![]() |
Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | |
|
Патриархальная теория была широко распространена в Древней Греции и рабовладельческом Риме, в период средневекового абсолютизма и дошла до наших дней.
У истоков ее стоял Аристотель, который считал, что государство представляет собой естественную форму человеческой жизни,'что вне государства общение человека с себе подобными невозможно. Как существа общественные люди стремятся к объединению, к образованию патриархальной семьи. А увеличение числа этих семей и их объединение приводят к образованию государства. Теория договорного происхождения государства – возникла в глубине веков. Сторонники данной теории (Спиноза, Ж. Русо, А.Н. Радищев) исходили из того, что государству предшествует некое естественное состояние. Для Руссо люди в естественном состоянии обладают прирожденными правами и свободами. Учение о государстве Гегеля. Своеобразную теорию происхождения государства и права создал крупнейший представитель немецкой классической философии Г. В. Гегель. Он утверждал, что в основе всех явлений природы и общества, а следовательно, государства и права, лежит абсолютное духовное и разумное начало — «абсолютная идея» («мировой разум», «мировой дух»).По мысли Гегеля, государство не страховое учреждение, оно не служит отдельным лицам и не может быть их творением. Государство есть высшая форма реализации нравственности, абсолютная самоцель. Иначе говоря, государство не служит, а господствует, -оно не средство, а цель, цель в себе, высшая из всех целей. Государство имеет высшее право в отношении личности, а высшая обязанность последней — быть достойным членом государства. Теория насилия (завоевания) возникла Получила распространение в конце XIX — начале XX в. Ее основоположники Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг и др. опирались на известные исторические факты (возникновение германских и венгерских государств). Мать государства, утверждали сторонники теории насилия, — война и завоевание. Так, австрийский государствовед Гумплович утверждал, что история не предъявляет нам ни одного примера, где бы государство возникало не при помощи акта насилия, а как-нибудь иначе. Кроме того, это всегда являлось насилием одного племени над другим, оно выражалось в завоевании и порабощении более сильным чужим племенем более слабого, уже оседлого населения. Ирригационная теория связывает возникновение государства с необходимостью строительства и эксплуатации гигантских по тем временам ирригационных сооружений в Месопотамии, Египте, Индии, Китае, других аграрных областях. Эти процессы повлекли за собой образование класса чиновников-управленцев, различных бюрократических формирований, обслуживающих жизненно важные объекты хозяйствования, злоупотребляющих своим положением и постепенно порабощающих общество. Основатель данной теории К. Виттфогель в своей работе «Восточный деспотизм» называет этот исторический период «гидравлической», или «агроменеджериальной», цивилизацией. Органическая теория объясняет происхождение государства как результат естественного развития. Ее представители полагали, что государство появляется вместе с людьми и как сами люди, оно — творение сил природы. Марксистская теория происхождения государства наиболее полно изложена в работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства», само название которой отражает связь явлений, обусловивших возникновение анализируемогсиреномена. Для марксистской теории характерен материалистический подход. Она связывает возникновение государства с частной собственностью, расколом общества на классы и классовым антагонизмом. В.И. Ленин в работе «О государстве» характеризовал его как аппарат для систематического применения насилия, как машину для поддержания господства одного класса над другим. Суть марксистской теорий выражена в формуле: «государство есть продукт и проявление непримиримости классовых противоречий».
Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 490 | Нарушение авторского права страницы