоставляло ей привилегии.

И только в период буржуазной эпохи появляется понятие гражданин, как носитель прав и свобод, а на государство возлагается обязанность защищать и гарантировать права и свободы и связь личности, государства и права проявляется во взаимном влиянии, а в конечном счете во взаимных правах и обязанностях.

Влияние личности на государство – проявляется через институты гражданского общества, партии, движения, а так же непосредственно через выборы органов государства, контроле, критики деятельности государства в СМИ, обжалование действий решений должностных лиц в судебных органах.

Государство обладает большими возможностями влияния на личность, роль государства проявляется в признании и юридическом закреплении прав и свобод личности, их охране и во вложении обязанностей.

Демократическое правовое государство должно закреплять равные права и равные обязанности. Соотношение личности права и государства находят свое выражение в правовом статусе личности. Правовой статус (правовое положение личности) – совокупность ее прав и обязанностей.

18. Основные методологические подходы к определению сущности и социального назначения государства: классовый подход, общесоциальный.

Сущность – это философский термин, это главное, смысл, который определяет его содержание, главное глубинное понятие государства.

Сущность государства – вопрос о том, кому принадлежит государственная власть, кто её осуществляет.

Подходы (теории):

1)Элиты 20 век, государственная власть принадлежит верхушке общества элите, т.е. народные классы не способны осуществлять государственную власть и управлять общественными делами.

2)Технопрактическая, управлять могут только профессионалы, менеджеры (эти теории страдают отрывом от народных масс).

3)Демократическая теория, первоносителем является народ, государственная власть должна быть народной и осуществляться в интересах и под контролем народа.

4)Марксистская (плановый подход в существовании государства). Политическая власть принадлежит экономически господствующему классу и используется в его интересах, классовая сущность определяется как машина, по средствам которой экономически господствующий класс становится политически господствующим, осуществляет свою диктатуру, т.е. власть не ограниченную законом и опирающуюся на силу и принуждение.

Классовый характер деятельности характерен для не демократических тоталитарных государств, но и в тех случаях, когда в обществе возникают острые классовые конфликты, государство удерживает классы от взаимного уничтожения, а общество от разрушения тем самым сохраняется его целостность. В этих условиях государство выполняет общественную функцию (сущность государства).

Данный подход, предполагает сотрудничество разных сил, которые есть в обществе. Государство сосредотачивает свою деятельность на обеспечении социального организма, на управление общими делами общества. И на всех этапах существования государства общие дела, вытекающие из природы самого общества, занимают долю деятельности государства. Любое общество заинтересованно в охране общества из вне, в установлении порядка, регулярности охраны жизни собственности общества, поэтому государство выполняет те функции, в которых заинтересован каждый член общества и государства в целом. Но и государство в целом не утратило полностью своего классового характера, оно охраняет те формы собственности того способа производства, на котором базируется, следовательно охраняет интересы того класса собственника средства производства, которого играет ведущую роль в производстве, выполняет классовую сущность. Вывод, многообразная сущность государства.

Общесоциальный подход, который заключен в государственной организации общества, той социальной ценности порядка, стабильности, которое несет с собой государство. Этот культурологический подход к государству добавляет и оценку роли государства как хранителя прав и свобод человека и гражданина, демократических процессов, позволяющих этносу выжить и воспроизводиться в современных условиях глобальных кризисов: экологического, демографического, энергетического, сырьевого и др.

19. Основные теории происхождения государства.

1. Теологическая

2. Договорная

3. Патриархальная

4. Теория насилия

5. Материалистическая

6. Психологическая

7. Органическая

1.Теологическая (Фома Аквинский, Аврелий Августин)

Фома Аквинский, Аврелий Августин считали, что государство вечно, неизменно и существует в силу божественной воли, а потому каждый обязан, смирится перед этой волей и подчиниться ей во всём. Суть её в том, что творец всего сущего на земле, в том числе и государства, это Бог. Проникнуть в тайну божественного замысла, постичь природу и сущность государства невозможно. В древнем Китае император именовался сыном неба. В христианстве так же широко развивалась идея божественной власти.

Данная теория имеет достоинства, она придаёт государственной власти божественный ореол и тем самым поднимает престиж, что способствует установлению в обществе разумного порядка. Но и недостатки, государство якобы создано высшим разумом.

2.Патриорхальная (Древняя Греция, Рим, Аристотель 4 век до н.э.)

Аристотель считал что, государство представляет собой естественный образ жизни, что вне государства общение человека с себе подобными не возможно и как существа общественные, люди стремятся к объединению и образованию патриархальной семьи, а увеличение этих семей ведет к образованию государства. Аристотель утверждал, что государство и государственная власть, это продолжение и развитие отцовской власти. В России теорию развивал Михайловский и народник Покровский. Не без влиянии данной теории образовалась традиция веры в отца народа, некую супер личность способную решать все проблемы.

Достоинства в демократичном содержании, обосновывает естественное право народа на свержение власти народного правителя, недостаток пассивное ожидание решений снижает у народных масс социальную активность, ответственность за судьбу своей страны.

3.Договорная (16-17 век, Граций, Спиноза, Радищев, Гоббс, Локка, Руссо, Монтескье)

Государство возникает как результат договора, в который вступают люди, находившиеся до этого в первобытном состоянии. Государство – это объединение людей на основе соглашений в силу которых, они передают часть своей свободы и власти государству, а изолированные индивиды превращаются в единый народ, в итоге у правителя и общества, возникает комплекс прав и обязанностей. Государство имеет право принимать законы, собирать налоги, наказывать преступников, но обязано защищать свою территорию, права граждан, их собственность, в свою очередь граждане обязаны соблюдать законы, платить налоги, но имеют право на защиту свободы, собственности, а в случае злоупотребления, правители власти могут расторгнуть договор даже путём свержения. Положительно то что, теория была шагом вперёд построении государства т.к. доказывала религиозные представления о происхождении государства и политической власти. Теория имеет демократические начала, обосновывает естественные права народа на свержение власти, вплоть до восстания. Недостатками являлось схематическое представление о первобытном обществе которое якобы на определённом этапе своего развития осознаёт необходимость соглашения между народом и правителями. Теория недооценивает социальные, экономические, военные факторы и преувеличивает субъективные факторы.

4.Насилия (19-20 века, Карл Каутский, Людвиг Гумплович Евгений Дюринг)

Причину возникновения государства они видели не в экономических отношениях, не в божественном проведении или в общественном договоре, а в военно-политических факторах, насилии порабощении одних племён другими и для управления завоёванными народами путём аппарата насилия, принуждения которым становится государство. По данной теории государство возникло естественно, т.е. путём насилия как организация властвования одного племени над другим, и это насилие и подчинение властвующими подвластных является основой возникновения экономического государства в результате войн племена становятся носителями сословий. Завоеватели превращали покоренных в рабов. Государство не итог внутреннего развития общества, а навязанная ему сила. Достоинство военной политических факторов в образовании государства отрицать нельзя, поскольку многие государства образовались именно так (Спарта, Франкское государство).

Недостатки, данная теория излишне преувеличивает военно-политические факторы, поскольку эти факторы в ряде регионов играли вторичные роли уступая социально-экономическим и поэтому насилие можно рассматривать в качестве одной причины возникновения государства.

5.Материалестическая (Марксийская 19-20 век Маркс, Энгельс, Ленин)

Суть излагается в работе Энгельса в книге «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Они связывали процесс возникновения государства и права главным образом с социально-экономическими причинами с переходом от присваивающей экономики к производящей экономики. Произошло разделение труда скотоводства от земледелия, ремесла и обособление слоя людей занятых в сфере труда обмена. В изменившихся условиях возрастает роль мужского труда, который становится преобладающим по сравнению с женским. Еще более важным было дробление общины на патриархальные семьи (земледельцы, скотоводы, ремесленники), чьи интересы не совпадают с интересами рода. С возникновением семьи начинается процесс разложения родовой общины, наступает период специализации, повышается производительность труда, появляется прибавочный продукт, возникает возможность товарооборота и присвоения результатов чужого труда. Возникает частная собственность, общество расслаивается, образуются классы, зарождается государство и право.

Причины коренятся и в воспроизводстве самого человека в частности запрещения инцеста, что способствовало выживанию. В обществе довольно сложно было искоренить инцест для этого были приняты суровые меры пресечения, поэтому есть основания полагать, что родовые органы которые поддерживали запрещение инцеста и пресекали его внутри рода, а так же развивали связи с другими родами в целях обмена женщинами и были первыми зачатками первых государственных органов (управления и принуждения).

6.Психологическая (Зигмунд Фрейд)

Фрейд связывал появление государств с особыми свойствами человеческой психики, а именно потребностью людей властвовать над другими людьми, стремление подчиняться властвующим. Причины заключаются в тех способностях, которые первобытный человек приписывал колдунам, вождям и т.д. Их магическая сила и психологическая энергия создавали условия зависимости сознания членов первобытного общества, от элиты и из этой власти элиты возникает государственная власть. Вместе с тем всегда, существуют люди не согласные с властью и для удержания в узде подобных, психологические начала личности и возникает государство.

Вывод: государство – это продукт разрешения психологических противоречий между активными личностями, способных к принятию ответственных решений и пассивной массы способной лишь к исполнению данного решения.

7.Органическая теория (19 век Спенсер)

Государство – это организм, постоянное отношение, между частями которого аналогичны постоянными отношениями между частями живого существа.

Государство – это разновидность биологического организма, имеет мозг и средства выполнения его решений. Как и среди биологических организмов, в результате естественного отбора выживают наиболее приспособленные, так и в социальных организмах. В процессе борьбы и воли возникают государства, формируются правительства. Государство уравнивается с биологическим организмом.

20. Сущность и значение типологической характеристики государства. Основные подходы к типизации государств.

Типологией государства называют классификацию отражающие логику исторического развития государства, позволяющая объединить их в группы на основе определенных критериев.

Под историческим типом государства понимаются взятые в единстве наиболее осуществляемые его черты и признаки, относящиеся к одной и той же общественно экономической формации.

1. Формационный подход – идея принадлежит МАРКСИСТАМ, деление всех существующих государств на исторические циклы служит общественно-экономическая формация, т.е. исторический тип общества, основанный на том или ином способе производства и принадлежности государственной власти определенному классу. К четырем типам общественно-экономической формации: рабовладельческая, феодальное, буржуазное, социалистическая. Смена одного исторического типа другим это процесс естественно исторический реализуются революцией.

2. Цивилизационный подход – Тойнби, основным критерием выступают духовные признаки, культурные, национальные. Тойнби считал, что цивилизация это замкнутое локальное состояние общества отличающиеся общностью религиозных, национальных и других признаков.

Виды цивилизации: Китайская, Индейская, Православная, Западная.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 237 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...